г. Казань |
|
19 апреля 2018 г. |
Дело N А57-13502/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Тощева А.А. (доверенность от 09.01.2018 N 01-10/8),
ответчика - Миннебаевой Л.И. (доверенность от 16.04.2018 N 01-1801),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.11.2017 (судья Калинина А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Борисова Т.С., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-13502/2017
по заявлению Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района (Саратовская область, г. Энгельс, ИНН 6449031750, ОГРН 1026401995729) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (г. Саратов, ИНН 6450014580, ОГРН 1026402675045), третьи лица: Лузик Илья Викторович (г. Саратов), Рыськов Анатолий Валерьевич (г. Саратов), Ширяев Роман Александрович (г. Саратов), Неловко Сергей Николаевич (г. Саратов), Смоляков Артем Сергеевич (г. Саратов), Мкртчян Ашот Давидович (г. Саратов), об отмене решения и предписания от 07.06.2017 N 78-17/ов-т,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района (далее - Комитет по земельным ресурсам, заявитель) обратился в арбитражный суд Саратовской области с заявлением об отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - Саратовское УФАС России, антимонопольный орган) от 07.06.2017 N 78-17/ов-т.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Лузик Илья Викторович (далее - Лузик И.В.), Рыськов Анатолий Валерьевич (далее - Рыськов А.В.), Ширяев Роман Александрович (далее - Ширяев Р.А.), Неловко Сергей Николаевич (далее - Неловко С.Н.), Смоляков Артем Сергеевич (далее - Смоляков А.С.), Мкртчян Ашот Давидович (далее - Мкртчян А.Д.).
Решением арбитражного суда Саратовской области от 15.11.2017 по делу N А57-13502/2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет по земельным ресурсам просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Саратовским УФАС России по результатам проверки действий организатора аукциона - Комитета по земельным ресурсам при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка сроком на 20 лет, расположенного: Саратовская область, Энгельсский район, СНТ "Янтарь", площадью 483 кв.м., принято решение от 07.06.2017 N 78-17/ов-т и выдано предписание от 07.06.2017 N 78-17/ов-т о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов по извещению N 190417/0873556/01. Организатору торгов предписано в срок до 23.06.2017 отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого аукциона, внести изменения в извещение о проведении торгов, приведя его в соответствие с нормами земельного законодательства, продлить срок подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, Комитет по земельным ресурсам обратился в суд с изложенными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Порядок образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовки к проведению аукциона регламентирован частью 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Пунктом 4 части 3 статьи 39.11 ЗК РФ предусмотрено, в том числе, получение технических условий подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Согласно подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать в том числе, сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства).
Таким образом, информация о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и о плате за подключение является требованием о представлении исчерпывающих сведений о возможности застройки участка, соответственно, данная информация должна быть доведена до всех заинтересованных лиц, желающих принять участие в аукционе.
Кроме того, согласно пункту 4 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенные использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила), сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Следовательно, земельный участок не может быть предметом аукциона в случае отсутствия сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения.
Как установлено судами и следует из извещения о проведении аукциона, МУП "Покровск-Тепло ЭМР" Саратовской области полагает возможным водоснабжение объекта от индивидуальной артезианской скважины, расположенной на предоставляемом земельном участке.
Однако, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, данная информация не может быть расценена как сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, используемых в частности в процессе водоснабжения.
В этой связи являются обоснованными выводы антимонопольного органа о том, что извещение не отражает информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и о плате за подключение.
При этом организатор торгов в ходе рассмотрения жалобы Рыськова А.В. пояснил, что на спорном земельном участке отсутствует индивидуальная артезианская скважина.
Согласно письму МУП "Покровск-Тепло ЭМР Саратовской области" (исх. от 06.06.2017 N 1057/15-17) в адрес Саратовского УФАС России, информацию по предельно свободной мощности сетей, максимальной нагрузки, сроков подключения и действия технических условий МУП "Покровск-Тепло" дать не может в связи с отсутствием каких либо источников и разводящих сетей инженерно-технического обеспечения в районе расположения объекта капитального строительства; информация о плате за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения отсутствует в связи с отсутствием каких либо программ и планов по развитию сетей инженерно-технического обеспечения в районе предполагаемого объекта капитального строительства; документально подтвержденной информацией о наличии индивидуальной скважины, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 64:38:022101:247, расположенном по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, СНТ "Янтарь", МУП "Покровск-тепло" не располагает.
В соответствии с представленным организатором торгов актом осмотра земельного участка N 269, на момент осмотра 06.06.2017 установлено, что на вышеуказанном земельном участке складированы строительные материалы, произрастают плодовые деревья, земельный участок огорожен забором на металлических столбах и оборудован металлическими въездными воротами.
Учитывая вышеизложенное, суды указали на невозможность заключения о наличии либо отсутствии на спорном земельном участке индивидуальной артезианской скважины, а, значит, и сведений о сроке подключения водоснабжения объекта от артезианской скважины, расположенной на предоставляемом земельном участке, о плате за подключение водоснабжения объекта от артезианской скважины, расположенной на предоставляемом земельном участке.
Согласно пункту 6.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в том числе, по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.
Для соблюдения порядка подготовки к проведению аукциона организатор торгов обязан, в том числе, получить технические условия подключения (технологического присоединения) обьектов к сетям инженерно-технического обеспечения, которые в соответствии с пунктом 4 части 21 статьи 39.11 ЗК РФ обязаны включаться в извещение о проведении аукциона.
Согласно пунктам 10, 11 Правил технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать: данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке; дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий); дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).
Таким образом, отсутствие сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) у МУП "Покровск-тепло", а также отсутствие указанной информации в извещении о проведении аукциона, обусловлены неисполнением заявителем обязанности по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры повлекли
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
При этом судами обеих инстанций верно отмечено, что сам факт участия Рыськова А.В. и внесение им задатка не свидетельствует об отсутствии в действиях организатора торгов нарушений положений ЗК РФ, а, следовательно, об отсутствии у антимонопольного органа оснований для признания жалобы Рыськова А.В. обоснованной.
Доводы кассатора не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актов выводов. В силу статьи 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.11.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 по делу N А57-13502/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать: данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке; дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий); дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).
Таким образом, отсутствие сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) у МУП "Покровск-тепло", а также отсутствие указанной информации в извещении о проведении аукциона, обусловлены неисполнением заявителем обязанности по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры повлекли
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
При этом судами обеих инстанций верно отмечено, что сам факт участия Рыськова А.В. и внесение им задатка не свидетельствует об отсутствии в действиях организатора торгов нарушений положений ЗК РФ, а, следовательно, об отсутствии у антимонопольного органа оснований для признания жалобы Рыськова А.В. обоснованной."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 апреля 2018 г. N Ф06-31871/18 по делу N А57-13502/2017