г. Казань |
|
16 апреля 2018 г. |
Дело N А12-16414/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Хасановой А.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области:
заявителя - Рода Д.А., доверенность от 28.02.2017 N 319-Д,
ответчика - Савинковой О.Л., доверенность от 09.01.2018 N 01-03/37-3,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2017 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Луговский Н.В.)
по делу N А12-16414/2017
по заявлению администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Волгоградская область, г. Волжский (ИНН: 3435110011, ОГРН: 1023402008706) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН: 3444051210, ОГРН: 1023403460596) о признании незаконным и отмене предупреждения,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России, антимонопольный орган) от 26.04.2017 N 03-14/2849.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Музыкантов Андрей Александрович (далее - Музыкантов А.А.), Абрамян Валентина Валентиновна (далее Абрамян В.В.).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2017 признано недействительным предупреждение Волгоградского УФАС России от 26.04.2017 N 03-14/2849, выданное администрации, об отмене пункта 4 документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе - город Волжский Волгоградской области, утвержденного постановлением администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от 05.10.2016 N 6251.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2017 оставлено без изменения.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, в Волгоградское УФАС России поступила жалоба Музыкантова А.А., Абрамян В.В. на действия Администрации, выразившееся в утверждении постановлением от 05.10.2016 N 6251 документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе - город Волжский Волгоградской области.
Установив в действиях Администрации, выразившихся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами не муниципальной формы собственности на рынке регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском округе - г. Волжский Волгоградской области путем принятия постановления от 05.10.2016 N 6251 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе - город Волжский Волгоградской", пункт 4 которого предусматривает отмену 10 муниципальных маршрутов, признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган 25.04.2017 в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Администрации выдал предупреждение N 03-14/2949 о прекращении действий (бездействий).
В соответствии с указанным предупреждением до 15.05.2017 Администрации необходимо отменить пункт 4 вышеуказанного Документа планирования.
Не согласившись с указанным предупреждением, администрация обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что оспариваемое предупреждение Волгоградского УФАС России не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Судебная коллегия считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 39.1 Закона N 135-ФЗ в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (часть 1). Предупреждение должно содержать выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения (часть 4).
Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции), то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.
УФАС по Волгоградской области усмотрело признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, ссылаясь при этом на то, что отмена маршрутов, установленная пунктом 4 Документа планирования регулярных перевозок, приведет к уменьшению числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки автотранспортом на городских маршрутах регулярного сообщения, что указывает на признак ограничения конкуренции, установленный в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, а именно на сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц.
Как установлено судами, постановлением администрации Волгограда от 05.10.2016 N 6251 утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город - Волжский Волгоградской области, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1.2 вышеупомянутого документа целями развития регулярных перевозок являются: обеспечение безопасности перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; снижение загрузки улиц и автомобильных дорог; обеспечение безопасности дорожного движения; исключение дублирования муниципальных маршрутов регулярных перевозок; повышение качества, эффективности и безопасности транспортного обслуживания населения городского округа город - герой Волгоград.
Документ планирования регулярных перевозок включает в себя следующие мероприятия по развитию регулярных перевозок: график, в соответствии с которым в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам должен быть заключен муниципальный контракт (п. 2.1); изменение класса и экологических характеристик транспортного средства, используемого на муниципальном маршруте (п. 3.1); изменение включенных в состав муниципального маршрута регулярных перевозок остановочных пунктов, а также улиц и автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между данными остановочными пунктами, а также иных характеристик маршрута (п. 3.2); муниципальные маршруты регулярных перевозок, которые подлежат отмене с 30.04.2017, 15.11.2017, 15.12.2017 (п. 4); строительство новых остановочных пунктов общественного транспорта (п. 5); реконструкция остановочных пунктов (п. 6); организация транспортно-пересадочных узлов для муниципальных и межмуниципальных маршрутов (п. 7).
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 названного закона порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений данного Федерального закона.
Согласно пункту 3.1 раздела 3 решения Волжской Городской Думы Волгоградской области от 31.05.2016 N 258-ВГД "О принятии положения о правилах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом городского округа - город Волжский Волгоградской области" маршруты регулярных перевозок в границах городского округа - город Волжский Волгоградской области устанавливаются, изменяются, отменяются администрацией городского круга - город Волжский Волгоградской области в лице уполномоченного органа - комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (пункт).
Положением о правилах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом городского округа - город Волжский Волгоградской области", утвержденным решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 31.05.2016 N 258-ВГД, установлено, что отмена маршрута регулярных перевозок оформляется распоряжением уполномоченного органа и производится уполномоченным органом, в том числе, в случае, если документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена маршрута регулярных перевозок.
В силу пункта 27 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов местного самоуправления.
Кроме того, судом апелляционной инстанции правомерно учтено, что законность и обоснованность пункта 4 Документа планирования регулярных перевозок являлись предметом рассмотрения Волжского городского суда Волгоградской области.
Решениями Волжского городского суда Волгоградской области от 04.05.2017 по делу N 2а-2606/2017, от 24.05.2017 по делу N 2а-2806/2017 отказано в удовлетворении требований заявителей о признании недействующим пункта 4 Документа планирования регулярных перевозок.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что Документ планирования регулярных перевозок соответствует положениям Закона N 131-ФЗ, Закона N 220-ФЗ, Положению о правилах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом городского округа - город Волжский Волгоградской области, утвержденному решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 31.05.2016 N 258-ВГД, следовательно, в действиях Администрации и в спорном пункте Документа планирования регулярных перевозок отсутствуют признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона защите конкуренции.
Доводы антимонопольного органа, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 по делу N А12-16414/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 27 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов местного самоуправления.
...
Решениями Волжского городского суда Волгоградской области от 04.05.2017 по делу N 2а-2606/2017, от 24.05.2017 по делу N 2а-2806/2017 отказано в удовлетворении требований заявителей о признании недействующим пункта 4 Документа планирования регулярных перевозок.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что Документ планирования регулярных перевозок соответствует положениям Закона N 131-ФЗ, Закона N 220-ФЗ, Положению о правилах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом городского округа - город Волжский Волгоградской области, утвержденному решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 31.05.2016 N 258-ВГД, следовательно, в действиях Администрации и в спорном пункте Документа планирования регулярных перевозок отсутствуют признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 апреля 2018 г. N Ф06-31225/18 по делу N А12-16414/2017
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-31225/18
08.12.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13324/17
21.09.2017 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-16414/17
15.08.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8616/17