г. Казань |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А55-949/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2017 (судья Рагуля Ю.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 (председательствующий судьия Драгоценнов И.С., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А55-949/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИнвестКонсалт" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о признании незаконными и отмене решений и предписаний, при участии третьих лиц: Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Елизаровой Ольги Николаевны, Искрина Вадима Анатольевича, Ахметгалиева Ленара Маратовича, Гариповой Ильхамья Исламнуровны, Рахматуллова Айрата Фидиратовича, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИнвестКонсалт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - антимонопольный орган) от 23.12.2016 N 326-12096-16/7, N 327-12096-16/7, N 328-12096-16/7, 329-12096-16/7 по жалобам Ахметгалиева Л.М., Гариповой И.И., Рахматуллова А.Ф.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - управление), Елизарова Ольга Николаевна, Искрин Вадим Анатольевич, Ахметгалиев Ленар Маратович, Гарипова Ильхамья Исламнуровна, Рахматуллов Айрат Фидиратович, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, между заявителем и управлением заключены государственные контракты от 30.12.2015 N 1РА и 2РА на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество на территории Самарской области.
Заявителем, как организатором торгов, на сайте https://torgi.gov.ru размещено извещение N 161116/12483881/01 о проведении торгов, предметом которых являлись: по лоту N 3П - квартира (жилое помещение), кадастровый номер 63:01:0230003:9502, площадь 54,2 кв.м, этаж 10; предметом торгов по лоту N 7П - трехкомнатная квартира (жилое помещение), кадастровый N 63:01:0109005:2027, площадь 62.5 кв.м., этаж 2.
В антимонопольный орган поступили жалобы Ахметгалиева Л.М., Гариповой И.И., Рахматуллова А.Ф. на действия организатора торгов при проведении открытого аукциона по реализации арестованного имущества по лотам N 3П и N 7П.
По мнению подателей жалоб, организатор торгов неправомерно не допустил их к участию в торгах ввиду непоступления задатков, поскольку задатки на участие в торгах своевременно внесены по реквизитам, указанным на сайте https://torgi.gov.ru, на счет общества.
По результатам рассмотрения жалоб антимонопольным органом принято оспариваемое решение, которым жалобы признаны обоснованными, действия организатора торгов признаны нарушающими пункт 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации и часть 4 статьи 57 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке).
На основании указанного решения антимонопольным органом заявителю выдано предписание, в котором обществу предписано договор купли-продажи от 09.12.2016, подписанный с победителем торгов Искриным В.А. и договор купли-продажи, подписанный с победителем торгов Елизаровой О.Н. не регистрировать; не позднее 10 рабочих дней со дня получения аннулировать торги (лоты N 3П и N 7П).
Заявитель не согласился с принятыми антимонопольным органом актами и обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Из части 3 статьи 57 Закона об ипотеке следует, что организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.
Согласно пункту 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
Частью 4 статьи 57 Закона об ипотеке также определено, что лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных торгах. Размер задатка не может превышать 5 процентов от начальной продажной цены заложенного имущества.
Судами установлено, что в извещении о проведении торгов по лотам N 3П, 7П, размещенном на сайте https://torgi.gov.ru, указано следующее: "Задаток должен поступить не позднее 29.11.2016 до 14:00 по реквизитам УФК по Самарской области ТУ Росимущества в Самарской области л/с 05421А56228 ИНН 6315856460 КПП 631501001 р/с 40302810000001000006 Отделение Самара г. Самара БИК 043601001 ОКТМО 36701000".
Однако на сайте https://torgi.gov.ru применительно к рассматриваемым торгам (лот N 3П) в строке "Размер задатка" указан размер задатка, а также содержится ссылка на прикрепленный файл, при переходе по которой открывается окно с реквизитами счета для оплаты задатка, также содержащее ссылку на доступный для скачивания документ, содержащий реквизиты организатора торгов - заявителя.
Более того, документ "счет для внесения задатка", доступный для скачивания в составе извещения о проведении торгов, содержит сведения о платежных реквизитах для перечисления задатка, ранее указанные организатором торгов в личном кабинете организатора торгов.
В отношении лота N 7П доступен для скачивания документ идентичного содержания, за исключением информации о номере лота.
Таким образом, официальном сайте содержится взаимоисключающая информация относительно реквизитов для внесения задатка на участие в торгах в части получателя платежа.
Ахметгалиевым Л.М., Гариповой И.И. и Рахматулловым А.Ф. внесены задатки на участие в торгах по реквизитам, указанным в скачанном с сайта https://torgi.gov.ru документе, на счет общества.
Судебная коллегия признает правильными выводы судов о том, что из действующего законодательства, а также обычаев делового оборота не следует, что для приобретения имущества, являющегося предметом торгов, участнику необходимо обладать специальными знаниями и навыками, а также опытом участия в торгах, в связи с чем размещение в открытом доступе взаимоисключающей информации относительно реквизитов для внесения задатка вводит в заблуждение участников торгов и приводит к необоснованному исключению претендентов из круга участников торгов.
Суды отклонили доводы организатора торгов и управления о том, что реквизиты в документе, доступном для скачивания, сформированы программным обеспечением сайта https://torgi.gov.ru, оператором которого является публичное акционерное общество "Ростелеком", а заказчиком программного обеспечения Минэкономразвития России, в связи с чем внести изменения в формирующийся 17.11.2016 документ организатор торгов не имеет возможности.
Как отметили суды, официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru функционирует в соответствии с Регламентом официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу https://torgi.gov.ru, утвержденным Приказом Минкомсвязи России от 03.06.2015 N 195.
Пунктом 5 Регламента официального сайта установлено, что на официальном сайте торгов размещается, в том числе основная информация, включая сведения об организации и проведении торгов, извещения и информационные сообщения, конкурсную документацию, документацию об аукционе, протоколы и решения об итогах и результатах проведения торгов, а также данные пользователей официального сайта торгов, зарегистрированных в качестве организаторов торгов, предоставляющею возможность размещать информацию о проведении торгов и иную информацию, предусмотренную нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 Регламента.
В силу пункта 10 Регламента официального сайта организатор торгов несет ответственность за действия, совершаемые от его имени на официальном сайте торгов, а также за достоверность размещаемой на официальном сайте торгов информации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 26 Регламента в случае изменения сведений о платежных реквизитах организатора торгов организатор торгов обязан обеспечить внесение соответствующих изменений на официальном сайте торгов в личном кабинете организатора торгов.
Таким образом, документ "счет для внесения задатка", доступный для скачивания в составе извещения о проведении торгов, содержит сведения о платежных реквизитах для перечисления задатка, ранее указанные организатором торгов в личном кабинете организатора торгов.
Общество проводит обязательные в соответствии с законодательством Российской Федерации торги (размещение информации о которых предусмотрено на сайте https://torgi.gov.ru.) только по реализации арестованного имущества и на основании государственных контрактов, заключенных с управлением (дата активации общества на сайте https://torgi.gov.ru - 27.01.2016). В связи с этим у общества было достаточно времени для внесения изменений в основную информацию об организаторе торгов в части платежных реквизитов для перечисления задатка.
Привлечение специализированной организации для осуществления функций по организации и проведения торгов является правом управления, а не его обязанностью, и реализация указанного права никоим образом не должна влиять на права неопределенного круга потенциальных участников торгов на получение информации о торгах и подачу заявки на участие в таких торгах.
Не знать о том, что извещение содержит реквизиты для перечисления задатка, противоречащие друг другу, организатор торгов не мог, поскольку самостоятельно вносил на сайт https://torgi.gov.ru информацию о платежных реквизитах как при регистрации, так и в составе извещения.
Указанные обстоятельства также установлены вступившим в законную силу решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 27.06.2017.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
На основании вышеизложенного суды пришли к правильному выводу о том, что решение антимонопольного органа и выданное на его основании предписание соответствуют вышеприведенным нормам права и действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного суды правомерно отказали управлению в удовлетворении заявленного требования.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 по делу N А55-949/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
Частью 4 статьи 57 Закона об ипотеке также определено, что лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных торгах. Размер задатка не может превышать 5 процентов от начальной продажной цены заложенного имущества.
...
Как отметили суды, официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru функционирует в соответствии с Регламентом официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу https://torgi.gov.ru, утвержденным Приказом Минкомсвязи России от 03.06.2015 N 195."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 апреля 2018 г. N Ф06-31814/18 по делу N А55-949/2017
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-31814/18
20.12.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16161/17
01.12.2017 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16433/17
25.09.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-949/17