г. Казань |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А57-9692/2017 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунэнерго", Саратовская область г. Шиханы
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2017 (судья Сидорова Ю.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 (председательствующий судья Никольский С.В., судьи Дубровина О.А., Шалкин В.Б.)
по делу N А57-9692/2017
по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс", г. Саратов (ОГРН 1076450002056 ИНН 6450924067) к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунэнерго", Саратовская область г. Шиханы (ОГРН 1146441000661 ИНН 6441026109) о взыскании суммы задолженности за поставленный коммунальный ресурс, неустойки за нарушение сроков оплаты,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Саратовской области "Облводоресурс" (далее - ГУП СО "Облводоресурс", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунэнерго" (далее - ООО "Коммунэнерго", ответчик) о взыскании 132 889 руб. 75 коп. задолженности за поставленную воду за период август-декабрь 2016 года.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018, производство по делу в части взыскания неустойки по договору холодного водоснабжения и водоотведения для предоставления коммунальных услуг потребителям за период с 16.09.2016 по 16.03.2017 в размере 6324 руб. 19 коп. прекращено в связи с отказом истца от этих требований. С ООО "Коммунэнерго" в пользу ГУП СО "Облводоресурс" взыскано 132 889 руб. 75 коп. основного долга за период август-декабрь 2016 года.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Коммунэнерго" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить, взыскать с ответчика в пользу истца 38 175 руб. 39 коп. долга, указывая, что расчет задолженности истца является завышенным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между ГУП СО "Облводоресурс" (ресурсоснабжающая организация, РСО) и ООО "Коммунэнерго" (исполнитель) был заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения для предоставления коммунальных услуг потребителям от 17.09.2015 N 11/15-УК (далее - договор).
Согласно пункту 2.1 договора ресурсоснабжающая организация обязуется на условиях, предусмотренных договором, осуществлять поставку коммунального ресурса установленного качества для оказания исполнителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению и осуществлять прием через присоединенную канализационную сеть сточных вод исполнителя в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а исполнитель обязуется оплачивать поставленный объем коммунального ресурса в целях обеспечения предоставления потребителям коммунальных услуг, а также обеспечить безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется потребление коммунального ресурса и оплачивать отведенные сточные воды, обеспечить безопасность находящихся в его ведении канализационных сетей, исправность используемых исполнителем приборов учета, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод.
Количество (объем) коммунального ресурса, поставленного по договору, с соответствии с приложением N 5 к договору определяется на основании данных (показаний) коллективного (общедомового) прибора учета (ОДПУ), а при его отсутствии и (или) неисправности определяется расчетным способом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Количество (объем) коммунального ресурса, поставленного по договору в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний этого прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам (правообладателям) нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета).
Стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов.
Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
Договор заключен на срок до 31.12.2015 и считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
Судами установлено, что в спорном периоде истец поставил ответчику питьевую воду через присоединенную сеть, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Соответствующие услуги, оказанные в период август-декабрь 2016 года не были оплачены ответчиком в полном объеме.
Неоплата ООО "Коммунэнерго" поставленного коммунального ресурса явилась основанием для обращения истца в арбитражный суд с данным иском.
Рассматривая спор, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом споре услуги по водоснабжению оказывались ответчику для предоставления коммунальных услуг гражданам, следовательно, отношения сторон по спорному договору регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Следовательно, только при отсутствии индивидуальных и коллективных приборов учета количество потребленного коммунального ресурса, в силу пункта 42 Правил N 354, должно определяться исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, установленной для населения.
Таким образом, размер платы за холодное водоснабжение и канализацию по объектам жилищного фонда оборудованным приборами учета, определяется как произведение объема потребленной воды, согласно показаниям приборов учета, и соответствующего тарифа.
Факт оказания истцом ответчику в спорном периоде коммунальных услуг на рассчитанную сумму и их объем подтвержден материалами дела.
В соответствии с произведенным истцом расчетом размер задолженности ответчика за поставленную питьевую воду за период август-декабрь 2016 года составляет 132 889 руб. 75 коп.
На момент рассмотрения спора ответчиком не представлено доказательств погашения имеющейся задолженности.
С учетом изложенного требования в части взыскания суммы основного долга в размере 132 889 руб. 75 коп. правомерно удовлетворены судом.
Доводы ответчика о том, что во многих многоквартирных домах в спорном периоде имело место превышение объема потребленной холодной воды между суммой показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) в помещениях и по нормативам потребления в тех помещениях, где отсутствуют индивидуальные приборы учета холодной воды и показаниями общедомовых приборов учета холодной воды, и о том, что истцом была дополнительно получена плата от нанимателей и собственников помещений в виде повышающих коэффициентов, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
На основании распоряжения правительства Саратовской области от 28.12.2006 N 372-Пр ГУП "Облводоресурс" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, предоставляющее услуги водоснабжения и водоотведения потребителей, в том числе, и в г. Шиханы.
Норматив потребления коммунальной услуги определяется Правилами N 354 и Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Как было указано выше, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (статья 157 ЖК РФ).
В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380, а также постановлением Правительства от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Из положений Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета) должен применяться "повышенный" норматив.
Кроме того, возражений относительно работы общедомовых приборов учета в спорном периоде ООО "Коммунэнерго" не было заявлено.
При наличии прибора учета, фиксирующего объем коммунального ресурса, размер платы за потребленный ресурс должен определяться исходя из показаний такого прибора учета, а отсутствие представителя потребителя при установке прибора учета, допуске его в эксплуатацию, либо неучастие потребителя при снятии показаний приборов учета, не влечет таких последствий как признание сведений, указанных в соответствующих актах снятий показаний приборов учета, недостоверными.
Распределить между собственниками помещений объем потребления на общедомовые нужды (ОДН), рассчитанный исходя из показаний ОДПУ, несмотря на его превышение над нормативной величиной, можно только по решению самих собственников, принятому в соответствующем порядке на общем собрании.
Доказательств того, что общим собранием собственников были приняты решения о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на ОДН между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения ответчиком не представлено, в связи с чем истец правомерно обратился за взысканием его стоимости непосредственно к управляющей организации.
Общий объем поставленного коммунального ресурса, поданного в места общего пользования, определен истцом как разница показаний ОДПУ и ресурса, потребленного жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома.
С учетом изложенного доводы ответчика о некорректном списании с абонентов платы за спорный период являются необоснованными.
В рассматриваемом споре правовых оснований для перерасчета стоимости поставленного энергоресурса не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 по делу N А57-9692/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380, а также постановлением Правительства от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Из положений Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета) должен применяться "повышенный" норматив."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 мая 2018 г. N Ф06-32922/18 по делу N А57-9692/2017