г. Казань |
|
04 апреля 2018 г. |
Дело N А57-3062/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Тюриной Н.А., Арукаевой И.В.,
при участии представителя ответчика - муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" и третьего лица - Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Абушаевой Г.А. (доверенности от 16.11.2014 N 02-04/106 и от 30.03.2018 N 04-02/434 соответственно),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по жилищно- коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.10.2017 (судья Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 (председательствующий судья Телегина Т.Н., судьи Лыткина О.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-3062/2017
по исковому заявлению по иску Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов (ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026), к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003) о понуждении произвести капитальный ремонт, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета по управлению имуществом города Саратова, Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова" в лице ликвидационной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - Ассоциация, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "г. Саратов" (далее - МО "г. Саратов", ответчик) об обязании за счет средств казны МО "г. Саратов" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- в многоквартирном доме N 1 по ул. им. Чехова А.П. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам приложения N 2 к заключению эксперта от 19.07.2017 N 2436/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт отмостки жилого дома на сумму 210 661 руб.; ремонт подъездов (NN 1,2) жилого дома на сумму 1 025 968 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 108 632 руб.; ремонт фасада (утепление торцевых стен, выступов, ремонт швов) жилого дома на сумму 485 450 руб.; ремонт розлива и циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 306 817 руб.; ремонт стояков, розлива системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 501 561 руб.; ремонт розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 156 033 руб.; ремонт розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 616 677 руб.; замена мусоропроводов (подъездов NN 1-4) жилого дома на сумму 907 391 руб., а также в подъездах с N 1 по N 4 (включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 6 по ул. Центральная в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам приложения N 3 к заключению эксперта от 19.07.2017 N 2436/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт подъездов (NN 1,2,3,4) жилого дома на сумму 966 773 руб.; ремонт фасада (утепление торцевых стен, выступов, ремонт швов) жилого дома на сумму 4 975 099 руб.; ремонт стояков, розлива и циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 110 100 руб.; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 845 728 руб.; ремонт розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 4 142 680 руб.; ремонт стояков системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 513 891 руб., а также в подъездах с N 1 по N 4 (включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.10.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанными судебными актами, МО "г. Саратов", Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Полагают, что у Ассоциации отсутствует право на обращение в суд с настоящим иском, а также что исковые требования удовлетворены неправомерно к муниципальному образованию в лице администрации МО.
Указывают, что у МО "г. Саратов" не возникло обязательств по проведению капитального ремонта общего имущества спорных многоквартирных домов.
Считают, что истец не доказал факт необходимости проведения спорного капитального ремонта общего имущества. Указывают, что причиной существующего неудовлетворительного состояния общего имущества домов является ненадлежащее исполнение обязательств управляющей организацией.
Обращают внимание на то, что спорные дома включены в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.
Считают, что обжалуемые судебные акты неправомерно приняты без учета содержания статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), внесенной Федеральным законом Российской Федерации от 20.12.2017 N 399-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации, жилищного фонда в Российской Федерации", которой установлен механизм исполнения бывшим наймодателем обязанности по производству капитального ремонта нуждавшихся в нем домов.
Выражают несогласие с данной судами оценкой имеющихся в материалах дела доказательств. Отмечают, что представленные истцом акты осмотра многоквартирных домов составлены в одностороннем порядке и являются недопустимым доказательством; положенное в основу решения суда заключение экспертов составлено с нарушением требований части 2 статьи 86 АПК РФ.
Кроме того, ссылаются на пропуск истцом срока исковой давности.
В отзыве Ассоциация с доводами кассационных жалоб не согласилась, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица поддержала доводы кассационных жалоб в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва на них, заслушав представителя ответчика и третьего лица, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Ассоциация ТСЖ с 01.09.2015 осуществляет управление спорными многоквартирными домами.
Сославшись на договоры приватизации муниципальных квартир в спорных многоквартирных домах: от 06.04.2015 (кв. N 139 дома N 6 по ул. Центральная), от 29.04.2014 (кв. N 64 дома N 1 по ул. им. Чехова А.П.), от 19.02.2015 (кв. N 112 дома N 1 по ул. им. Чехова А.П.), и указывая, что на момент приватизации общее имущество в домах требовало капитального ремонта, истец обратился в суд с настоящим иском на основании статьи 16 Закона о приватизации жилищного фонда.
Ответчиком по настоящему спору является бывший наймодатель жилых помещений - муниципальное образование, к которому обоснованно в соответствии со статьями 16, 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, заявлены, приняты и разрешены судом исковые требования. Несогласие администрации МО с указанием на него как на лицо, выступающее от имени МО, не подтверждает доводов жалоб о рассмотрении дела судами к ненадлежащему ответчику.
Также судебной коллегией отклоняются доводы жалоб о пропуске истцом срока исковой давности, которым судам дана надлежащая оценка.
Наряду с тем, суд округа считает заслуживающими внимания и подлежащими дополнительной проверке доводы кассационных жалоб по существу спора о возложении на ответчика обязанности по проведению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов для устранения выявленных дефектов.
Так, разрешая данные требования, суды руководствовались статьей 16 Закона о приватизации жилищного фонда, статьями 210, 676 ГК РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", и указали, что ответчик обязан исполнить возникшие у него обязательства по выполнению капитального ремонта многоквартирных домов на даты приватизации квартир 06.04.2015, 29.04.2014, 19.02.2015, что подтверждается имеющимися в деле актами осмотров, а также заключением экспертов от 19.07.2017 N 2436/6-3.
Однако судами не учтено следующее.
В ответе на вопрос 5 "Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2007 года", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007, сохраняется ли у бывшего наймодателя - собственника жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда при приватизации гражданами жилых помещений обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, требующих на момент приватизации капитального ремонта, дано следующее разъяснение.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом.
При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
С 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, статья 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в статье 210 ГК РФ.
Исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Таким образом, согласно вышеуказанному разъяснению Верховного Суда Российской Федерации при проведении бывшим наймодателем требующегося при передаче помещений в собственность граждан капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках помещений данного дома.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов государственной Думы".
Как указал Конституционный Суд в вышеприведенном постановлении, изменения, внесенные в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ, не затронули статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая не утратила силу и продолжает действовать, то есть обязывает прежних наймодателей жилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять вытекающую из данной статьи публичную по своей правовой природе обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов. Обязанность же по производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения.
Согласно позиции ответчика в ходе рассмотрения дела, вновь приведенной в кассационных жалобах, предусмотренная статьей 16 Закона о приватизации жилищного фонда обязанность муниципального образования по капитальному ремонту спорных многоквартирных домов у него не возникла.
Материалами дела подтверждается, что приватизация квартир в спорных многоквартирных домах, 1983 (дом N 1 по ул. им. Чехова А.П.), 1986 (дом N 6 по ул. Центральная) годов постройки, началась в 1992, 1993 годах соответственно.
В 2004 году дома, с начала приватизации квартир находившиеся на балансе муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" (далее - МУ "ДЕЗ по Ленинскому району"), были переданы в управление ТСЖ, вошедших в состав Ассоциации.
При этом согласно сложившейся практике оформления правоотношений между МУ "ДЕЗ по Ленинскому району" и ТСЖ, в случае наличия дефектов и недостатков общего имущества домов составлялись Дополнительные условия приема-передачи жилых домов, в которых выявленные дефекты и недостатки подробно фиксировались.
В рассматриваемом случае спорные дома не были включены в Дополнительные условия приема-передачи жилых домов, соответственно на дату передачи домов они дефектов и недостатков не имели.
При этом уровень физического износа спорных элементов общего имущества многоквартирных домов по состоянию на начало приватизации помещений муниципального жилищного фонда и на дату передачи домов МУ "ДЕЗ по Ленинскому району" в управление ТСЖ на предмет превышения нормативных показателей, установленных Ведомственными строительными нормами и Правилами оценки физического износа жилых зданий (ВСН 58-88 (р) и ВСН 53-86 (р), определяющих минимальную продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов, а также, относительно замены лифтового оборудования, - установленных соответствующей нормативной документацией, допустимой к применению исходя из даты ее вступления в законную силу, судами не определялся.
Осмотр зданий, результаты которого отражены в положенных в основу выводов судов актах, был произведен в 2015 году.
Заключением экспертов необходимость осуществления в многоквартирных домах капитального ремонта общего имущества, в том числе спорных работ, устанавливалась на дату проведения экспертизы (на 2017 год). При этом в заключении отражено, что ответить на вопрос нуждались ли многоквартирные дома в капитальном ремонте на момент первых приватизаций (29.12.1992 - дом N 1 по ул. им. Чехова А.П., 11.06.1993 - дом N 6 по ул. Центральная) и на дату проведения осмотров многоквартирных домов в 2015 году экспертам не представилось возможным.
При таком положении выводы судов о возникновении у ответчика как бывшего наймодателя не исполненной до настоящего времени ранее возникшей у него обязанности по проведению спорного капитального ремонта не могут быть признаны основанными на исследованных доказательствах и требуют дополнительной проверки.
Что касается обстоятельств установления состояния общего имущества многоквартирных домов на дату рассмотрения дела, то суды, ссылаясь на длящуюся обязанность ответчика по проведению капитального ремонта, не приняли во внимание разграничение обязанностей бывшего наймодателя муниципального жилищного фонда, установленных статьей 16 Закона о приватизации, и обязанностей муниципального образования как одного из собственников помещений в многоквартирных домах, применительно к закрепленным в ЖК РФ механизму исполнения соответствующей обязанности всеми собственниками и порядку проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Поскольку вышеуказанные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, не были предметом подробного исследования судов первой и апелляционной инстанций, правовая оценка им не давалась, принятые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит устранить отмеченные нарушения, предложить сторонам представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований и возражений, и с учетом установленного разрешить спор в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Кроме того, в ходе нового рассмотрения суду необходимо проверить доводы кассационных жалоб об отсутствии у истца полномочий по предъявлению настоящего иска с учетом содержания официальных источников относительно управляющей организации в спорных многоквартирных домах.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.10.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 по делу N А57-3062/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.А. Тюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указал Конституционный Суд в вышеприведенном постановлении, изменения, внесенные в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ, не затронули статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая не утратила силу и продолжает действовать, то есть обязывает прежних наймодателей жилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять вытекающую из данной статьи публичную по своей правовой природе обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов. Обязанность же по производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения.
Согласно позиции ответчика в ходе рассмотрения дела, вновь приведенной в кассационных жалобах, предусмотренная статьей 16 Закона о приватизации жилищного фонда обязанность муниципального образования по капитальному ремонту спорных многоквартирных домов у него не возникла.
...
Что касается обстоятельств установления состояния общего имущества многоквартирных домов на дату рассмотрения дела, то суды, ссылаясь на длящуюся обязанность ответчика по проведению капитального ремонта, не приняли во внимание разграничение обязанностей бывшего наймодателя муниципального жилищного фонда, установленных статьей 16 Закона о приватизации, и обязанностей муниципального образования как одного из собственников помещений в многоквартирных домах, применительно к закрепленным в ЖК РФ механизму исполнения соответствующей обязанности всеми собственниками и порядку проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 апреля 2018 г. N Ф06-30851/18 по делу N А57-3062/2017