г. Казань |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А65-30888/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
акционерного общества "Научно-производственное объединение "Радиоэлектроника им. В.И. Шимко" - Гайсина А.Ш. (доверенность от 27.12.2017),
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан - Хадиевой Г.А. (доверенность от 25.09.2017),
Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан - Хадиевой Г.А. (доверенность от 20.06.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2017 (судья Минапов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-30888/2017
по заявлению акционерного общества "Научно-производственное объединение "Радиоэлектроника им. В.И. Шимко" (ОГРН 1111690049833, ИНН 1660155764) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Научно-производственное объединение "Радиоэлектроника им. В.И. Шимко" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан (далее - Управление Пенсионного фонда) от 07.08.2017 N 013V12170000695 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания штрафа в сумме 226 033,07 руб. и пени в сумме 64 890,33 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - Отделение Пенсионного фонда).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2017 заявление общества удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2017 оставлено без изменения.
Управление Пенсионного фонда, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты полностью, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Представитель Управление Пенсионного фонда, Отделения Пенсионного фонда в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании отклонил кассационную жалобу, просил оставить судебные акты без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявителем за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 Управление Пенсионного фонда составило акт проверки от 30.06.2017 N 013V10170000787 и приняло решение от 07.08.2017 N 013V12170000695 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов.
Этим решением Управление Пенсионного фонда, в частности, привлекло общество к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 226 060,17 руб., а, кроме того, начислило обществу пени в сумме 64 892,41 руб. по статье 25 Закона N 212-ФЗ и предложило ему уплатить недоимку в размере 2 669 125,30 руб. в связи с занижением базы для начисления страховых взносов в 2016 году на суммы ежемесячного вознаграждения членам совета директоров общества в общей сумме 4 645 165,53 руб.
Общество, полагая, что решение Управления Пенсионного фонда в части взыскания штрафа в сумме 226 033,07 руб. и пени в сумме 64 890,33 руб. является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды предыдущих инстанций пришли к выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, при этом правомерно исходили из следующего.
Закон N 212-ФЗ регулировал в рассматриваемый период отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, к числу которых относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В статье 9 Закона N 212-ФЗ приводится перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 1169-О и N 1170-О, вознаграждение членам совета директоров общества подлежит включению в базу для начисления страховых взносов вне зависимости от включения соответствующих условий в договор между обществом и членом совета директоров.
Между тем, как верно указали суды, до принятия Конституционным Судом Российской Федерации указанных определений правовые позиции по данному вопросу были неоднозначными.
В соответствии с пунктом 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610 (далее - Положение), Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в письмах от 07.05.2015 N 17-3/6-234, от 11.04.2016 N 17-3/В-147, от 30.05.2016 N 17-4/В-211, от 15.06.2016 N 17-4/В-247 разъяснили, что вознаграждения членам совета директоров (наблюдательного совета), членам ревизионной комиссии акционерного общества не облагаются страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.
В соответствии с частью 9 статьи 25 Закона N 212-ФЗ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика страховых взносов в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Эти же обстоятельства, в силу пункта 3 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ, признаются обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
В соответствии с пунктами 3,4 статьи 8 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Поскольку при принятии решения о неначислении по состоянию на 30.06.2016 страховых взносов с вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии, общество руководствовалось официальными разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, содержащимися в письме от 15.06.2016 N 17-4/В-247, соответственно суды предыдущих инстанций правомерно признали оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда недействительным в части взыскания штрафа в сумме 226 033,07 руб. и пени в сумме 64 890,33 руб.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы Управления Пенсионного фонда не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018 по делу N А65-30888/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 9 статьи 25 Закона N 212-ФЗ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика страховых взносов в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Эти же обстоятельства, в силу пункта 3 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ, признаются обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
В соответствии с пунктами 3,4 статьи 8 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 июня 2018 г. N Ф06-33899/18 по делу N А65-30888/2017