г. Казань |
|
01 июня 2018 г. |
Дело N А55-19038/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 год.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
ответчика - Арьязовой Е.В., доверенность от 03.07.2017 N 02-08/40,
третьего лица - Арьязовой Е.В., доверенность от 29.06.2017 N 12-22/0065,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая организация группы компаний "Союз"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.11.2017 (судья Якимова О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Корнилов А.Б., Попова Е.Г.)
по делу N А55-19038/2017
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая организация группы компаний "Союз" (ОГРН 1026300765886), город Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району города Самары, город Самара, с участием третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, город Самара, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Управляющая организация группы компаний "Союз" (далее - заявитель, общество), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району города Самары, город Самара (далее - инспекция, налоговый орган), с привлечением третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, город Самара, (далее - управление), о признании незаконным решения N 8519А от 06.03.2017 об отказе в государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.11.2017 в удовлетворении заявления обществу отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 решение Арбитражного суда Самарской области от 21.11.2017 по делу N А55-19038/2017 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции по основаниям, указанным в жалобе.
Инспекция и Управление, в представленном в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании просил решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считают их законными и обоснованными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в обжалуемой части, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, 06.06.2016 на общем годовом собрании акционеров ЗАО "Управляющая организация группы компаний "Союз" было принято решение провести реорганизацию ЗАО "УОГК "Союз" в форме преобразования его в ООО "Управляющая организация группы компаний "Союз".
08.06.2016 в соответствии с требованиями статьи 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в инспекцию подано уведомление о начале процедуры реорганизации со всеми приложениями, включая договор аренды от 01.07.2016, а 14.06.2016 был выдан лист записи ЕГРЮЛ о том, что внесена запись о начале процедуры реорганизации юридического лица в форме преобразования.
27.02.2017 общество представило документы для государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования (вход. N 8519А), но 06.03.2017 налоговым органом вынесено решение N 8519А об отказе в государственной регистрации, в связи с тем, что общество нарушило требования статьи 23 Закона, а именно: подпункт "А" - непредставление заявителем определенных Федеральным законом необходимых для регистрации документов; подпункт "Р" - наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений об адресе, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона.
В соответствии с Законом общество направило жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области об отмене решения N 8519А от 06.03.2017 об отказе в государственной регистрации, но 05.07.2017 заявителем был получен ответ, что жалоба оставлена без удовлетворения.
Считая решение инспекции незаконным, общество оспорило его в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации (далее - РФ) о государственной регистрации юридических лиц, которое, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), состоит из ГК РФ, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.
Представленное для государственной регистрации заявление по форме N Р 12001 заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденное Приказом Федеральной налоговой службой России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ определено, что записи вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице. При этом также установлен перечень документов, которые заявитель должен представить в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений.
Перечень документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, определен пунктом 1 статьи 14 Закона N 129-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ определено, что в ЕГРЮЛ содержится, в том числе, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
При этом заполнение заявлений, представляемых в регистрирующий орган, производится в соответствии с Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденными Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Необходимым условием проведения государственной регистрации, в соответствии с требованиями действующего законодательства является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой Закона N 129-ФЗ но и достоверность заявленной информации (положения статей 4, 17, 25 Закона, статей 3, 13 - 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Предоставление недостоверных сведений, в том числе в отношении адреса (места нахождения) юридического лица, является основанием для признания документа (заявления) не представленным.
Если будет установлено, что данные, в том числе об адресе, недостоверны, регистрирующий орган вправе отказать в регистрации на основании подпункта "Р" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" приводится примерный перечень признаков, на основании которых регистрирующий орган может сделать вывод о недостоверности представленных сведений об адресе места нахождения юридического лица.
Как следует из материалов дела, В регистрирующий орган 27.02.2017 (вх. N 8519А) ООО "УОГК "Союз" был представлен пакет документов для государственной регистрации, в связи с принятием решения о реорганизации в форме преобразования ЗАО "Управляющая организация группы компаний "Союз" в ООО "УОГК "Союз".
Согласно представленному для государственной регистрации заявлению по форме N Р12001 ЗАО "Управляющая организация группы компаний "Союз" создается путем реорганизации в форме преобразования в ООО "УОГК "Союз".
В разделе 2 (стр. 001-002) заявления указан адрес (место нахождения) создаваемого путем реорганизации ООО "УОГК "Союз": 443109. г. Самара, ул. Товарная, д. 24.
Вместе с тем в заявлении по форме N Р12001 не заполнен пункт 2.9 "Офис (квартира и т.п.)" заявления, т.е. не указан конкретный элемент (офис, квартира и т.п.) и номер элемента (офиса, квартиры и т.п.), где будет располагаться исполнительный орган юридического лица.
В комплекте документов, представленных на государственную регистрацию содержится договор аренды нежилого помещения от 01.07.2016 заключенный между ООО "Лотос" "Арендодатель" и ЗАО "Управляющая организация группы компаний "Союз" "Арендатор". Из данного договора следует, что арендодатель сдает нежилое здание площадью 18 кв.м. расположенное по адресу: 443109. г. Самара, ул. Товарная, д. 24, которое принадлежит арендодателю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 63-АЖ N 176885 выданного 19.07.2011, о чем 19.07.2011 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись N 63-63-01/119/2011-021.
Между тем, судами отмечено, что согласно сведениям информационного ресурса АИС Налог-3 об объектах собственности ООО "Лотос" ОГРН 1086312002908 помещение, состоящее на учете в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, с кадастровым номером 63:01:0245002:1269 общей площадью 18 кв.м. является зданием теплоузла (теплового пункта).
Из приказа Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 "Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" следует, что тепловой пункт - это совокупность устройств, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установи промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий (индивидуальные - для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части: центральные - то же, двух зданий или более.
Соответственно, такое здание (помещение) не предназначено для ведения и осуществления хозяйственной деятельности.
Между тем, в свидетельстве о государственной регистрации права 63-АЖ N 176885 выданного 19.07.2011 определен объект права: здание теплоузла; назначение - нежилое помещение; площадь 18 кв.м.; этажность 1, инвентарный номер: 4764500 литера С, адрес объекта: г. Самара, Кировский район, ул. Товарная д. 24, что указывает на то, что данное нежилое помещение является техническим, и о невозможности нахождения организации по данному адресу.
Кроме того, ООО "Лотос" "Арендодателю" принадлежат иные строения, нежилые помещения по адресу: г. Самара, ул. Товарная, д. 24, с указанием номеров помещений.
Также, согласно сведениям ЕГРЮЛ адрес: г. Самара, ул. Товарная, д. 24, является адресом места нахождения более 50 юридических лиц с указанием номеров помещений и офисов, тогда как заявителем в поданном заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании, не указаны сведения, предусмотренные пунктом 2.9 формы N Р12001. - "Офис (квартира и т.п.)". "Номер офиса (квартиры и т.п.)".
При указанных обстоятельствах, отсутствие указания в ЕГРЮЛ таких элементов адреса как вид помещения, в котором располагается заявитель (офис, квартира и. т.п.), и номер данного помещения, затруднит осуществление связи с юридическим лицом, в том числе доставку заявлений, уведомлений, извещений, требований или иных юридически значимых сообщений от третьих лиц (контрагентов по сделкам, контролирующих органов и т.д.), а риск наступления последствий неполучения которых по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, несет юридическое лицо, и также сделает невозможным осуществление регистрирующим органом функции контроля размещения юридического лица по месту государственной регистрации.
Как установлено судами, заявителем не представлены доказательства возможности использования помещения, которое может быть приспособлено для введения финансово-хозяйственной деятельности, поскольку нежилое здание площадью 18 кв.м. расположенное по адресу: 443109. г. Самара, ул. Товарная, д. 24, с кадастровым номером 63:01:0245002:1269, является техническим помещением.
Принимая во внимание, что указание вида помещения, в котором располагается соответствующее юридическое лицо (офис, квартира и. т.п.) и номера данного помещения предусмотрено формой заявления, утвержденной уполномоченным органом и обязательной для использования лицами, обращающимися в регистрирующие органы, а также учитывая наличие обстоятельств, затрудняющих связь с создаваемым юридическим лицом по предполагаемому адресу его регистрации, суды обоснованно пришли к выводу о том, что регистрирующим органом правильно отказано заявителю в государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования.
Поскольку заявление было оформлено с нарушением требований, установленных приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, оно считается не представленным, что также не препятствует заинтересованным лицам вновь обратиться с заявлением о регистрации юридического лица после устранения соответствующих нарушений.
Согласно пункту 14.2.05.60 письма ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ "О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при заполнении заявлений по формам, уст. Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, необходимо учитывать, что в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)). Отсутствие в документах, представленных на регистрацию, указания на конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), в котором будет размещаться соответствующее юридическое лицо, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица.
Таким образом, для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса (помещения, квартиры).
С учетом вышеизложенного суды пришли к правильному выводу о том, что содержание недостоверных сведений в представленном заявителем в регистрирующий орган заявлении о государственной регистрации заявителя должно расцениваться как наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений является основанием для отказа в государственной регистрации.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении заявленных требований судами установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов судов не находит.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.11.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 по делу N А55-19038/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку заявление было оформлено с нарушением требований, установленных приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, оно считается не представленным, что также не препятствует заинтересованным лицам вновь обратиться с заявлением о регистрации юридического лица после устранения соответствующих нарушений.
Согласно пункту 14.2.05.60 письма ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ "О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при заполнении заявлений по формам, уст. Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, необходимо учитывать, что в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)). Отсутствие в документах, представленных на регистрацию, указания на конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), в котором будет размещаться соответствующее юридическое лицо, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 июня 2018 г. N Ф06-33229/18 по делу N А55-19038/2017