г. Казань |
|
28 мая 2018 г. |
Дело N А55-13057/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
при участии представителей:
истца - Ноздриной Т.И., доверенность от 19.04.2018 N 55, Абрамцевой Н.В., доверенность от 19.02.2018 N 63АА4776416,
ответчика - Ахуновой Э.Ф., доверенность от 01.11.2017 N 170,
в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Теплант", г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2017 (судья Селиваткин П.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2017 (председательствующий судья Морозов В.А., судьи Балашева В.Т., Демина Е.Г.)
по делу N А55-13057/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы", г. Самара (ОГРН 1116312008340, ИНН 6312110828) к акционерному обществу "Теплант", г. Самара (ОГРН 1026300898887, ИНН 6314004328) о взыскании задолженности, неустойки, третье лицо - акционерное общество "Водные технологии", г. Самара (ОГРН 1083328007179, ИНН 3328462474),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "Самарские коммунальные системы", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "Теплант" (далее - АО "Теплант", ответчик) о взыскании 582 966 руб. 38 коп. задолженности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за I, II, III и IV кварталы 2016 года, 24 646 руб. 23 коп. неустойки в связи с просрочкой оплаты за период с 11.01.2017 по 03.08.2017 (с учетом принятого судом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2017 с учетом определения об исправлении опечатки от 19.10.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2017, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, АО "Теплант" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на то, что при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения истец неправомерно дважды учитывает объем сточных вод. Считает правильным свой расчет, в котором он применял показатель "Q" - объем по приборам учета за квартал.
В судебном заседании 19.04.2018 был объявлен перерыв до 10 часов 50 минут 26.04.2018.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.04.2018 рассмотрение кассационной жалобы АО "Теплант" отложено на 24.05.2018 на 11 час. 10 мин.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами, между АО "Теплант" (в указанный период ОАО "Термостепс-МТЛ", абонент) и закрытым акционерным обществом "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" (организация ВКХ) был заключен договор от 27.12.2011 N 220/11 ВКХ, согласно которому организация ВКХ поставляет абоненту воду и принимает сточные воды в систему канализации у абонента по адресу: г. Самара, ул. Заводская, 5.
По трехстороннему соглашению о замене стороны от 20.12.2014 к договору от 27.12.2011 N 220/11 ВКХ права и обязанности организации ВКХ по договору перешли ОАО "Водные технологии", которая стала ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 11 договора от 06.10.2015 N 3-871 холодного водоснабжения и водоотведения между АО "Водные технологии" и ООО "Самарские коммунальные системы" с учетом дополнительного соглашения от 02.03.2016 плату за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производят самостоятельно потребители, заключившие договор холодного водоснабжения и водоотведения с АО "Водные технологии".
Таким потребителем, в том числе, указано АО "Теплант", являющееся абонентом АО "Водные технологии" по договору от 27.12.2011 N 220/11ВКХ на водоснабжение и водоотведение.
Таким образом, у АО "Теплант" возникла обязанность осуществлять плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения непосредственно перед ООО "Самарские коммунальные системы".
Судами установлено, что ответчик ежеквартально представлял истцу расчеты платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за I-III кварталы 2016 года, которые были приняты истцом и им согласованы, акты оказания услуг подписаны, выставлены счета-фактуры на оплату согласно расчетам и актам.
Указанная в расчетах сумма платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоснабжения ответчиком была оплачена в полном объеме.
Однако в связи с тем, что в расчетах платы была некорректно определена средняя концентрация по сульфатам, истцом был произведен перерасчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за I-III кварталы 2016 года в соответствии с пунктом 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), а именно: за I квартал 2016 года в сторону увеличения на сумму 82 213 руб. 41 коп., в результате чего после изменения общая сумма платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за I квартал 2016 года составила 259 382 руб. 74 коп.; за II квартал 2016 года в сторону увеличения на сумму 191 495 руб. 19 коп., в результате чего после изменения общая сумма платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за II квартал 2016 года составила 515 795 руб. 36 коп.; за III квартал 2016 года в сторону увеличения на сумму 153 724 руб. 74 коп., в результате чего после изменения общая сумма платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за III квартал 2016 года составила 536 547 руб. 47 коп.
В декабре 2016 года ответчику была произведена корректировка платы в сторону увеличения с учетом упущенных объемов водоотведения, что подтверждается корректировочными актами от 31.12.2016 N 693-695 и корректировочными счетами-фактурами от 31.12.2016 N 25/8 К1, 25/9 К1, 25/10 К1.
Данные корректировочные счета-фактуры ответчиком не оплачены.
Таким образом, задолженность по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за I-III кварталы 2016 года составила 427 433 руб. 34 коп.
Кроме того, на основании результатов анализов проб сточных вод, представленных аккредитованной лабораторией истца и ответчика, истцом произведен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за IV квартал 2016 года, которая составила 568 402 руб. 38 коп.
Для внесения платы истцом в адрес ответчика был выставлен счет-фактура от 31.12.2016 N 25/314 на сумму 568 402 руб. 38 коп.
Ответчик 20.01.2017 произвел частичную оплату данного счета-фактуры в размере 412 869 руб. 34 коп., в результате чего задолженность ответчика по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за IV квартал 2016 года составила 155 533 руб. 04 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 19.04.2017 N 7/26-5086 оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу части 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктам "ж", "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В пункте 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 (пункт 114 Правил N 644).
Из подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В силу пункта 119 Правил N 644 абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 настоящих Правил, в виде документа, составленного согласно приложению N 5.
Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.
Согласно пункту 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Принимая во внимание, что факт оказания услуг по приему загрязняющих веществ в составе сточных вод, их объем и стоимость, факт превышения ответчиком нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, а также наличие и размер задолженности подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суд первой инстанции, проверив правильность произведенных истцом расчетов платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за I, II, III, IV кварталы 2016 года и признав их правильными, соответствующими действующему законодательству, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330-332, 401, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 416-ФЗ и Правил N 644, правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы ответчика о неправильности расчета истца в связи с тем, что истец неправомерно дважды учитывает объем сточных вод, на который применяется усредненное значение концентрации загрязняющего вещества по результатам анализов проб истца и ответчика, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, указанные доводы основаны на неверном толковании ответчиком положений пункта 123 Правил N 644.
В пункте 123 Правил N 644 (в редакции, действовавшей в спорном периоде) приведена формула, по которой производится расчет. При этом в определении условного обозначения "Q" указано, что объем сточных вод, отведенных абонентом за период от обнаружения превышения требований, установленных пунктом 114 настоящих Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора контрольных проб.
Расчет произведен истцом в строгом соответствии с пунктом 123 Правил N 644.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2017 по делу N А55-13057/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что факт оказания услуг по приему загрязняющих веществ в составе сточных вод, их объем и стоимость, факт превышения ответчиком нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, а также наличие и размер задолженности подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суд первой инстанции, проверив правильность произведенных истцом расчетов платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за I, II, III, IV кварталы 2016 года и признав их правильными, соответствующими действующему законодательству, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330-332, 401, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 416-ФЗ и Правил N 644, правомерно удовлетворил исковые требования.
...
Как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, указанные доводы основаны на неверном толковании ответчиком положений пункта 123 Правил N 644.
В пункте 123 Правил N 644 (в редакции, действовавшей в спорном периоде) приведена формула, по которой производится расчет. При этом в определении условного обозначения "Q" указано, что объем сточных вод, отведенных абонентом за период от обнаружения превышения требований, установленных пунктом 114 настоящих Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора контрольных проб.
Расчет произведен истцом в строгом соответствии с пунктом 123 Правил N 644."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2018 г. N Ф06-31616/18 по делу N А55-13057/2017