г. Казань |
|
06 апреля 2018 г. |
Дело N А65-26570/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Сергеенко М.И., доверенность от 06.03.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное),
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.10.2017 (судья Андриянова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2018 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу N А65- 26570/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый город Ц" (ИНН 1650160966, ОГРН 1071650015051) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное), Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в г. Набережные Челны о признании незаконными решения от 05.06.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 013V12170000354, решения от 07.06.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 119,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Чистый город Ц" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) от 05.06.2017 N 013V12170000354 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, и решения Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - Фонд социального страхования) от 07.06.2017 N 119 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.10.2017 заявление общества удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Пенсионный фонд и Фонд социального страхования просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Пенсионным фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, о чем составлен акт от 03.05.2017 N 013V10170000308.
По результатам проверки Пенсионным фондом принято решение от 05.06.2017 N 013V12170000354 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Фондом социального страхования проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, о чем составлен акт от 15.05.2017 N 130.
По результатам проверки Фондом социального страхования принято решение от 07.06.2017 N 119 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Основанием для вынесения оспариваемых решений явился вывод ответчиков о том, что заявитель необоснованно не начислил страховые взносы на выплаты, произведенные работникам в виде компенсации молока за вредные условия труда, при отсутствии необходимости в установлении данной компенсации по результатам проведенной аттестации.
Не согласившись с указанными решениями, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суды правомерно исходили из следующего.
Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), предусмотрено, что обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 20 Закона N 165-ФЗ).
Подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212- ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действующий в проверяемый период, включает в перечень плательщиков страховых взносов помимо прочих и организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, к которым в рассматриваемом случае относится и заявитель.
Пункт 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ относит обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний к самостоятельным видом социального страхования.
Пункт 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ признает объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ определено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 этого Федерального закона.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ отмечено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 5 этого же Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
На основании статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на получение компенсаций, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В статье 222 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов, а также лечебно-профилактического питания, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" предусмотрено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.
Пунктом 2 данного постановления предусмотрена возможность замены бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов (далее - Перечень) утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н (далее - Приказ N 45-н). Этим же приказом утверждены Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока.
Согласно Нормам и условиям бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем, приведенным в приложении N 3, и уровни которых превышают установленные нормативы (пункт 2); норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены (пункт 4).
Пунктом 13 Приложения N 1 к Приказу N 45н предусмотрено, что в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами проведения специальной оценки условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
При отсутствии у работодателя данных о результатах проведения специальной оценки условий труда или невыполнении им вышеперечисленных требований сохраняется порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, действовавший до вступления в силу данного Приказа
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством работодатель обязан бесплатно выдавать молоко работникам, фактически занятым на работах с вредными условиями труда, если это предусмотрено положениями заключенного коллективного договора, до получения результатов аттестации их рабочих мест, подтверждающих обеспечение безопасных (допустимых) условий труда. При этом для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам необходимо одновременно соблюдение 2 условий: наличие результатов проведения специальной оценки условий труда и согласие первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя) на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам по результатам проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.
Как усматривается из материалов дела, заявителем представлены карты аттестации рабочих мест по следующим профессиям: слесарь по ремонту автомобиля, слесарь-электрик, водитель автомобиля, оператор манипулятора, моторист, штукатур.
В строке 090 всех карт аттестации по профессиям, указанным выше, дано заключение о необходимости выдачи 0,5 литра молока за наличие вредных производственных факторов в соответствии с приказом Минздрава РФ от 28.03.2003 N 126.
Превышение допустимых вредных производственных факторов установлено на основании замеров и оценки условий труда работников, проводимых в соответствии с программой производственного контроля вредных факторов.
Судами установлено, что основанием для бесплатной выдачи работнику молока или других равноценных пищевых продуктов является его фактическая занятость на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем.
Доказательств того, что на данных рабочих местах обеспечены безопасные условия труда и у работников, занятых на этих работах, отсутствовали правовые основания для получения молока, либо компенсации, эквивалентной его стоимости, ответчики в материалы дела не представили.
Также представлены приказы от 03.09.2007 N 23 о бесплатной выдаче молока работникам, занятым на работах с вредным условиям труда, от 31.12.2008 N 163 о замене бесплатной выдачи молока денежной компенсацией, от 31.12.2008 N 157 о компенсационной выплате, протокол совместного заседания администрации и профсоюзного комитете от 05.06.2012, согласно которому отказано в отмене денежной компенсации, выплачиваемой взамен бесплатного молока работникам, положение об оплате труда от 01.01.2013.Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (далее - Перечень), утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.03.2003 N 126.
С учетом изложенного суды пришли выводу, что заявитель обязан продолжать бесплатно выдавать молоко или выплачивать денежную компенсацию в эквивалентном размере работникам, фактически занятым на работах с вредными условиями труда.
Судебная коллегия находит данные выводы законными и обоснованными, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы подателей, изложенные в кассационных жалобах, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.10.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2018 по делу N А65-26570/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств того, что на данных рабочих местах обеспечены безопасные условия труда и у работников, занятых на этих работах, отсутствовали правовые основания для получения молока, либо компенсации, эквивалентной его стоимости, ответчики в материалы дела не представили.
Также представлены приказы от 03.09.2007 N 23 о бесплатной выдаче молока работникам, занятым на работах с вредным условиям труда, от 31.12.2008 N 163 о замене бесплатной выдачи молока денежной компенсацией, от 31.12.2008 N 157 о компенсационной выплате, протокол совместного заседания администрации и профсоюзного комитете от 05.06.2012, согласно которому отказано в отмене денежной компенсации, выплачиваемой взамен бесплатного молока работникам, положение об оплате труда от 01.01.2013.Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (далее - Перечень), утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.03.2003 N 126."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 апреля 2018 г. N Ф06-31102/18 по делу N А65-26570/2017