г. Казань |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А12-25056/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Глазова Ю.В., Карповой В.А.,
при участии представителя:
ответчика - Дундукова А.П. (доверенность от 01.06.2018),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Биар"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.11.2017 (судья Пятернина Е.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Антонова О.И., Волкова Т.В.)
по делу N А12-25056/2017
по исковому заявлению Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ИНН 3444080684, ОГРН 1023403453072) к обществу с ограниченной ответственностью "Биар" (ИНН 3445061740, ОГРН 1033400476890) с участием в деле в качестве третьих лиц: администрации Волгоградской области, государственного казенного учреждения "Дирекция автомобильных дорог Волгоградской области", общества с ограниченной ответственностью "Аналитик Центр", оценщика ООО "Аналитик Центр" Топчей Аллы Сергеевны, Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, об изъятии земельного участка для государственных нужд, о признании права собственности на вновь образованный земельный участок, об установлении размера возмещения за земельный участок (с учетом убытков, причиненных правообладателю его изъятием),
УСТАНОВИЛ:
Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет транспорта и дорожного хозяйства, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Биар" (далее - ООО "Биар", ответчик)
об изъятии для государственных нужд Волгоградской области в принудительном порядке у ООО "Биар" земельного участка с кадастровым (или условным) номером 34:03:200007:226, площадью 26 634 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Новоргачинского городского поселения,
о признании права государственной собственности Волгоградской области на вновь образованный земельный участок с кадастровым (или условным) номером 34:03:200007:226, площадью 26 634 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Новоргачинского городского поселения,
об установлении размера возмещения за земельный участок (с учетом убытков, причиненных правообладателю изъятием земельного участка) с кадастровым (или условным) номером 34:03:200007:226, площадью 26 634 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Новоргачинского городского поселения в размере 55 350 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены администрация Волгоградской области, государственное казенное учреждение "Дирекция автомобильных дорог Волгоградской области", общество с ограниченной ответственностью "Аналитик Центр", оценщик ООО "АналитикЦентр" Топчей Алла Сергеевна, Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.11.2017 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Биар", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в силу действующего законодательства на момент подачи иска срок действий распоряжений Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 12.05.2012 N 28-р, от 08.11.2013 N 440-р истёк, кроме того, подлежащий изъятию земельный участок с кадастровым номером 34:03:200007:226 площадью 26 634 кв. м за обществом не зарегистрирован; сведения об указанном участке носили временный характер со сроком действия до 17.10.2017 и в настоящее время указанный объект не идентифицирован, в связи с чем отчет от 21.02.2017 об оценке рыночной стоимости и размера возмещения за земельный участок носит формальный характер, более того, в силу гражданского законодательства при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется на момент рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель ООО "Биар" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.07.2017 N 34/001/001/2017-67295, представленной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, земельный участок площадью 480 000 кв. м с кадастровым номером 34:03:200007:146 поставлен на кадастровый учет 21.12.2005, право собственности ООО "Биар" зарегистрировано 27.11.2007, ограничение прав и обременение объекта недвижимости зарегистрировано за Комитетом транспорта и дорожного хозяйства с 20.08.2017 на основании распоряжения от 12.05.2012 N 28-р.
Распоряжением Управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области от 13.05.2009 N 10 "О резервировании земель для государственных нужд Волгоградской области" (в редакции распоряжения от 13.03.2012 N 21-р) зарезервирована земля для государственных нужд Волгоградской области для строительства автомобильной дороги "Обход города Волгограда" сроком на 7 лет.
Данным распоряжением утвержден перечень кадастровых номеров земельных участков, расположенных полностью или частично в границах резервируемых земель для размещения автомобильной дороги "Обход города Волгограда. Южная часть" (Приложение 1).
В данный перечень земельных участков помимо прочих включен земельный участок с кадастровым номером 34:03:200007:146.
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области принято распоряжение от 12.05.2012 N 28-р "Об изъятии земельных участков и частей земельных участков для государственных нужд Волгоградской области под строительство объекта "Обход города Волгограда. Южная часть" об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков и части земельных участков, в том числе и части земельного участка площадью 26 634 кв. м с кадастровым номером 34:03:200007:146.
В последующем Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области было принято распоряжение от 08.11.2013 N 440-р Об изъятии земельных участков и частей земельных участков для государственных нужд Волгоградской области под строительство объекта "Обход города Волгограда. Южная часть".
Согласно Приложению к данному распоряжению изъятию для государственных нужд подлежал земельный участок с кадастровым номером 34:03:200007:226 (предыдущий номер 34:03:200007:146).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 08.12.2016 N 3434/300/16-551584 следует, что земельный участок с кадастровым номером 34:03:200007:226 (предыдущий номер 34:03:200007:146) площадью 26 634 кв. м поставлен на кадастровый учет 16.10.2012, имеет статус "временный" со сроком истечения 17.10.2017.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области направило в адрес ООО "Биар" письмо от 25.12.2013 N 25/12589, в котором сообщило, что в связи с необходимостью строительства автомобильной дороги регионального значения с целью изъятия земельных участков или частей земельных участков попадающих в зону резервирования для государственных нужд Волгоградской области Министерством проведены работы по разделу и постановке на государственный кадастровый учет образовавшихся частей земельного участка с кадастровым номером 34:03:200007:146 площадью 480 000 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Новорагачинского городского поселения, а также уведомило о предстоящим изъятии земельного участка с кадастровым номером 34:03:200007:226, площадью 26 634 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Новоргачинского городского поселения. Указанное письмо получено ООО "Биар" 15.01.2014.
Впоследствии Комитет транспорта и дорожного хозяйства (правопреемник Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области) сопроводительным письмом от 28.03.2017 N 25/3572 направил в адрес ООО "Биар" проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд Волгоградской области и отчет оценщика от 21.02.2017 N 19/17 об оценке рыночной стоимости и размера возмещения за земельный участок с кадастровым номером 34:03:200007:226, которое получено нарочно директором общества.
При этом по заказу Комитета транспорта и дорожного хозяйства проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:03:200007:226.
На основании отчета от 21.02.2017 N 19/17 об оценке рыночной стоимости и размера возмещения за земельный участок, выполненного оценщиком ООО "Аналитик Центр" Топчей Аллой Сергеевной, размер компенсации за изъятие указанного земельного участка составил 55 350 руб.
Поскольку по истечении срока, установленного законом, ООО "Биар" не представило в Комитет транспорта и дорожного хозяйства подписанное соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд Волгоградской области, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Анализ имеющихся в деле доказательств и принятых судебных актов показал, что судами двух инстанций оставлены без рассмотрения и оценки ряд обстоятельств и документов, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела.
Пунктом 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.04.2015) предусмотрена обязанность органа, принявшего решения об изъятии земельного участка, не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомить об этом собственника земельного участка, согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.04.2015) изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Системные положения пункта 5 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подпункта 3 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), действующих с 01.04.2015, устанавливают обязанность не только уведомлять правообладателя земельного участка о принятом решении, но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастрового паспорта, отчета об оценке изымаемой недвижимости.
Правилами статьи 282 ГК РФ (в редакции, действующей до 01.04.2015) устанавливается трехлетний срок для предъявления иска о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд, исчислявшийся с момента направления собственнику участка уведомления об изъятии, действующая с 01.04.2015 редакция статьи 282 ГК РФ устанавливает, что иск о принудительном изъятии земельного участка может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для указанных нужд, который согласно пункту 13 статьи 56.6 ЗК РФ составляет три года с момента его принятия, истечения указанного срока является основанием для отказа в удовлетворении иска.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, отмечено, что правовое регулирование, введенное Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 499-ФЗ) в отношении вопроса о сроке на предъявление иска о принудительном изъятии земельного участка, подлежит применению с учетом статьи 26 указанного закона.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 499-ФЗ, если решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принято до дня вступления его в силу, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном ГК РФ и ЗК РФ в редакции Закона N 499-ФЗ.
Таким образом, независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе были произведены до 01.04.2015, после указанной даты процедуры подготовки и заключения соглашения, предусмотренные главой VII.1 ЗК РФ, должны быть соблюдены.
Учитывая, что изменения коснулись и сроков принудительного изъятия земельных участков, действующие в редакции с 01.04.2015 статья 282 ГК РФ и пункт 13 статьи 56.6 ЗК РФ, устанавливающие право на обращение в суд с иском о принудительном изъятии в течении трех лет с момента принятия решения об изъятии, не могут приниматься с актами, принятыми до 01.04.2015.
Между тем положения статьи 282 ГК РФ, действующие на момент принятия распоряжения от 08.11.2013 N 440-р об изъятии спорного земельного участка, устанавливали трехлетний срок для предъявления иска о выкупе земельного участка для государственным или муниципальных нужд, который исчисляется с момента направления собственнику уведомления о предстоящим изъятии земельного участка.
Из представленных сторонами доказательств следует, что Комитет направил обществу уведомление об изъятии 15.01.2014, тогда как с иском обратился 17.07.2017.
Таким образом, судебные инстанции не применили нормы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, регулирующим сроки на предъявление иска с учетом требований Закона N 499-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.11 ЗК РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; возникновения прав в соответствии с настоящим Кодексом на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
В пункте 4 названной нормы устанавливается, что с момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок на них возникает право публичной собственности при изъятии участка для государственных нужд.
Из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 10.07.2017 следует, что ООО "Биар" является собственником (исходного) земельного участка с кадастровым номером 34:03:200007:146.
По данным кадастрового паспорта от 08.12.2016 спорный земельный участок с кадастровым номером 34:03:200007:226 был образован в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 34:03:200007:146, при этом в связи с образованием земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами 34:03:200007:224, 34:03:200007:225, 34:03:200007:227, 34:03:200007:228, исходный земельный участок подлежал снятию с кадастрового учета. В пункте 18 кадастрового паспорта отмечены сведения о статусе образованного земельного участка с кадастровым номером 34:03:200007:226 как "временный" и сроком действия временного характера - 17.10.2017.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости, действующий в период внесения данных в государственный кадастр недвижимости (16.10.2012), сведения которые носят временный характер до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ. В силу пункта 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации прав, такие сведения утрачивают временный характер и если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта не осуществлена государственная регистрация прав, сведения аннулируются и исключаются из кадастра недвижимости.
В пункте 23 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного постановлением Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, разъяснено, что временные сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости самим органом кадастрового учета по истечении срока, установленного Законом о кадастре, если не осуществлена государственная регистрация права или аренды.
Поскольку из представленных доказательств следует, что регистрация каких-либо прав на образованный участок не осуществлялась, временные сведения о спорном объекте аннулируются и исключаются из государственного кадастра, такой участок может быть предметом изъятия только по результатам его формирования, проведении кадастровых работ и постановке на государственный кадастровый учет.
Судебные инстанции, принимая решения об изъятии объекта и признавая право собственности на земельный участок с кадастровым номером 34:03:200007:226 за публичным образованием, не исследовали доказательства и доводы общества об аннулировании сведений, которые имели временный статус, и их исключение из государственного кадастра недвижимости, также необходимо было учесть, что такие сведения не относились к ранее учтенным земельным участкам.
Статья 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регулирует особенности государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, согласно пункту 9 указанной нормы государственный кадастровый учет объектов, образованных на основании решения об изъятии, осуществляется при наличии решения об изъятии, правоустанавливающего документа на исходный участок, проекта межевания или схем расположения земельного участка с соответствующим заявлением о постановке на кадастровый учет от имени лица, права которого подлежат прекращению, вправе обратиться орган власти, принявшее соответствующее решение.
Пункт 10 статьи 60 указанного закона определяет, что снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, если права на образованные для изъятия участка не зарегистрированы, применяются правила пункта 11 данной нормы.
При таких обстоятельствах следует учесть, что отсутствие сведений о постановке спорного земельного участка в системе кадастрового учета могло исключить возможность осуществления государственной регистрации перехода права на изъятый земельный участок за Волгоградской областью.
При рассмотрении судом спора о выкупе земельного участка цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора, указанные правила применяются и при рассмотрении дела после 01.04.2015, поскольку действующим законодательством иное не установлено.
Определение выкупной стоимости земельного участка, подлежащего изъятию, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного до начало процедуры его изъятия.
Судебные инстанции при определении размера компенсации исходили из отчета об оценки от 21.02.2017 N 19/17, подготовленного оценщиком ООО "Аналитик Центр".
Вместе с тем при оценке предъявленного отчета судами не были проверены доводы общества о том, что дата, по состоянию на которую была определена рыночная стоимость - 07.11.2013, при этом объектом оценки являлся земельный участок, расположенный на территории администрации Новорагачинского сельского поселения, тогда как изымаемый участок находится на территории городского поселения.
Таким образом, в нарушении требований статьи 282 ГК РФ, статей 55, 62 ЗК РФ, применяемых с учетом разъяснений, изложенных в пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, судебными инстанциями не устанавливалась рыночная стоимость объекта на момент спора, соответствующих доказательств Комитет транспорта и дорожного хозяйства не представил.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене как принятые с нарушением норм действующего законодательства, а также при неполном исследовании обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать доказательства о наличии кадастрового учета в отношении спорного земельного участка и регистрации прав на объекты, образованные в результате раздела исходного; оценить относимость доказательств, представленных Комитетом транспорта и дорожного хозяйства о выкупной цене изымаемого имущества (по состоянию на 07.11.2013), в том числе вида разрешенного использования, установленного в отношении образованного участка; применить нормы права, регулирующие определение срока на предъявление иска о принудительном изъятии земельного участка по распоряжению от 08.11.2013 N 440-р; при проверке соблюдения процедуры изъятия участка необходимо установить фактическое изъятие недвижимости для государственных нужд в целях реализации права собственника на возмещение убытков.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.11.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 по делу N А12-25056/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Судебные расходы по кассационной жалобе распределить арбитражному суду, вновь рассматривающему дело.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
Ю.В. Глазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции при определении размера компенсации исходили из отчета об оценки от 21.02.2017 N 19/17, подготовленного оценщиком ООО "Аналитик Центр".
Вместе с тем при оценке предъявленного отчета судами не были проверены доводы общества о том, что дата, по состоянию на которую была определена рыночная стоимость - 07.11.2013, при этом объектом оценки являлся земельный участок, расположенный на территории администрации Новорагачинского сельского поселения, тогда как изымаемый участок находится на территории городского поселения.
Таким образом, в нарушении требований статьи 282 ГК РФ, статей 55, 62 ЗК РФ, применяемых с учетом разъяснений, изложенных в пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, судебными инстанциями не устанавливалась рыночная стоимость объекта на момент спора, соответствующих доказательств Комитет транспорта и дорожного хозяйства не представил."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 июня 2018 г. N Ф06-33382/18 по делу N А12-25056/2017
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2018 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-25056/17
13.06.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-33382/18
12.02.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-15/18
22.11.2017 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-25056/17