г. Казань |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А12-31298/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
индивидуального предпринимателя Михайлова Владимира Николаевича (лично),
государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Волгограда - Караваевой О.Г. (доверенность от 22.01.2018),
в отсутствие:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.11.2017 (судья Пильник С.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Землянникова В.В., Смирников А.В.)
по делу N А12-31298/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Михайлова Владимира Николаевича (ИНН 344602564887, ОГРНИП 304346034100052) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Волгограда (ИНН 3446502451, ОГРН 1023404238483) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (ИНН 3446858585, ОГРН 1043400495500) о признании незаконными действий органов контроля,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Михайлов Владимир Николаевич (далее - ИП Михайлов В.Н., предприниматель) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действия государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Волгограда (далее - Управление Пенсионного фонда), выразившиеся в отказе в удовлетворении заявления предпринимателя по возврату излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 93 152 руб. 27 коп., зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, исчисленных с сумм дохода за отчётные (расчётные) периоды 2014, 2015 и 2016 года, полученных сверх предельной величины, а также по возврату излишне взысканной суммы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3495 руб. 71 коп. на основании решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счёт денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 22.03.2016 N 044S02160011836. Также заявитель просил обязать управление Пенсионного фонда устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путём принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней за отчётные (расчётные) периоды 2014, 2015 и 2016 годы в общем в размере 96 647 руб. 98 коп.
Кроме того, ИП Михайлов В.Н. заявил требования к Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области об обязании возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 93 152 руб. 27 коп. и суммы пени, взысканные за недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 3495 руб. 71 коп.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, предприниматель отказался от заявления к инспекции обязать возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 93 152 руб. 27 коп. и суммы пени, взысканные за недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 3495 руб. 71 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.11.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018, суд принял отказ ИП Михайлова В.Н. от заявления к инспекции обязать возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 93 152 руб. 27 коп. и суммы пени, взысканные за недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 3495 руб. 71 коп. Производство по делу N А12-31298/2017 в данной части прекращено.
Суд признал незаконными действия Управления Пенсионного фонда, выразившиеся в отказе в удовлетворении заявления предпринимателя по возврату излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 93 152 руб. 27 коп., зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, исчисленных с сумм дохода за отчётные (расчётные) периоды 2014, 2015 и 2016 года, полученных сверх предельной величины, а также по возврату излишне взысканной суммы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3495 руб. 71 коп. на основании решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счёт денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 22.03.2016 N 044S02160011836, обязал Управление Пенсионного фонда устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путём принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней за отчётные (расчётные) периоды 2014, 2015 и 2016 года в общем в размере 96 647 руб. 98 коп.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Волгоградской области.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ИП Михайлов В.Н. в 2014-2016 годы осуществлял предпринимательскую деятельность, применяя общий режим налогообложения с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
В налоговых декларациях по НДФЛ заявитель отразил сумму дохода: в 2014 году в размере 4 956 283 руб., за 2015 год - 2 219 778 руб., за 2016 год - 3 039 163 руб.
Платежными поручениями от 30.12.2015 N 247 предпринимателем уплачена сумма 46 562 руб. 84 коп. и от 31.03.2016 N 27 - 19 197 руб. 79 коп. как выплата страховой части трудовой пенсии, исчисленная с суммы дохода за 2014, 2015 годы, полученной сверх предельной величины, всего в размере 65 760 руб. 63 коп.
За несвоевременную уплату названной суммы страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии инкассовым поручением от 22.03.2016 N 29807 со счёта заявителя списана сумма пеней в размере 3495 руб. 71 коп.
Платежным поручением от 03.04.2017 N 50 заявителем самостоятельно уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, исчисленных с суммы дохода за 2016 год, полученной сверх предельной величины в размере 27 391 руб. 64 коп.
Предприниматель обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением от 13.06.2017 о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и пеней, ссылаясь на 1, 3 и 4 части статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", а также на Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П.
Заинтересованное лицо отказало в удовлетворении предпринимателя, ссылаясь письмо Министерства труда и социальной зашиты Российской Федерации от 11.09.2015 N 17-4/ООГ-1265, разъясняющее понятие доход для целей расчета налоговой базы страховых взносов, а также сообщило, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате, произведен до момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П.
Полагая, что действия Управления Пенсионного фонда по взысканию указанных средств являются незаконными, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ, Закон о страховых взносах) (действующим в период спорных правоотношений).
В соответствии со статьей 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Статьей 19 Закона N 212-ФЗ установлен порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно части 1 указанной статьи в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлен статьей 14 Закона о страховых взносах, в соответствии с частью 1 которой, такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 руб., взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации уплачиваются в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
Как установлено судами, доходы предпринимателя составили: 4 956 283 руб. за 2014 год, 2 219 778 руб. за 2015 год, 3 039 163 руб. за 2016 год.
Платежными поручениями от 30.12.2015 N 247 предпринимателем уплачена сумма 46 562 руб. 84 коп. и от 31.03.2016 N 27 - 19 197 руб. 79 коп. как выплата страховой части трудовой пенсии, исчисленная с суммы дохода за 2014, 2015 годы, полученной сверх предельной величины, всего в размере 65 760 руб. 63 коп.
Платежным поручением от 03.04.2017 N 50 заявителем самостоятельно уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, исчисленных с суммы дохода за 2016 год, полученной сверх предельной величины в размере 27 391 руб. 64 коп.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Подпункт 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ предусматривает, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
При этом, исходя из положений статьи 225 НК РФ, сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.
Пунктом 3 статьи 210 НК РФ определено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В силу пункта 1 статьи 221 НК РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Судами обоснованно принята во внимание правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Постановление Конституционного Суда РФ N 27-П).
В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что доход для целей исчисления и уплаты НДФЛ для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона о страховых взносах и статьи 227 Кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
С учетом приведенных выше разъяснений является верным вывод о том, что в целях определения размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2014, 2015, 2016 годы, следует учитывать информацию о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
В этой связи заявленные предпринимателем требования удовлетворены судами при наличии достаточных оснований.
Выводы судов основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Доводы Управления Пенсионного фонда направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.11.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 по делу N А12-31298/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона о страховых взносах и статьи 227 Кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
С учетом приведенных выше разъяснений является верным вывод о том, что в целях определения размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2014, 2015, 2016 годы, следует учитывать информацию о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2018 г. N Ф06-31938/18 по делу N А12-31298/2017