г. Самара |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А55-19038/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Токтаровой А.С.,
с участием:
от заявителя - Липская И.А., доверенность от 07 июля 2017 года,
от ответчика - Горшкова Н.Н., доверенность от 19 августа 2015 года N 36,
от третьего лица - Арьязова Е.В., доверенность от 29 июня 2017 года N 12-22/0065,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая организация группы компаний "Союз" на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 ноября 2017 года по делу N А55-19038/2017 (судья Якимова О.Н.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая организация группы компаний "Союз" (ОГРН 1026300765886), город Самара,
к ИФНС России по Красноглинскому району города Самары, город Самара,
с участием третьего лица УФНС России по Самарской области, город Самара,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Управляющая организация группы компаний "Союз" (далее - заявитель, общество), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к ИФНС России по Красноглинскому району города Самары (далее - инспекция, налоговый орган), с привлечением третьего лица УФНС России по Самарской области (далее - управление), о признании незаконным решения N 8519А от 06 марта 2017 года об отказе в государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования.
Решением суда от 21.11.2017 г. в удовлетворении заявления обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель общества.
Представители налоговых органов в судебном заседании апелляционную жалобу отклонили, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.06.2016 г. на общем годовом собрании акционеров ЗАО "Управляющая организация группы компаний "Союз" было принято решение провести реорганизацию ЗАО "УОГК "Союз" в форме преобразования его в ООО "Управляющая организация группы компаний "Союз".
08.06.2016 г. в соответствии с требованиями ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ в ИФНС России по Красноглинскому району города Самары было подано уведомление о начале процедуры реорганизации со всеми приложениями, включая договор аренды от 01.07.2016 г., а 14.06.2016 г. был выдан лист записи ЕГРЮЛ о том, что внесена запись о начале процедуры реорганизации юридического лица в форме преобразования.
27.02.2017 г. общество представило документы для государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования (вход. N 8519А), но 06.03.2017 г. налоговым органом вынесено решение N 8519А об отказе в государственной регистрации, в связи с тем, что общество нарушило требования ст. 23 Закона, а именно: п.п. "А" - непредставление заявителем определенных Федеральным законом необходимых для регистрации документов; п.п. "Р" - наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений об адресе, предусмотренных п.п. "в" п. 1 ст. 5 Закона.
В соответствии с Законом общество направило жалобу в УФНС России по Самарской области об отмене решения N 8519А от 06.03.2017 г. об отказе в государственной регистрации, но 05.07.2017 г. заявителем был получен ответ, что жалоба оставлена без удовлетворения.
Считая решение инспекции незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц, которое, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), состоит из ГК РФ, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.
Представленное для государственной регистрации заявление по форме N Р 12001 заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Пунктом 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ определено, что записи вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице. При этом также установлен перечень документов, которые заявитель должен представить в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений.
Перечень документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, определен п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ.
В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ определено, что в ЕГРЮЛ содержится, в том числе, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
При этом заполнение заявлений, представляемых в регистрирующий орган, производится в соответствии с Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
В соответствии с указанными Требованиями в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица, корпус (строение и т.п.), офис и т.п. Отсутствие в документах, представленных на регистрацию, указания на конкретные элементы адреса, в котором будет размещаться соответствующее юридическое лицо, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица.
Необходимым условием проведения государственной регистрации, в соответствии с требованиями действующего законодательства является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой Закона N 129-ФЗ но и достоверность заявленной информации (положения ст. ст. 4, 17, 25 Закона, ст. ст. 3, 13 - 14 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Предоставление недостоверных сведений, в том числе в отношении адреса (места нахождения) юридического лица, является основанием для признания документа (заявления) не представленным.
На основании ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством РФ правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
В соответствии с п. 6 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утв. постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 г. N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов РФ на присвоение объектам адресации адресов, с использованием федеральной информационной адресной системы.
Если будет установлено, что данные, в том числе об адресе, недостоверны, регистрирующий орган вправе отказать в регистрации на основании п.п. "Р" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ.
В постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" приводится примерный перечень признаков, на основании которых регистрирующий орган может сделать вывод о недостоверности представленных сведений об адресе места нахождения юридического лица.
Согласно п. 2 указанного постановления, при наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
В регистрирующий орган 27.02.2017 г. (вх. N 8519А) ООО "УОГК "Союз" был представлен пакет документов для государственной регистрации, в связи с принятием решения о реорганизации в форме преобразования ЗАО "Управляющая организация группы компаний "Союз" в ООО "УОГК "Союз".
Согласно представленному для государственной регистрации заявлению по форме N Р12001 ЗАО "Управляющая организация группы компаний "Союз" создается путем реорганизации в форме преобразования в ООО "УОГК "Союз".
В разделе 2 (стр. 001-002) заявления указан адрес (место нахождения) создаваемого путем реорганизации ООО "УОГК "Союз": 443109. г. Самара, ул. Товарная, д. 24.
Вместе с тем в заявлении по форме N Р12001 не заполнен п. 2.9 "Офис (квартира и т.п.)" заявления, т.е. не указан конкретный элемент (офис, квартира и т.п.) и номер элемента (офиса, квартиры и т.п.), где будет располагаться исполнительный орган юридического лица.
В комплекте документов, представленных на государственную регистрацию содержится договор аренды нежилого помещения от 01.07.2016 г. заключенный между ООО "Лотос" "Арендодатель" и ЗАО "Управляющая организация группы компаний "Союз" "Арендатор". Из данному договора следует, что арендодатель сдает нежилое здание площадью 18 кв.м. расположенное по адресу: 443109. г. Самара, ул. Товарная, д. 24, которое принадлежит арендодателю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 63-АЖ N 176885 выданного 19.07.2011 г., о чем 19.07.2011 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись N 63-63-01/119/2011-021.
Вместе с тем необходимо отметить, что согласно сведениям информационного ресурса АИС Налог-3 об объектах собственности ООО "Лотос" ОГРН 1086312002908 помещение, состоящее на учете в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, с кадастровым номером 63:01:0245002:1269 общей площадью 18 кв.м. является зданием теплоузла (теплового пункта).
Из приказа Госстроя РФ от 13.12.2000 г. N 285 "Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" следует, что тепловой пункт - это совокупность устройств, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установи промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий (индивидуальные - для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части: центральные - то же, двух зданий или более.
Соответственно, такое здание (помещение) не предназначено для ведения и осуществления хозяйственной деятельности.
Кроме того, ООО "Лотос" "Арендодателю" принадлежат иные строения, нежилые помещения по адресу: г. Самара, ул. Товарная, д. 24, с указанием номеров помещений.
Также, согласно сведениям ЕГРЮЛ адрес: г. Самара, ул. Товарная, д. 24, является адресом места нахождения более 50 юридических лиц с указанием номеров помещений и офисов, тогда как заявителем в поданном заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании, не указаны сведения, предусмотренные п. 2.9 формы N Р12001. - "Офис (квартира и т.п.)". "Номер офиса (квартиры и т.п.)".
При указанных обстоятельствах, отсутствие указания в ЕГРЮЛ таких элементов адреса как вид помещения, в котором располагается заявитель (офис, квартира и. т.п.), и номер данного помещения, затруднит осуществление связи с юридическим лицом, в том числе доставку заявлений, уведомлений, извещений, требований или иных юридически значимых сообщений от третьих лиц (контрагентов по сделкам, контролирующих органов и т.д.), а риск наступления последствий неполучения которых по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, несет юридическое лицо, и также сделает невозможным осуществление регистрирующим органом функции контроля размещения юридического лица по месту государственной регистрации.
Таким образом, заявителем не представлены доказательства возможности использования помещения, которое может быть приспособлено для введения финансово-хозяйственной деятельности, поскольку нежилое здание площадью 18 кв.м. расположенное по адресу: 443109. г. Самара, ул. Товарная, д. 24, с кадастровым номером 63:01:0245002:1269, является техническим помещением.
Принимая во внимание, что указание вида помещения, в котором располагается соответствующее юридическое лицо (офис, квартира и. т.п.) и номера данного помещения предусмотрено формой заявления, утвержденной уполномоченным органом и обязательной для использования лицами, обращающимися в регистрирующие органы, а также учитывая наличие обстоятельств, затрудняющих связь с создаваемым юридическим лицом по предполагаемому адресу его регистрации, суд обоснованно посчитал, что регистрирующим органом правильно отказано заявителю в государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении ВАС РФ от 22.04.2014 г. по делу N А40-63507/2013 и постановлении АС Поволжского округа от 29.06.2015 г. по делу N А12-37696/2014.
Поскольку заявление было оформлено с нарушением требований, установленных приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@, оно считается не представленным, что также не препятствует заинтересованным лицам вновь обратиться с заявлением о регистрации юридического лица после устранения соответствующих нарушений.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 г. N 12101/10 по делу N А60-43906/2009-С10 указано, что в случаях, если заявление, представленное для государственной регистрации содержит недостоверные сведения, регистрирующий орган правильно расценивает такое заявление как не представленное в регистрирующий орган, и, руководствуясь положениями п.п. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ принимает решение об отказе в государственной регистрации.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции судом по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. "в" п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации, в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно п.п. "Р" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации, отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных п.п. "В" п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации.
В соответствии с позицией ВАС РФ, изложенной в п. 2 постановления Пленума от 30.07.2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании п.п. "Р" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: 1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.); 2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект неделимости разрушен; 3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства; 4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.); 5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
В рассматриваемом случае судом установлено, что согласно договора аренды нежилого помещения от 01.07.2016 г., заключенного между ООО "Лотос" (арендодатель) и заявителем (арендополучатель), арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилое здание общей площадью 18 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Товарная, д. 24, кадастровый (условный номер) 63:01:000000:0000(0)//1:4764500:С//0001:03:1046:024:0:0, при этом сдаваемое в аренду помещение принадлежит арендодателю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 63-АЖ N 176885, выданного 19.07.2011 г., о чем 19.07.2011 г. в ЕГРП сделана запись N 63-63-01/119/2011-021.
Также в указанном свидетельстве о государственной регистрации права определен объект права: здание теплоузла; назначение - нежилое помещение; площадь 18 кв.м.; этажность 1, инвентарный номер: 4764500 литера С, адрес объекта: г. Самара, Кировский район, ул. Товарная д. 24, что указывает на то, что данное нежилое помещение является техническим, и о невозможности нахождения организации по данному адресу.
Согласно п. 14.2.05.60 письма ФНС России от 31.01.2014 г. N СА-4-14/1645@ "О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при заполнении заявлений по формам, уст. приказом ФНС России от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@, необходимо учитывать, что в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)). Отсутствие в документах, представленных на регистрацию, указания на конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), в котором будет размещаться соответствующее юридическое лицо, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица.
Таким образом, для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса (помещения, квартиры).
Из вышеизложенного следует что, отсутствие указания в ЕГРЮЛ таких элементов адреса как вид помещения, в котором располагается общество, затруднит осуществление связи с юридическим лицом, в том числе, доставку заявлений, уведомлений, требований и иных значимых сообщений от третьих лиц (в том числе, контролирующих органов), риск наступления последствий неполучения которых по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, несет юридическое лицо, а также сделает невозможным осуществление регистрирующим органом функций контроля размещения юридического лица по месту государственной регистрации.
Учитывая изложенное, содержание недостоверных сведений в представленном заявителем в регистрирующий орган заявлении о государственной регистрации заявителя должно расцениваться как наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений является основанием для отказа в государственной регистрации.
Принимая во внимание, что указание вида помещения, в котором располагается юридическое лицо (офис и т.п.), и номер данного помещения предусмотрено формой заявления, утвержденного уполномоченным органом, и обязательной для использования лицами, обращающимися в регистрирующий орган, а также учитывая наличие обстоятельств, затрудняющих связь с данным юридическим лицом по предполагаемому адресу его регистрации, суд апелляционной инстанции считает, что представленное заявление по форме N Р12001 не соответствует требованиям п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации, поскольку содержит недостоверные сведения в отношении адреса места нахождения юридического лица.
Недостоверная информация в силу ст. ст. 4, 12, 14, 17 Закона о государственной регистрации, ст. ст. 3, 13, 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не может быть внесена в ЕГРЮЛ в ходе государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании п.п. 12 п. 1 ст. 333.21, п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает заявителю из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 18.12.2017 г.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 ноября 2017 года по делу N А55-19038/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Управляющая организация группы компаний "Союз" (ОГРН 1026300765886), город Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 18.12.2017 г.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19038/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 1 июня 2018 г. N Ф06-33229/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Управляющая организация группы компаний "Союз"
Ответчик: ИФНС по Красноглинскому району г. Самары
Третье лицо: Управление ФНС Росссии по Самарской области