г. Самара |
|
09 февраля 2018 г. |
дело N А55-10354/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгановой К.А.,
с участием:
от ответчика открытого акционерного общества "Средневолжское предприятие железнодорожного транспорта" - представитель Шуракова Е.В., доверенность N 2 от 01.01.2018,
от истца открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Забайкальская железная дорога представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Забайкальская железная дорога на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2017 по делу N А55-10354/2017 (судья Богданова Р.М.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Забайкальская железная дорога (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к открытому акционерному обществу "Средневолжское предприятие железнодорожного транспорта" (ОГРН 1026300962786, ИНН 6315200237) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала-Забайкальская железная дорога (далее - истец, ОАО "РЖД" ) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Средневолжское предприятие железнодорожного транспорта" (далее - ответчик, ОАО "Средневолжское предприятие железнодорожного транспорта") о взыскании платы за нахождение вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД" на железнодорожных путях общего пользования в размере 1631 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2017 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Истец не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
По мнению заявителя жалобы суд первой инстанции неправильно применил срок исковой давности в один год. К исковым требованиям, заявленным ОАО "РЖД" к ответчику о взыскании платы за простой вагона в ожидании оформления перевозочных документов применяется общий срок исковой давности в 3 года, поскольку при простое порожних вагонов вне перевозочного процесса отношения возникают между владельцем инфраструктуры (ОАО "РЖД") и владельцем вагонов (не являются участниками договора перевозки) и вне договора перевозки. Таким образом, исковые требования вытекают не из договора перевозки, соответственно к данным отношениям применяется общий срок исковой давности - 3 года. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. С учетом мнения представителя ответчика и в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя истца.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом ответчика, выслушав его представителя, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее- Устав) за не связанное с перевозочным процессом нахождение порожних ваг в на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования по причинам, зависящим от владельцев порожних грузовых вагонов (в том числе перевозчиков, являющихся такими владельцами), указанные лица вносят владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, не задействованного в перевозочном процессе (далее - плата за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса).
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Согласно акту общей формы N 4028 от 28.12.2015 вагон N 53129821 находился на путях инфраструктуры ОАО "РЖД" в ожидании оформления перевозочных документов с 28.12.2015 с 08-35 до 05.01.2016. 05-04 (АОФ N 7 от 05.01.2016).
Согласно справке из автоматизированной базы данных полувагонов собственником вагона является ОАО "Средневолжское предприятие железнодорожного транспорта".
Оформление вагона ответчиком к перевозке только 05.01.2016 подтверждается транспортной железнодорожной накладной ЭК715275.
Пути общего пользования станций не предназначены для отстоя вагонов. Не связанное с перевозкой занятие путей общего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", порожними загонами иных организаций наносит истцу ущерб в его основной хозяйственной деятельности, влечет за собой совершение со стороны ОАО "РЖД" как действий по изменению организации перевозочного процесса, так и по обеспечению фактического отстоя вагонов, что в силу статьи 779 Гражданского кодекса Российской федерации (далее- ГК РФ) отвечает признакам возмездного оказания владельцем путей услуг грузополучателю простаивающего подвижного состава.
В соответствии со статьей 44 Устава владелец вагонов вносит плату за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса за все время нахождения порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования по истечении: двадцати четырех часов с момента выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, в местах общего пользования; двенадцати часов с момента, когда порожние грузовые вагоны поданы на железнодорожные пути общего пользования по договору на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договору на подачу и уборку вагонов.
Согласно Приказу N 127-т/1 от 29.04.2015 Федеральной службы по тарифам плата за несвязанное с перевозочным процессом нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования (вне перевозочного процесса) определяется по ставкам, дифференцированньм в зависимости от длины вагонов, а также основания нахождения порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Оплачиваемое время исчисляется по ставкам таблицы N 3 (в неполных сутках интервалы до 6 часов отбрасываются, а от 6 часов -считаются полными сутками). Таким образом, плата за нахождение вагона N 53129821 на путях общего пользования составила с учетом 24 часов бесплатного времени, согласно таблицы N 3 Приказа, за 7 суток 1382,00+18%=1631,00 руб.
06.12.2016 истец направил в адрес ответчика претензию об оплате сбора за простой собственных вагонов, находящихся на путях станции (исх. N 05/2), которая ответчиком была оставлена без внимания, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик заявил о применении срока исковой давности.
В соответствии с частью 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
В соответствии со статьей 126 Устава иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
Указанный срок исчисляется в отношении: взыскания штрафа за невыполнение заявки - по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа; иных случаев - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков.
Согласно статье 39 Устава, пункту 4.7 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформляется акт общей формы, на основании которого перевозчик определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Простой вагонов подтвержден актом общей формы и транспортной железнодорожной накладной.
Срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска, то есть с окончания простоя на путях общего пользования вагона -05.01.2016, а исковые требования на сумму 1631 руб. предъявлены в суд 22.04.2016, что подтверждено оттиском почтового штемпеля органа почтовой связи на конверте.
В соответствии с частью 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования судом первой инстанции обоснованно оставлены без удовлетворения
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на истца по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как необоснованные.
Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно. Срок исковой давности в один год судом первой инстанции применен обоснованно.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2017 по делу N А55-10354/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Забайкальская железная дорога без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10354/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 8 июня 2018 г. N Ф06-33514/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала-Забайкальская железная дорога
Ответчик: ОАО "Средневолжское предприятие железнодорожного транспорта"