г. Казань |
|
03 мая 2018 г. |
Дело N А65-25968/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителей:
истца - Шамсутдинова Т.Ж. по доверенности от 09.01.2018,
ответчика - Солнцевой Р.Р. по доверенности от 01.01.2018 N 361/9,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.10.2017 (судья Королева Э.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 (председательствующий судья Кузнецов С.А., судьи Балашева В.Т., ТуркинК.К.)
по делу N А65-25968/2017
по иску товарищества собственников жилья "Союз" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации об установлении границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Союз" (далее - ТСЖ "Союз", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ответчик) об установлении границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.10.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ответчик просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым согласовать спорное условие договора в следующей редакции: "Границей эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей ТСЖ "Союз" является внешняя стена многоквартирного дома N 10 по адресу г. Казань, ул. Военный городок-33. Границей эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей ФГБУ "ЦЖКУ" Миноборны России является внешняя стена многоквартирного дома N 10 по адресу г. Казань, ул. Военный городок-33 на входе тепловых сетей ФГБУ "ЦЖКУ" Миноборны России в многоквартирный дом N 10. Стороны не несут эксплуатационной ответственности за участок внутридомовых тепловых сетей, расположенных в подвале многоквартирного дома N 10 по адресу г. Казань, ул. Военный городок-33", ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы своего доверителя, обозначенные в кассационной жалобе.
Истец в отзыве на кассационную жалобу, а также в судебном заседании через своего представителя просил вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, ответчиком в адрес истца для согласования был направлен договор теплоснабжения от 01.04.2017 N 03-06-16-01-022 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 3 акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, границей ответственности за техническое состояние и обслуживание тепловых сетей является: по балансовой принадлежности - от отсекающих задвижек в подвале жилого дома N 10 до наружной стены жилого дома N 12, по эксплуатационной ответственности - от отсекающих задвижек в подвале жилого дома N 10 до наружной стены жилого дома N 12.
Истец письмом от 15.06.2017 N 1043 обратился к ответчику с обращением об установлении границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в соответствии с требованиями пункта 8 Правил содержания общего имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, на что последний отказался приводить границы по предложенному истцом варианту, поскольку теплотрасса от наружной стены жилого дома N 10 до наружной стены жилого дома N 12 по улице Военный городок - 33 города Казани не была передана в оперативное управление данной организации.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым требованием.
Разрешая данный спор, суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статей 426, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статей 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", и обоснованно удовлетворили иск.
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, указанные сети теплоснабжения не могут быть включены в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.
Истец не может отвечать за оборудование, находящееся за границами многоквартирного дома, а, соответственно, не должен сталкиваться с неблагоприятными последствиями, связанными с эксплуатацией данного оборудования.
Собственники жилого многоквартирного дома N 12 по улице Военный городок - 33 города Казани не выражали своего согласия исполнителю коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организации на установление границы балансовой принадлежности сетей тепловой энергии за пределами внешней границы стены многоквартирного жилого дома. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Согласно пункту 8 Правил N 491 при не достижении соглашения об ином, внешние границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей теплоснабжения в многоквартирных домах при отсутствии согласованного акта могут быть определены в соответствие с действующим законодательством.
В данном случае спорные тепловые сети находятся за пределами внешних границ стен жилого дома, в связи с чем согласно пункту 8 Правил N 491 они являются наружными и не могут быть общим имуществом собственников квартир в указанном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 13, частями 1, 5 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ потребители, подключенные к системе теплоснабжения, приобретают тепловую энергию у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и оплачивают ее по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования (часть 6 статья 15 Федерального закона N 190-ФЗ).
Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры.
Исходя из изложенного, балансовая принадлежность начинается от внешней границы стены многоквартирного дома.
Отсутствие у ответчика правовых оснований по владению сетями и несению расходов по их содержанию не накладывает обязательств по их содержанию на абонента.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов, которые были предметом рассмотрения и отклонены с приведением мотивов их отклонения.
Переоценка доказательств в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При вынесении судебных актов суды предыдущих инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию незаконных судебных актов по делу, судом округа не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.10.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 по делу N А65-25968/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Фёдорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 13, частями 1, 5 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ потребители, подключенные к системе теплоснабжения, приобретают тепловую энергию у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и оплачивают ее по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
...
Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования (часть 6 статья 15 Федерального закона N 190-ФЗ).
Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 мая 2018 г. N Ф06-32243/18 по делу N А65-25968/2017