г. Казань |
|
01 июня 2018 г. |
Дело N А57-21389/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Логинова О.В. Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
ответчика - Дубровиной Е.О., доверенность от 29.05.2018,
третьего лица - Вахлаевой Е.В., доверенность от 29.12.2017,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергокомплект 2000"
на решение арбитражного суда Саратовской области от 22.12.2017 (судья Калинина А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2018 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Степура С.М.)
по делу N А57-21389/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергокомплект 2000" (ИНН 6439070340, ОГРН 1096439000283) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области о признании незаконным решения в части, об обязании антимонопольный орган осуществить дополнительную проверку по жалобе общества, третье лицо: акционерное общество "Газпром газораспределение Саратовская область" (ИНН 6454002828, ОГРН 1026403350710),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергокомплект 2000" (далее - общество "Энергокомплект 2000") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - антимонопольный орган) от 25.07.2017 N 96-17/ж о признании жалобы общества от 06.07.2017 на действия филиала акционерного общества "Газпром газораспределение Саратовская область" (далее - общество "Газпром газораспределение Саратовская область") в части нарушения сроков регистрации проектной документации необоснованной и об обязании антимонопольный орган осуществить дополнительную проверку по жалобе общества от 06.07.2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "Газпром газораспределение Саратовская область".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Энергокомплект 2000" просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В антимонопольный орган поступила жалоба заявителя на действия филиала общества "Газпром газораспределение Саратовская область" при регистрации проектов газоснабжения газораспределительной сети.
Решением антимонопольного органа от 25.07.2017 N 96-17/ж жалоба общества "Энергокомплект 2000" признана необоснованной. Материалы жалобы переданы должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения в порядке главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Полагая, что решение антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству, общество "Энергокомплект 2000" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 18.1. Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее - организация, осуществляющая эксплуатацию сетей) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, выраженные в: а) незаконном отказе в приеме документов, заявлений; б) предъявлении к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства; в) нарушении установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства; г) предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения в антимонопольный орган в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции послужил вывод заявителя о нарушении обществом "Газпром газораспределение Саратовская область" срока регистрации проектов газоснабжения а именно:
1) Проект "Строительство сети газопотребления ж.д. по ул. Дубовая, д. 10, МТ "Луч", г. Балаково, Саратовской области" (далее - Проект 1);
2) Проект "Строительство сети газопотребления (технологического присоединения) по адресу: Саратовская область, г. Хвалынск, ул. Огороная, д. 9" (далее - Проект 2);
3) Проект "Реконструкция отдельностоящего здания котельной ООО "ВЕРА" по адресу: Саратовская обл., г. Хвалынск, ул. Революционная, 114" (далее - Проект 3);
4) Проект "Реконструкция отдельностоящего здания котельной ООО "ВЕРА" по адресу: Саратовская обл., г. Хвалынск, ул. Степана Разина, 45" (далее - Проект 4);
5) Рабочий проект "Газоснабжение и газооборудование нежилых зданий под размещение ОМОН ГУ МВД России по Саратовской обл., по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, п. Солнечный, ул. Дорожная" (далее - Проект 5).
Судами установлено, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 1336-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" Проект 1, Проект 2 относятся к сфере жилищного строительства, Проект 3, Проект 4 и Проект 5 относятся к сфере объектов строительства нежилого назначения.
Перечень при строительстве отдельных видов объектов нежилого назначения, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2017 N 346 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения и о Правилах ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения", который на момент рассмотрения жалобы не вступил в силу (дата вступления в силу - 30.09.2017).
В связи с этим суды пришли к выводу о том, что антимонопольный орган правомерно рассматривал доводы жалобы в отношении Проекта 1 и Проекта 2, а доводы заявителя в отношении объектов нежилого назначения (Проект 3, Проект 4, Проект 5) были обоснованно оставлены антимонопольным органом без рассмотрения.
Исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства" (вместе с Правилами внесения изменений в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, Правилами ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства) (далее - Постановление N 403).
В соответствии с пунктом 57 Постановления N 403 процедурой в сфере жилищного строительства является, в том числе регистрация проекта газоснабжения газораспределительной организацией (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).
При обращении в антимонопольный орган заявитель указал на нарушение обществом "Газпром газораспределение Саратовская область" пункта 23 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 (далее - Правила N 317), в соответствии с которым срок выдачи технических условий и регистрации проектов газоснабжения составляет 15 рабочих дней с даты подачи соответствующих документов. В случае отказа в выдаче или регистрации орган государственного надзора либо газораспределительная организация направляют организации соответствующие уведомления в письменном виде с изложением причин отказа, подлежащих устранению.
Между тем, как указали суды, пункт 23 Правил N 317 постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2017 N 727 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере газоснабжения и газификации" признан утратившим силу с 30.06.2017 (до момента обращения общества в антимонопольный орган с жалобой.)
Кроме того, согласно пункту 4 Правил N 317 настоящие Правила не распространяются на потребителей при применении ими газоиспользующего оборудования с расходом газа менее 1 куб. м в час, а также на потребителей, использующих газ для: бытовых нужд в жилых и общественных зданиях (приготовление пищи, горячее водоснабжение и поквартирное отопление); автономного отопления жилых и общественных зданий при суммарной расчетной тепловой мощности газоиспользующего оборудования менее 100 кВт.
Таким образом, указанные Правила распространяются на промышленных потребителей газа, надзор за которыми осуществляется подразделениями государственного энергетического надзора.
Судами установлено, что из проекта "Строительство сети газопотребления ж.д. по ул. Дубовая, д. 10, МТ "Луч", г. Балаково, Саратовской области" установленная тепловая мощность газового прибора - котла составляет 24,0 кВт, из проекта "Строительство сети гозопотребления (технологического присоединения) по адресу: Саратовская область, г. Хвалынск, ул. Огородная, д. 9" устанавливаемая тепловая мощность газового прибора составляет 16,0 кВт, следовательно, Правила N 317 на данные проекты строительства сети газопотребления не распространяются.
Пункты 15 и 16 Правил N 317, предусматривающие порядок выдачи технических условий газораспределительными организациями, утратили силу с 01.03.2014 в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314.
В связи с этим суды признали, что положения Правил N 317 и установленный ранее 15-дневный срок распространяются только на проекты, разработанные на основании технических условий, выданных органами государственного энергетического надзора.
При этом заявитель не обращался в общество "Газпром газораспределение Саратовская область" за регистрацией проекта, согласно представленным документам проектная документация поступала на согласование.
Специальный срок процедуры согласования действующим законодательством не предусмотрен, в связи с чем процедура согласования "Газпром газораспределение Саратовская область" осуществлялась в разумный срок.
При этом доводы жалобы общество "Энергокомплект 2000" в отношении объектов нежилого назначения были переданы должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения в порядке главы 9 Закон о защите конкуренции.
С учетов изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Доводы кассационной жалобы рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка исследованных судами доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от 22.12.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2018 по делу N А57-21389/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергокомплект 2000" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При обращении в антимонопольный орган заявитель указал на нарушение обществом "Газпром газораспределение Саратовская область" пункта 23 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 (далее - Правила N 317), в соответствии с которым срок выдачи технических условий и регистрации проектов газоснабжения составляет 15 рабочих дней с даты подачи соответствующих документов. В случае отказа в выдаче или регистрации орган государственного надзора либо газораспределительная организация направляют организации соответствующие уведомления в письменном виде с изложением причин отказа, подлежащих устранению.
Между тем, как указали суды, пункт 23 Правил N 317 постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2017 N 727 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере газоснабжения и газификации" признан утратившим силу с 30.06.2017 (до момента обращения общества в антимонопольный орган с жалобой.)
...
Пункты 15 и 16 Правил N 317, предусматривающие порядок выдачи технических условий газораспределительными организациями, утратили силу с 01.03.2014 в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314.
...
Специальный срок процедуры согласования действующим законодательством не предусмотрен, в связи с чем процедура согласования "Газпром газораспределение Саратовская область" осуществлялась в разумный срок.
При этом доводы жалобы общество "Энергокомплект 2000" в отношении объектов нежилого назначения были переданы должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения в порядке главы 9 Закон о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 июня 2018 г. N Ф06-33118/18 по делу N А57-21389/2017