г. Казань |
|
18 мая 2018 г. |
Дело N А65-22347/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 15.05.2018.
Полный текст постановления изготовлен - 18.05.2018.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителей:
истца - публичного акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" - Ибрагимова Р.Ф., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Нижнекамскнефтехим", г. Нижнекамск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.10.2017 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 (председательствующего судьи Кувшинова В.Е., судей Кузнецова В.В., Филипповой Е.Г.)
по делу N А65-22347/2017
по заявлению публичного акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" (ИНН 1651000010, ОГРН 1021602502316), г. Нижнекамск, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Нижнекамский отдел) (ИНН 1659097613, ОГРН 1091690058107), г. Нижнекамск, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, подъездной путь, обязании,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Нижнекамскнефтехим" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан (далее - управление) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: кадастровый номер 16:53:030105:507, Соединительный путь ст. Заводская до СП-102, подъездный путь к ПС-9, назначение: Сооружения железнодорожного транспорта, протяженность 682 м., адрес: Республика Татарстан, р-н Нижнекамскийц, г.Нижнекамск, промзона, изложенный в уведомлении от 26.01.2017 N 16/094/001/2017-616.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.10.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт о признании незаконным решения управления об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: кадастровый номер 16:53:030105:507, Соединительный путь ст. Заводская до СП-102, подъездный путь к ПС-9, назначение: Сооружения железнодорожного транспорта, протяженность 682 м., адрес: Республика Татарстан, р-н Нижнекамскийц, г.Нижнекамск, промзона, обязании управления зарегистрировать право собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
14.01.2017 общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на Соединительный путь ст. Заводская до СП-102, подъездный путь к ПС-9, назначение: Сооружения железнодорожного транспорта, протяженность 682 м., расположенное по адресу: Республика Татарстан, р-н Нижнекамский, г. Нижнекамск, промзона.
Уведомлением от 26.01.2017 N 16/094/001/2017-616 управление приостановило государственную регистрацию в связи с необходимостью приведения документов в соответствие с действующим законодательством, поскольку в представленном плане приватизации отсутствуют сведения, позволяющий идентифицировать вышеуказанный объект. Уведомлением от 25.04.2017 N 16/094/001/2017-616 обществу отказано в государственной регистрации права собственности со ссылкой на пункт 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), указав на непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - реестр). Государственная регистрация права в реестре является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в силу статьи 27 Закона о регистрации отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В силу части 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель), 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Исходя из содержания части 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в реестре. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права.
Согласно пунктам 7, 8 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 в отношении каждого объекта недвижимого имущества в реестре открывается раздел, состоящий из записей, содержащих, в том числе, сведения о характеристиках объекта недвижимости, в том числе позволяющих определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также об ограничении права на данный объект, обременении данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости до вступления в силу Закона (запись кадастра недвижимости).
В качестве документа-основания для проведения государственной регистрации права собственности общество представило в управление Акт рабочей комиссии от 04.06.2003 N 1499 о готовности законченного строительством здания, сооружения для предъявления государственной приемочной комиссии, согласно которого объект построен в 2003 году.
По объектам, построенным до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми на момент создания этих объектов.
На основании статьи 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Градостроительный кодекс Российской Федерации вступил в силу 30.12.2004.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, суды исходили из того, что при определении правоустанавливающего документа, подтверждающего факт создания объекта недвижимого имущества следует руководствоваться постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов" (далее - постановление N 105) и СНиП 3.01.04-87, в соответствии с которыми правоустанавливающим документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества, является акт приёмки Государственной комиссии о приёмке объекта в эксплуатацию.
Так, пунктом 1.6 СНиП 3.01.04-87 предусмотрено, что отдельно стоящие здания и сооружения, при необходимости ввода их в действие в процессе строительства объекта, принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями по мере их готовности с последующим предъявлением их Государственной приёмочной комиссии, принимающей объект в целом.
В силу пункта 1 постановления N 105 и раздела 4 СНиП 3.01.04-87, приёмка всех без исключения завершённых строительством объектов должна осуществляться государственными приёмочными комиссиями. При этом в состав государственных приемочных комиссий включаются представители государственных контролирующих органов и организаций, предусмотренных пунктом 4.13 СНиПа 3.01.04-87.
Распоряжением Кабинета министров Республики Татарстан от 29.05.2003 N 700-р, со ссылкой на письмо Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.11.2001 N ЛБ-6062/9, по разъяснению порядка применения действующих нормативных документов при приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, принято предложение ОАО "Нижнекамскнефтихим" о признании актов рабочих комиссий о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости ОАО "Нижнекамскнефтихим" с 2003 года приемочными актами в связи с отсутствием территориальных строительных норм по Республике Татарстан.
Пунктом 1 Письма Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.11.2001 N ЛБ-6062/9 "Разъяснение порядка применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", на которое имеется ссылка в Распоряжении Кабинета министров Республики Татарстан от 29.05.2003 N 700-р, определено, что объекты, для которых ведомственные документы по приемке отсутствуют, принимаются в порядке, установленном территориальными строительными нормами (ТСН), принятыми органами власти некоторых субъектов Российской Федерации.
В связи с чем акт рабочей комиссии от 04.06.2003 N 1499 приравнивается к акту приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссии, содержит описание объекта: "Ж/д путь состоит из соединительного и подъездного путей общей длиной 677-м. Соединительный путь проложен от ст. Заводской до СП-I протяженностью 387-м. и имеет два стрелочных перевода. Шпалы деревянные, рельсы марки Р-65. Подъездной путь проложен к ПС - 9 протяж. 290-м. Шпалы деревянные, рельсы марки Р-65".
Из технического плана сооружения от 15.02.2016 следует, что спорный объект, за регистрацией которого обратился заявитель, имеет следующее наименование "Соединительный путь ст. Заводская до СП-102, подъездной путь к ПС - 9", тогда как в Акте рабочей комиссии, на который заявитель ссылается в качестве документа - основания для регистрации права, имеет наименование: "Соединительный железно - дорожный путь" со следующими показателями: железно - дорожный путь состоит из соединительного и подъездного путей общей длиной 677 м. Соединительный путь проложен 6 А65-22347/2017 от ст. Заводской до СП-I протяженностью 387 м. и имеет два стрелочных перевода. Шпалы деревянные, рельсы марки Р-65. Подъездной путь проложен к ПС - 9 протяженностью 290 м. Шпалы деревянные, рельсы марки Р-65. В техническом плане сооружения указано, что спорный объект имеет протяженность 682 м., в то время как актом рабочей комиссии предусмотрен объект с меньшей протяженностью 677 м.
Между тем, заявитель при обращении в управление с заявлением просил зарегистрировать Соединительный путь ст. Заводская до СП-102, подъездный путь к ПС-9, назначение: Сооружения железнодорожного транспорта, протяженность 682 м., адрес: Республика Татарстан, р-н Нижнекамскийц, г. Нижнекамск, промзона.
Суды двух инстанций ссылку заявителя на приказ ПАО "Нижнекаскнефтехим" о переименовании объектов от 30.12.2015 N 535-ПО признали необоснованной, поскольку приказом от 30.12.2015 N 535-ПО общество произвело изменение наименования объекта "Соединительный ж/д путь ст. Заводская - СП-1, подъездной путь к ПС-9" (наименование по бухгалтерскому учету) "Соединительный ж/д путь" (наименование по акту рабочей комиссии) на "Соединительный путь ст. Заводская до СП-102, подъездной путь к ПС-9" (л.д. 29 - 30).
Фактически заявитель указанным приказом самовольно и произвольно переименовал объект, на который у него не зарегистрировано право собственности.
Суды двух инстанций, давая оценку имеющимся в деле доказательствам в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признали обоснованным возражения Росреестра о том, что в представленных обществом документах имеются разночтения, исключающие возможность однозначной идентификации, представленного к регистрации объекта недвижимости.
К установленным обстоятельствам нормы права применены правильно.
Фактически доводы кассационной жалобы указывают на иную оценку судом кассационной инстанции перечисленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Однако в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции таких полномочий не предоставлено.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.10.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 по делу N А65-22347/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Распоряжением Кабинета министров Республики Татарстан от 29.05.2003 N 700-р, со ссылкой на письмо Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.11.2001 N ЛБ-6062/9, по разъяснению порядка применения действующих нормативных документов при приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, принято предложение ОАО "Нижнекамскнефтихим" о признании актов рабочих комиссий о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости ОАО "Нижнекамскнефтихим" с 2003 года приемочными актами в связи с отсутствием территориальных строительных норм по Республике Татарстан.
Пунктом 1 Письма Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.11.2001 N ЛБ-6062/9 "Разъяснение порядка применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", на которое имеется ссылка в Распоряжении Кабинета министров Республики Татарстан от 29.05.2003 N 700-р, определено, что объекты, для которых ведомственные документы по приемке отсутствуют, принимаются в порядке, установленном территориальными строительными нормами (ТСН), принятыми органами власти некоторых субъектов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 мая 2018 г. N Ф06-32608/18 по делу N А65-22347/2017