г. Казань |
|
08 июня 2018 г. |
Дело N А55-10354/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,
судей Александрова В.В., Нафиковой Р.А.,
при участии представителя:
истца - Алексеева Р.В. (доверенность от 17.09.2015 N 285),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Забайкальской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2017 (судья Богданова Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018 (председательствующий судья Дёмина Е.Г., судьи: Морозов В.А., Шадрина О.Е.)
по делу N А55-10354/2017
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице Забайкальской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Чита, к открытому акционерному обществу "Средневолжское предприятие железнодорожного транспорта", г. Самара (ОГРН 1026300962786, ИНН 6315200237) о взыскании 1631 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Забайкальской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Средневолжское предприятие железнодорожного транспорта" (далее - ОАО "СПЖТ") о взыскании платы за нахождение вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", на железнодорожных путях общего пользования в размере 1631 руб.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что вагон N 53129821, собственником которого является ОАО "СПЖТ", находился на путях инфраструктуры ОАО "РЖД" в ожидании оформления перевозочных документов с 28.12.2015 до 05.01.2016, в связи с чем в силу статей 39, 44 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1, ответчик обязан осуществить плату за время нахождения вагона на железнодорожных путях общего пользования.
Определением от 05.05.2017 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 27.06.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018, заявленные требования оставлены без удовлетворения в связи с пропуском срока исковой давности.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывается, что к исковым требованиям о взыскании платы за простой вагона в ожидании оформления перевозочных документов применяется общий срок исковой давности в 3 года, поскольку при простое порожних вагонов вне перевозочного процесса отношения возникают между владельцем инфраструктуры (ОАО "РЖД") и владельцем вагонов (не являются участниками договора перевозки) и вне договора перевозки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Поволжского округа для удовлетворения жалобы оснований не находит.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является достаточным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ответчик заявил о применении срока исковой давности.
Как верно указал суд первой инстанции, срок исковой давности по заявленному требованию о взыскании платы за простой вагонов на путях общего пользования является специальным и составляет один год (статья 197, пункт 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку отношения сторон по эксплуатации пути необщего пользования непосредственно связаны с их отношениями по перевозке грузов.
В соответствии со статьей 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
Датой, когда истец узнал о нарушении своего права, является дата окончания простоя вагонов на путях общего пользования - 05.01.2016, следовательно, последним днем истечения специального (годичного) срока исковой давности является 05.01.2017. Иск подан в арбитражный суд 22.04.2017, то есть за пределами срока давности.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что к исковым требованиям о взыскании платы за простой вагона в ожидании оформления перевозочных документов применяется общий срок исковой давности в 3 года, поскольку при простое порожних вагонов вне перевозочного процесса отношения возникают между владельцем инфраструктуры (ОАО "РЖД") и владельцем вагонов (не являются участниками договора перевозки) и вне договора перевозки, подлежит отклонению.
Согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, признается перевозочным процессом.
Следовательно, нахождение вагона на путях инфраструктуры ОАО "РЖД" в ожидании оформления перевозочных документов является непосредственно связанным с процессом по организации перевозок.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018 по делу N А55-10354/2017 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Р. Нагимуллин |
Судьи |
В.В. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно указал суд первой инстанции, срок исковой давности по заявленному требованию о взыскании платы за простой вагонов на путях общего пользования является специальным и составляет один год (статья 197, пункт 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку отношения сторон по эксплуатации пути необщего пользования непосредственно связаны с их отношениями по перевозке грузов.
В соответствии со статьей 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
...
Согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, признается перевозочным процессом."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 июня 2018 г. N Ф06-33514/18 по делу N А55-10354/2017