г. Казань |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А57-26940/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Саратовской области "Дергачёвский агропромышленный лицей" - Маякова Д.Х. (доверенность от 01.06.2018), Игликова К.И. (приказ от 03.08.1999 N 241-К)
в отсутствие иных лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Саратовской области "Дергачёвский агропромышленный лицей",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.12.2017 (судья Степура С.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Смирников А.В.)
по делу N А57-26940/2017
по заявлению государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Саратовской области "Дергачёвский агропромышленный лицей" (ОГРН 1036401300660, ИНН 6410002958) к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1023403462488, ИНН 3444046034) об изменении постановления от 25.10.2017 N 24/729/2017 и о снижении размера административного штрафа,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области "Дергачёвский агропромышленный лицей" (далее - ГБПОУ СО "Дергачёвский агропромышленный лицей", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об изменении постановления Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор, административный орган) от 25.10.2017 N 24/729/2017 о привлечении к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. и о снижении размера административного штрафа.
Решением суда Саратовской области от 13.12.2017, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 оспоренное постановление изменено в части размера санкции, административный штраф снижен с 400 000 руб. до 100 000 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ГБПОУ СО "Дергачёвский агропромышленный лицей" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 13.12.2017 и постановление апелляционной инстанции от 14.02.2018 полностью и принять по делу новый судебный акт, применить положения статьи 2.9 КоАП РФ освободить учреждение от административной ответственности и ограничиться предупреждением.
Учреждение считает, что в нарушение его прав судебными инстанциями не дана оценка законности предписания, неисполнение которого вменялось ему.
Отзыв на кассационную жалобу не поступал.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене решения Арбитражного суда Саратовской области от 13.12.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
По результатам проверки, проведенной административным органом в отношении ГБПОУ СО "Дергачёвский агропромышленный лицей", выдано предписание от 15.06.2017 N П-2175/24/13 об устранение выявленных нарушений требований законодательства при эксплуатации опасных производственных объектов в установленные сроки для исполнения предписания.
На основании распоряжения от 13.10.2017 N 4337-РП/СО проведена внеплановая выездная проверка выполнение ранее выданного предписания от 15.06.2017 N П-2175/24/13, в ходе которой выявлено неисполнение в установленный срок пунктов 1, 2, 4, 5 предписания, на основании чего административный орган квалифицировал допущенное правонарушение по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно предписанию от 24.10.2017 N 4337/24/261, на опасном производственном объекте - Сеть газопотребления ГБПОУ СО "Дергачёвский агропромышленный лицей" (рег. N А51-01070-0001, III класс опасности), эксплуатируются технические устройства, не прошедшие первое плановое техническое обследование (подземный газопровод высокого давления, надземный газопровод высокого давления); в государственном реестре опасных производственных объектов, в составе опасного производственного объекта, названые газопроводы, как опасный производственный объект не в полном объеме указаны; не переоформлена лицензия на деятельность по эксплуатации взрывопожарноопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности; учреждением не устранены.
Постановлением Ростехнадзора от 25.10.2017 N 24/729/2017 о привлечении ГБПОУ СО "Дергачёвский агропромышленный лицей" к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб., за нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности).
Не согласившись с указанным постановлением Ростехнадзора, ГБПОУ СО "Дергачёвский агропромышленный лицей" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с указанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных учреждением требований, Арбитражный суд Саратовской области исходил из того, что факт административного правонарушения и вина заявителя в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено, оснований для признания правонарушения малозначительным не установлено.
Вместе с тем суд посчитал, что размер штрафа 400 000 руб. будет носить неоправданно карательный характер, и на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизил размер административного штрафа с 400 000 руб. до 100 000 руб.
Двенадцатый арбитражный суд поддержал выводы суда первой инстанции в полном объеме.
Между тем, судами нижестоящих инстанций при разрешении спора не учтено следующее.
Согласно части 4 стать 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 стать 210 АПК РФ).
В соответствии с частью 6 стать 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Из содержания статьи 30.6 КоАП РФ следует, что при рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверка законности и обоснованности привлечение к административной ответственности должна осуществляться в полном объеме судами каждой инстанции.
Составом административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, является невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа осуществляющего федеральный государственный надзор.
Из смысла названной нормы следует прямое указание на то, что предписание административного органа должно отвечать условиям законности. Следовательно, существенным обстоятельством, которое подлежит выяснению при рассмотрении дело, об оспаривание постановления об административном правонарушении, является установление законности предписания, неисполнение которого, в рассматриваемом случае, вменялось учреждению.
Таким образом, от установления указанного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличие, либо отсутствие событий административного правонарушения.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, является неисполнение в установленный срок законного предписания, принятого уполномоченным органом.
Признавая ГБПОУ СО "Дергачёвский агропромышленный лицей" виновным в совершение административного правонарушения, судебные инстанции исходили из нарушения сроков исполнения предписания от 15.06.2017 N П-2175/24/131, срок исполнения которого был установлен до 15.09.2017.
Вместе с тем, причиной неисполнимости пунктов 1, 2 предписания от 15.06.2017 N П-2175/24/131, как пояснило в своем заявление учреждение, является отсутствие у ГБПОУ СО "Дергачёвский агропромышленный лицей" правоустанавливающих документов на надземный газопровод и подземный газопровод высокого давления. Кроме того, как указало учреждение, отвод земельного участка в 1994 году, согласно информации администрации Дергачёвского муниципального районного образования и Сектору по делам архивов администрации Дергачёвского муниципального района, под строительство газопровода не производился, поставка газа производится более 171 абоненту.
Исполнимость предписания является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение. (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 N 2423/13)
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Требования ГБПОУ СО "Дергачёвский агропромышленный лицей", изложенные в заявление об изменение постановления административного органа по снижению размера административного штрафа, не исключает дать оценку судам по настоящему делу о законности предписания от 15.06.2017 N П-2175/24/131 по пунктам 1,2 и доводам о непринадлежности газопровода учреждению.
Кроме того, судебными инстанциями не дана оценка доводам, изложенным в заявление учреждения, по принятию им мер по исполнению пунктов 4 и 5 предписания от 15.06.2017 N П-2175/24/131.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции приходит к заключению, согласно которому, выводы судов, отраженные в принятых по делу судебных актах, сделаны без учета обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, в связи, с чем судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судам нижестоящих инстанций следует учесть изложенное, а также дать оценку законности требованиям административного органа изложенным в спорном постановление Ростехнадзора от 25.10.2017 N 24/729/2017 о привлечении к административной ответственности с учетом требований статьи 49, 133 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.12.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 по делу N А57-26940/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, является неисполнение в установленный срок законного предписания, принятого уполномоченным органом.
...
Исполнимость предписания является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение. (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 N 2423/13)
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 июня 2018 г. N Ф06-33930/18 по делу N А57-26940/2017
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-48497/19
05.04.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-46762/19
14.02.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-44775/19
18.12.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-15305/18
11.10.2018 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13445/18
12.09.2018 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-26940/17
13.06.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-33930/18
14.02.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1/18
13.12.2017 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-26940/17