г. Казань |
|
04 мая 2018 г. |
Дело N А06-2718/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
при участии представителя:
публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" Васильева М.Н. (доверенность от 09.01.2018),
при отсутствии иных лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 12.10.2017 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 (председательствующий Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Комнатная Ю.А.)
по делу N А06-2718/2017
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561) в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Астраханьэнерго" к прокуратуре Приволжского района Астраханской области о признании недействительным представления прокуратуры Приволжского района Астраханской области от 24.01.2017 N 7-39-2017 об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике, заинтересованное лицо: Зеренинова Наталья Борисовна,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Астраханьэнерго" (далее - ПАО "МРСК Юга", общество) с заявлением о признании незаконным и отмене представления прокуратуры Приволжского района Астраханской области (далее - прокуратура) от 24.01.2017 N 7-39-2017 об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике.
Решением суда Астраханской области от 12.10.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами ПАО "МРСК Юга" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты нижестоящих инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Общество в кассационной жалобе ссылается на то, что при проведении проверки и составлении акта безучетного потребления электрической энергии Зеренинова Наталья Борисовна участвовала и права ее небыли нарушены, прокуратурой и судом не установлена необходимость в уведомлении потребителя в проведении проверки.
Прокуратура отзыва на кассационную жалобу не предоставила.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Зерениновой Н.Б. прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об электроэнергетике в деятельности филиала ПАО "МРСК Юга", в ходе которой установлено, что сотрудниками общества при проверке прибора учета в трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: Астраханская область, Приволжский район, Кулаковский промузел, ул. Рождественского, д. 31, принадлежащей на праве собственности Зерениновой Н.Б., и составлении акта о неучтенном потреблении электроэнергии у потребителя Зеренинова Ивана Федоровича от 05.12.2016 N 004713 допущены нарушения Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии), выразившиеся в неуведомлении Зерениновой Н.Б. о проведении проверки, составлении акта о неучтенном потреблении электроэнергии от 05.12.2016 N 004713 в отношении Зеренинова И.Ф., отсутствии в акте информации о поврежденной пломбе энергопринимающей организации и иных необходимых сведений, предусмотренные Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.
Представлением прокуратуры от 24.01.2017 N 7-39-2017 об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике вынесенное в отношении ПАО "МРСК Юга", в соответствии с которым обществу надлежит безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в совершении выявленных нарушений; рассмотреть представление с участием работника прокуратуры района, о времени и месте рассмотрения представления уведомить прокуратуру района; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в тридцатидневный срок в письменной форме.
Не согласившись с вынесенным представлением прокуратуры от 24.01.2017 N 7-39-2017 ПАО "МРСК Юга" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу главы 24 АПК РФ граждане, организации и иные лица в праве обратиться в суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, основывались на том, что выявленные в ходе проверки нарушения частично подтверждены.
Арбитражный суд Поволжского округа соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций по следующим основаниям.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, согласно пункту 3 статьи 5 ФЗ "Об электроэнергетике", обязаны соблюдать требования Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.
В главе 10 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии регламентированы правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.
Согласно пункту 177 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета.
В соответствии с пунктом 192 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление. Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.
Пунктом 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии предусмотрено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, за исключением случая составления такого акта при выявлении бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться данные о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
В силу части 1 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (далее - Федеральный закона N 2202-1) при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение, и подлежит безотлагательному рассмотрению (статьи 24, 28 Федерального закона N 2202-1)
Судом первой и апелляционной инстанциями, установлено, что общество не уведомило Зеренинову Н.Б о дате и времени проведения проверки прибора учета в принадлежащей ей на праве собственности трансформаторной подстанции, а также о последствиях недопуска к расчетным приборам учета, при проведении проверки Зеренинова Н.Б не присутствовала и по просьбе работников ПАО "МРСК Юга" подписала чистый бланк акта о неучтенном потреблении электроэнергии у потребителя.
Согласно пункту 1 статьи 71 АПК РФ Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В нарушение пункта 177 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, общество за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки энергопринимающего устройства, Зеренинову Н.Б, как собственника прибора учета трансформаторной подстанции, о дате и времени проведения проверки не уведомило.
На основании изложенного, судами нижестоящих инстанций верно установлено, что доказательств соблюдения обществом требований пункта 177 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии при проведении проверки не представлено, кроме того суды пришли к верному выводу о доказанности выявленных прокуратурой нарушений в данной части, а иные нарушения, изложенные в оспариваемом представлении, не подтверждены документально.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из того, что оспариваемое представление не нарушает прав и охраняемых законом интересов ПАО "МРСК Юга", поскольку одно из нарушений, указанных в представлении, подтверждено.
Довод общества о не подписании Зерениновой Н.Б. обращения, направленного в прокуратуру, послужившего основанием для проведения проверки, противоречит установленным по делу судами обстоятельствам дела и не доказывает неправомерность действий прокурора по вынесению представления.
Иные доводы ПАО "МРСК Юга", изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о принятии судами незаконных судебных актов, и по существу, направлены на переоценку выводов судов и установленных ими фактических обстоятельств по делу, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции, оспаривая судебные акты общества не доказал необоснованность выводов судебных инстанций.
На основании изложенного, Арбитражный суд Поволжского округа приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 12.10.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 по делу N А06-2718/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (далее - Федеральный закона N 2202-1) при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
...
В нарушение пункта 177 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, общество за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки энергопринимающего устройства, Зеренинову Н.Б, как собственника прибора учета трансформаторной подстанции, о дате и времени проведения проверки не уведомило.
На основании изложенного, судами нижестоящих инстанций верно установлено, что доказательств соблюдения обществом требований пункта 177 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии при проведении проверки не представлено, кроме того суды пришли к верному выводу о доказанности выявленных прокуратурой нарушений в данной части, а иные нарушения, изложенные в оспариваемом представлении, не подтверждены документально."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2018 г. N Ф06-31937/18 по делу N А06-2718/2017