г. Казань |
|
11 апреля 2018 г. |
Дело N А12-23049/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 10.04.2018.
Полный текст постановления изготовлен - 11.04.2018.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шатохина Андрея Ивановича, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2017 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2017 (председательствующий судья Землянникова В.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузмичев С.А.)
по делу N А12-23049/2017
по заявлению администрации Центрального района г. Волгограда, г. Волгоград, об отмене обеспечительных мер, в рамках дела по заявлению индивидуального предпринимателя Шатохина Андрея Ивановича (ИНН 344400252356 ОГРНИП 304344417300084), г. Волгоград, к администрации Центрального района г. Волгограда, г. Волгоград, о признании незаконными действий, третье лицо, Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шатохин Андрей Иванович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Центрального района г. Волгограда (далее - администрация) о признании незаконными действий по вынесению решения от 02.05.2017 о фиксации самовольно установленного объекта, и изданию распоряжения Главы администрации Центрального района от 15.05.2017 N 167-Р о демонтаже самовольно установленного объекта, по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. Ткачева д. 11 со стороны строения 7А, площадью 7,04 кв. м.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2017, в требованиях предпринимателя к администрации отказано.
Предприниматель, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права
Администрация в возражении на кассационную жалобу просит ее отклонить, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением администрации от 20.12.2011 N 897-п между предпринимателем и администрацией заключен договор аренды земельного участка от 26.04.2012 N 4/52-12к для размещения временного нестационарного объекта торгового киоска по адресу г. Волгоград Центральный р-н, ул. Ткачёва д. 11 со стороны строения 7А.
Дополнительным соглашением от 13.02.2013 N 211-В срок действия договора продлён до 07.03.2016.
Договором от 09.03.2016 N 04/118-16 переоформлено право на размещение торгового киоска площадью 7,04 кв. м по адресу г. Волгоград, Центральный р-н, ул. Ткачёва, д. 11 со стороны строения 7А учётный номер в Схеме размещения 1.143, сроком действия до 31.12.2016. Далее договором от 26.12.2016 до 28.02.2017 N 04/83-17.
Представителями Департамента земельных ресурсов, Департамента экономического развития администрации Волгограда и администрации составлен акт обследования от 14.04.2017 N 4/168-17-ДЗР. В рамках обследования выявлено, что на земельном участке по вышеуказанному адресу имеется киоск с вывеской "Хлеб, лаваш, булочки", (Цвет: белый с красным, размер 3,2 х 2,1 м, площадью 7 кв. м). Договор на размещение от 26.12.2016 N 04/83-17 прекращен в связи с окончанием срока действия договора 28.02.2017.
Заявителю вручено уведомление от 02.05.2017 N 14 о фиксации самовольно установленного объекта в отношении вышеуказанного объекта.
В указанном уведомлении предпринимателю предложено добровольно демонтировать объект в срок до 10.05.2017. В случае неисполнения работ по демонтажу добровольно, объект будет демонтирован и вывезен в принудительном порядке к месту ответственного хранения, а с предпринимателя будут взысканы средства, затраченные на демонтаж, транспортировку, хранение демонтированного объекта.
Руководствуясь Положением о комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 "Об утверждении Порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда", Положением об администрации Центрального района Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 N 40/1252, Положением о комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Центрального района Волгограда, утвержденным распоряжением администрации Центрального района Волгограда от 17.06.2016 N 199-Р, администрацией принято решение демонтировать самовольно установленный нестационарный объект, расположенный на вышеуказанном земельном участке.
Главой администрации принято распоряжение от 15.05.2017 N 167-Р "О демонтаже самовольно установленного нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке по адресу: ул. им. Ткачева, д. 11 (со стороны строения N 7а) в Центральном районе Волгограда: киоск с вывеской "Хлеб, Лаваш, Булочки" (цвет: белый с красным, размер 3,2 м х 2,1 м, площадь 7 кв. м.).
Предприниматель, полагая указанные действия администрации незаконными, нарушающими права и охраняемые законом интересы предпринимателя, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из соответствия действий администрации по вынесению решения от 02.05.2017 о фиксации самовольно установленного объекта, и изданию распоряжения Главы администрации Центрального района от 15.05.2017 N 167-Р о демонтаже самовольно установленного объекта, требованиям действующего законодательства.
Выводы судов закону не противоречат.
Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 названной статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, которые определяют порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об администрации, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 N 40/1252 (далее - Положение) администрация является территориальным структурным подразделением (органом) администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории Центрального района Волгограда.
Таким образом, администрация как структурное подразделение органа местного самоуправления осуществляет свою деятельность в рамках делегированных администрацией Волгограда полномочий.
Размещение нестационарных торговых объектов на территории района осуществляется в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 26.12.2016 N 52/1513 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда".
Подпунктом 2.5.3 Порядка определено, что при наличии у хозяйствующего субъекта договора аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта, заключенного до вступления в силу настоящего Порядка, Договор на размещение заключается без проведения конкурса. Хозяйствующий субъект обращается с письменным заявлением в срок не ранее чем за 1 месяц и не позднее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия договора на размещение о заключении с ним договора на размещение в администрацию района Волгограда, на территории которого размещен принадлежащий ему нестационарный торговый объект. В заявлении указываются реквизиты договора на размещение.
В этом случае администрация района заключает договор на размещение в пределах действия вновь утвержденной Схемы без проведения аукциона при условии наличия указанного в договоре на размещение места во вновь утвержденной Схеме.
Судами установлено, что место размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, ул. им. Ткачева, д. 11 со стороны строения 7а (номер места 1.143, договор N 04/83-17) в утвержденной Схеме отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 Порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда утвержденного постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764, демонтажу подлежат нестационарные объекты, размещенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, располагаемых внутри объектов, находящихся в муниципальной собственности, установленных и (или) эксплуатируемых без правовых оснований на их размещение.
Договор на размещение от 26.12.2016 N 04/83-17 прекращен в связи с окончанием срока его действия 28.02.2017.
Давая оценку имеющимся в деле доказательствам в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суды двух инстанций признали, что администрацией при составлении уведомления о фиксации самовольно установленного объекта норм действующего законодательства не нарушено, действующий порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 соблюден.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих легитимность размещения нестационарного объекта по вышеуказанному адресу, в связи с чем действия администрации признаны судами не нарушающими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию предпринимателя в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2017 по делу N А12-23049/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, которые определяют порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
...
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих легитимность размещения нестационарного объекта по вышеуказанному адресу, в связи с чем действия администрации признаны судами не нарушающими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 апреля 2018 г. N Ф06-30804/18 по делу N А12-23049/2017
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-30804/18
15.02.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-28658/17
08.02.2018 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-30804/18
30.11.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12661/17
25.10.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11464/17
12.09.2017 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-23049/17
26.07.2017 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-23049/17