г. Казань |
|
05 апреля 2018 г. |
Дело N А65-28268/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя - Мисолиной Л.В., доверенность от 05.02.2018 N 80,
государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" - Садыковой А.Р., доверенность от 29.12.2017 N 0036,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу N А65-28268/2016
по заявлению государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 18" г. Казани, г. Казань, к государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан", г. Казань, о признании недействительным решения.
УСТАНОВИЛ:
государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 18" г. Казани (далее - ГАУЗ "Городская поликлиника N 18", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" (далее - ГУ "ТФ ОМС РТ", фонд) о признании недействительным акта фонда от 15.11.2016 комплексной выездной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования с учетом сообщения ГУ "ТФ ОМС РТ" о результатах рассмотрения возражений на этот акт от 17.11.2016 N 03-01/12608 в части требования возвратить в бюджет фонда средства в сумме 855 024,21 руб. и привлечения ГАУЗ "Городская поликлиника N 18" к ответственности по части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в виде штрафа в размере 40 128,89 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2017 в удовлетворении заявления ГАУЗ "Городская поликлиника N 18" отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2017 отменено, заявление ГАУЗ "Городская поликлиника N 18" частично удовлетворено. Признано недействительным решение ГУ "ТФ ОМС РТ" от 17.11.2016 N 03-01/12608 в части требования о восстановлении путем перечисления денежных средств на счет ТФ ОМС РТ использованных не по целевому назначению средств в сумме 855 024,21 руб. и уплате штрафа от суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 39 993,59 руб. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ГУ "ТФ ОМС РТ" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 отменить, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2017 оставить в силе.
В отзыве ГАУЗ "Городская поликлиника N 18", полагая постановление суда апелляционной инстанции обоснованным и законным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и фонда, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, в отношении ГАУЗ "Городская поликлиника N 18" фондом была проведена комплексная выездная проверка за период с 01.01.2014 по 31.12.2015, по результатам которой составлен акт проверки от 15.11.2016.
В акте проверки отражены факты использования учреждением здравоохранения средств не по целевому назначению, в том числе:
1) излишне начислена и выплачена стимулирующая надбавка за стаж работы по профилю на общую сумму 1353,04 руб. в т.ч. в 2014 г. - 669,65 руб., в 2015 г. - 683,39 руб.;
2) произведены расходы на проведение капитального ремонта, не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе ОМС, в 2014 г.- на сумму 59 171,32 руб., в 2015 г.- на сумму 340 764,56 руб.;
3) использование средств межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Татарстан, передаваемых Территориальному фонду обязательного медицинского страхования на реализацию преимущественно одноканального финансирования медицинских организаций через систему обязательного медицинского страхования, для финансового обеспечения услуг по зубопротезированию (КЦСР 0320521) в 2015 году для частичной оплаты расходов на проведение капитального ремонта, не включенных в тариф стоимости услуг по зубопротезированию, на сумму 197 881,27 рублей;
4) использование средств трансфертов, направляемых из бюджета Республики Татарстан бюджету ТФОМС Республики Татарстан на финансовое обеспечение предоставления услуг по зубопротезированию в 2014 году, для частичной оплаты расходов на проведение капитального ремонта, не включенных в тариф стоимости услуг по зубопротезированию, на сумму 257 207,06 руб., а всего по п.п.2-4 в сумме 855 024,21 руб.
В связи с этим на учреждение здравоохранения в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" возложена обязанность восстановить использованные не по целевому назначению средства в сумме 856 377,25 руб. путем перечисления денежных средств на счет ГУ "ТФ ОМС РТ" и уплатить штраф от суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 40 128,89 руб.
Заявленные ГАУЗ "Городская поликлиника N 18" возражения по акту проверки Фондом были рассмотрены и решением от 17.11.2016 N 03-01/12608 отклонены, акт проверки оставлен без изменения.
Не согласившись с указанным решением в части требования возврата в бюджет Фонда денежных средств в сумме 855 024,21 руб. и привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 40 128,89 руб., ГАУЗ "Городская поликлиника N 18" обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем в помещении поликлиники по ул. Рихарда Зорге, д.24 были произведены работы по полной замене оконных блоков, а также замене отдельных элементов дверей. Суд первой инстанции пришел к выводу, что замена оконных блоков в данном случае является капитальным ремонтом. Замена же элементов дверей является текущим ремонтом, однако, эти работы не вошли в акт проверки в качестве объектов нецелевого использования и предметом спора не являются. В помещении поликлиники по ул.Карбышева, д.12 была произведена полная замена оконных и дверных блоков, что относится к понятию капитального ремонта. Указанные обстоятельства подтверждены заключением эксперта N 1347/07-3 от 22.08.2017, данным по результатам проведения судебной экспертизы. Суд первой инстанции пришел к выводу, что заключение эксперта является последовательным и мотивированным, а содержащиеся в нем выводы сделаны по результатам осмотра помещений, в которых были произведены спорные работы. Выводы эксперта сторонами не опровергнуты, доказательства, свидетельствующие о неверности заключения эксперта, не представлены.
Доводы заявителя об осуществлении им в отношении указанных объектов текущего, а не капитального ремонта, суд первой инстанции признал необоснованными.
Суд апелляционной инстанции установил, что по итогам электронных аукционов между ГАУЗ "Городская поликлиника N 18" и ЗАО "Энергострой+", ООО "Строительная компания НИКА", ООО "ГЕРМЕС СТРОЙ ГРУПП" были заключены следующие контракты на выполнение работ по текущему ремонту помещений ГАУЗ "Городская поликлиника N 18" г. Казани:
- от 15.09.2014 N 2014.35372 на выполнение работ по текущему ремонту помещений филиала, находящегося по адресу: г. Казань, ул.Р. Зорге, д.24, на общую сумму 358 271,98 руб.;
- от 23.12.2014 N 20114.52563 на выполнение работ по текущему ремонту помещений, филиала, находящегося по адресу: г. Казань, ул. Карбышева, д.12, на общую сумму 770 000 рублей;
- от 07.10.2015 N 2015.39589 на выполнение работ по текущему ремонту помещений филиала, находящегося по адресу: г. Казань, ул. Карбышева, д. 12, на общую сумму 2 849 845 руб.
Согласно акту приемки выполненных работ N 1 от 26.12.2014 подрядчиком была произведена замена окон по ул. Карбышева, д.12 на сумму 459 566,73 рублей, из них 202 359,67 рублей оплачены из средств, полученных за оказание платных медицинских услуг, сумма нецелевого использования, по мнению Фонда, составила 257 207,06 руб.
Согласно акту приемки выполненных работ б/н от 22.12.2015 ГАУЗ "Городская поликлиника N 18" г. Казани была произведена замена окон по ул. Карбышева, д.12 на сумму 187 078,11 рублей, замена дверей по ул. Карбышева, д. 12 на сумму 479 377,42 рублей. Всего на 666 455,53 рублей, из которых 127 809,70 рублей оплачены из средств, полученных за оказание платных медицинских услуг, сумма нецелевого использования, по мнению Фонда, составила 538 645,83 руб.
Согласно акту приемки выполненных работ N 1 от 10.10.2014 ГАУЗ "Городская поликлиника N 18" г. Казани была произведена замена окон по ул. Р. Зорге, д. 24, сумма нецелевого использования, по мнению Фонда, составила 59 171,32 руб.
Всего в ходе проведенной Фондом проверки со ссылкой на Приложения N 1,7 к Ведомственным строительным нормам ВСН N 58-88 (р) "Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, было установлено нецелевое использование средств в части расходов на проведение капитального ремонта по замене оконных и дверных блоков на общую сумму 855 021,21 рублей за счет:
- средств ОМС на сумму 399 935,88 руб. (59 171,32 руб. в 2014 г., 340 764,56 руб. в 2015 г.);
- межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Татарстан, передаваемых Территориальному фонду обязательного медицинского страхования на реализацию преимущественно одноканального финансирования медицинских организаций через систему обязательного медицинского страхования, для финансового обеспечения услуг по зубопротезированию в 2015 году на сумму 197 881,27 руб.;
- средств трансфертов направляемых из бюджета Республики Татарстан бюджету ТФ ОМС Республики Татарстан на финансовое обеспечение предоставления услуг по зубопротезированию в 2014 году на сумму 257 207,06 руб.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что в здании поликлиники N 18, расположенном по ул. Зорге, д.24, произведена замена всех 6 оконных блоков, что составляет 100% в соответствии с данными акта выполненных работ; двери не были заменены (только фурнитура, факт замены которой не представляется возможным определить натурным обследованием). В здании поликлиники N 18, расположенном по ул. Карбышева, д.12, проведена замена 112 оконных блоков.
Согласно актам выполненных работ на объекте заменено 198,02 кв. м - 84 шт. оконных блоков, что составляет 75% от общего количества замененных по факту оконных блоков на объекте. Натурным обследованием не представляется возможность определения замененных дверей от установленных первоначально на объекте исследования, соответственно, не представляется возможность расчета процентного соотношения.
Пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации дает определение нецелевого использования бюджетных средств, под которым законом признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Судом апелляционной инстанции установлен факт выполнения подрядчиками на основании государственных контрактов и договоров подряда, заключенных с ГАУЗ "Городская поликлиника N 18", подрядных работ по текущему ремонту зданий поликлиники, а именно, частичной замене оконных, дверных блоков. Факт оплаты заявителем подрядным организациям за выполнение спорных строительных работ подтвержден платежными поручениями и сторонами не опровергается.
Исследовав и оценив, в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, представленные по делу доказательства, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 6, частью 5 статьи 15, части 2 статьи 20, части 2 статьи 28, пунктом 12 части 7 статьи 34, частью 14 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пунктом 3 раздела VII Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктами 4.1, 5.1 Приложением N7 ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, пунктами 3.1, 3.4, 3.11, Приложениями N 3, 8 "Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" МДС 13-14.2000, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, установив, что текущий ремонт по частичной замене оконных и дверных блоков в помещениях поликлиники производился на основании государственных контрактов, заключенных по результатам аукционов в соответствии с аукционной документацией, с проверкой и утверждением контролирующими органами локальных смет по актам о приемке выполненных работ за счет средств ОМС, которые использованы по целевому назначению, а здания поликлиники на капитальный ремонт не ставились, работа медицинским учреждением не приостанавливалась, суд апелляционной инстанции сделал к вывод о проведении заявителем не капитального, а текущего ремонта, и указал, что оснований для вывода о нецелевом использовании заявителем средств ОМС, средств указанных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Татарстан на общую сумму 855 021,21 руб. не имеется.
В кассационной ГУ "ТФ ОМС РТ" оспаривает выводы суда апелляционной инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, настаивая на оценке, изложенной в решении суда первой инстанции, полагая, что замена оконных и дверных блоков в помещениях поликлиники N 18 г. Казани относится к капитальному, а не текущему ремонту.
В отзыве ГАУЗ "Городская поликлиника N 18", отмечая, что замена оконных и дверных блоков в помещениях поликлиники проводилась без постановки объекта или его части на капитальный ремонт (работа медучреждением не приостанавливалась), без выполнения каких-либо работ, которые бы затрагивали конструктивные элементы здания, при этом не менялись размеры оконных, дверных проемов, не нарушалась целостность перемычек над оконными и дверными проемами, ссылаясь на
положения Приложения N 8 "Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" МДС 13-14.2000, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, считает выводы суда апелляционной инстанции об отнесении этих работ к текущему ремонту обоснованными.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку в оспариваемом судебном акте.
В судебном акте приведены мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к таким выводам, с указанием на конкретные обстоятельства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
Суд кассационной инстанции отмечает, что согласно справке ГАУЗ "Городская поликлиника N 18" от 15.11.2006 N 958 (т. 1 л.д. 111) в 4-х этажном основном здании поликлиники N18 г. Казани по адресу ул. Карбышева, д.12, всего имеется 232 оконных блока и 150 дверных блоков; в помещении поликлиники N18 г.Казани по адресу ул.Р.Зорге, д. 24 (отдельные кабинеты врачей, расположенные на 1-ом этаже многоквартирного дома) имеется 7 оконных блоков и 13 дверных блоков; в 2014-2015 г.г. в помещениях заявителя производилась замена лишь части оконных и дверных блоков, что ГУ "ТФ ОМС РТ" не оспаривает.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции в данном случае соглашается с выводом суда апелляционной инстанции об отнесении вышеуказанных ремонтных работ к текущему, а не капитальному ремонту.
Доводы кассационной жалобы Фонда, сводящиеся к иной, чем у суда апелляционной инстанции, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 по делу N А65-28268/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив, в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, представленные по делу доказательства, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 6, частью 5 статьи 15, части 2 статьи 20, части 2 статьи 28, пунктом 12 части 7 статьи 34, частью 14 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пунктом 3 раздела VII Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктами 4.1, 5.1 Приложением N7 ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, пунктами 3.1, 3.4, 3.11, Приложениями N 3, 8 "Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" МДС 13-14.2000, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, установив, что текущий ремонт по частичной замене оконных и дверных блоков в помещениях поликлиники производился на основании государственных контрактов, заключенных по результатам аукционов в соответствии с аукционной документацией, с проверкой и утверждением контролирующими органами локальных смет по актам о приемке выполненных работ за счет средств ОМС, которые использованы по целевому назначению, а здания поликлиники на капитальный ремонт не ставились, работа медицинским учреждением не приостанавливалась, суд апелляционной инстанции сделал к вывод о проведении заявителем не капитального, а текущего ремонта, и указал, что оснований для вывода о нецелевом использовании заявителем средств ОМС, средств указанных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Татарстан на общую сумму 855 021,21 руб. не имеется.
...
положения Приложения N 8 "Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" МДС 13-14.2000, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, считает выводы суда апелляционной инстанции об отнесении этих работ к текущему ремонту обоснованными."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 апреля 2018 г. N Ф06-30544/18 по делу N А65-28268/2016
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-30544/18
27.12.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16016/17
21.09.2017 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-28268/16
03.07.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7314/17