г. Казань |
|
15 июня 2018 г. |
Дело N А49-6446/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.12.2017 (судья Стрелкова Е.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А49-6446/2017
по заявлению администрации Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, с. Даниловка (ОГРН 1025801089115, ИНН 5820001307) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Республика Мордовия, г. Саранск (ОГРН 1091326001502, ИНН 1326211305), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134), третьи лица: открытое акционерное общество "Агросервис", Пензенская область, с. Лопатино (ОГРН 1025801086926, ИНН 5820000046), акционерное общество "Областной агропромышленный холдинг", г. Пенза (ОГРН 1115836007682, ИНН 5836648185), о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
администрация Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области (далее - ТУ Росимущества в Пензенской области), изложенное в письме от 05.05.2017 N 01/2170 об отказе в передаче земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственность муниципального образования "Даниловский сельсовет Лопатинского района Пензенской области"; об обязании устранить допущенные нарушения путём передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области следующих земельных участков сельскохозяйственного назначения:
- с кадастровым номером 58:15:0490102:17 площадью 6857721 кв.м по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490102:18 площадью 231526 кв.м по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490102:19 площадью 192081 кв.м по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490102:20 площадью 785700 кв.м по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490901:57 площадью 45748936 кв.м по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490901:58 площадью 2623785 кв.м по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490901:59 площадью 877072 кв.м по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6.
о признании незаконным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенное в письме от 02.05.2017 N 10/17259 (т. 1 л.д. 5-7).
Определением Арбитражного суда Пензенской области, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены - открытое акционерное общество "Агросервис" (далее - ОАО "Агросервис") и акционерное общество "Областной агропромышленный холдинг" (далее - АО "Областной агропромышленный холдинг") (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 06.12.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018, заявленные требования удовлетворены.
Решение Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенное в письме от 02.05.2017 N 10/17259 и решение ТУ Росимущества в Пензенской области, изложенное в письме от 05.05.2017 N 01/2170 об отказе в передаче в собственность муниципального образования Даниловский сельсовет Лопатинского района Пензенской области земельных участков сельскохозяйственного назначения:
- с кадастровым номером 58:15:0490102:17 площадью 6857721 кв.м по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490102:18 площадью 231526 кв.м по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490102:19 площадью 192081 кв.м по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490102:20 площадью 785700 кв.м по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490901:57 площадью 45748936 кв.м по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490901:58 площадью 2623785 кв.м по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6;
- с кадастровым номером 58:15:0490901:59 площадью 877072 кв.м по адресу: Пензенская область, Лопатинский район, с. Огаревка, ул. Школьная, 6. признаны незаконными, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ), на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области возложена обязанность по передаче в установленном законом порядке из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования Даниловский сельсовет Лопатинского района Пензенской области названных земельных участков сельскохозяйственного назначения.
МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.06.2016 глава администрации Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, указывая, что спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения находятся в собственности Российской Федерации и расположены в границах муниципального образования "Даниловский сельсовет Лопатинского района Пензенской области", в целях перевода указанных земельных участков из федеральной собственности в муниципальную, обратился с заявлением в ТУ Росимущества по Пензенской области (исх. N 167)
Заявление администрации ТУ Росимущества по Пензенской области направило в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом с сопроводительным письмом от 23.06.2016 N 1/2616 для рассмотрения и принятия решения в пределах компетенции, о чём сообщило Администрации письмом от 01.07.2016 N 01/2748.
Не получив ответ на своё заявление, Администрация 23.03.2017 направила в адрес ТУ Роимущества по Пензенской области письмо, в котором просило рассмотреть заявление от 15.06.2016 и дать на него ответ.
ТУ Росимущества по Пензенской области вынесло распоряжение от 16.03.2017 N 40-р о проведении аукциона на право заключения договора аренды федеральных земельных участков, составляющих казну Российской Федерации, в отношении спорных земельных участков (за исключением земельного участка с кадастровым номером 58:15:0490901:57).
По результатам торгов на основании протоколов об итогах аукциона от 28.04.2017 N N 2-4, 2-5, 2-6, 2-7, 2-8, 2-9 заключены договоры аренды спорных земельных участков с ОАО "Агросервис" и АО "Областной агропромышленный холдинг".
Росимущество направило Администрации ответ от 02.05.2017 N 10/17259, в котором отказало в передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность, ссылаясь на осуществление ТУ Росимущества по Пензенской области мероприятий по вовлечению спорных земельных участков в сельскохозяйственный оборот, а также на наличие на земельном участке с кадастровым номером 58:15:0490901:57 водных объектов.
ТУ Росимущества по Пензенской области направило Администрации ответ от 05.05.2017 N 01/2170, в котором по тем же основаниям отказало в передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность.
Полагая, что отказы не соответствуют закону и нарушают права муниципального образования в сфере экономической деятельности, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия (должностных лиц), является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Вопросы безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, урегулированы в главе V.5 ЗК РФ (действует с 01.03.2015).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных в пункте 1 статьи 39.31 данного Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Случаи, при которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, определены в подпунктах 1 - 13 пункта 2 статьи 39.30 ЗК РФ. В силу пункта 3 статьи 39.30 ЗК РФ в случае, если в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены иные основания и (или) иной порядок их передачи в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен статьей 39.31 ЗК РФ.
Согласно части 5 указанной статьи федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
В частности, согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.30 ЗК РФ не подлежат передаче в муниципальную собственность земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что порядок обращения с заявлением о безвозмездной передаче спорных земельных участков Администрацией соблюден (пункты 1 и 2 статьи 39.31 ЗК РФ). Суды пришли к выводу, что у Территориального управления отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в безвозмездной передаче земельных участков в собственность муниципального образования, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.30 и пунктом 7 статьи 39.31 ЗК РФ.
Между тем, как видно из материалов дела, на момент обращения Администрации в адрес ТУ Роимущества по Пензенской области с письмом от 23.03.2017 ТУ Росимущества по Пензенской области было вынесено распоряжение от 16.03.2017 N 40-р о проведении аукциона на право заключения договора аренды федеральных земельных участков, составляющих казну Российской Федерации, в отношении спорных земельных участков (за исключением земельного участка с кадастровым номером 58:15:0490901:57).
По результатам торгов на основании протоколов об итогах аукциона от 28.04.2017 N N 2-4, 2-5, 2-6, 2-7, 2-8, 2-9 заключены договоры аренды спорных земельных участков с ОАО "Агросервис" и АО "Областной агропромышленный холдинг" (т. 2 л.д. 6-40, 53-77).
Суды расценили данные действия Росимущества по проведению процедуры вовлечения земельных участков в сельскохозяйственный оборот, что в силу п.п.10 п.3 ст.39.30 ЗК РФ является основанием для отказа в передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную, как направленные на воспрепятствование передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность, искусственное создание ситуации, не позволяющей осуществить такую передач.
Как установлено судами, на территории Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области утверждены Генеральный план Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области (решение Комитета местного самоуправления Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области от 16.12.2009 N 1-23/5, от 26.08.2016 N 1-30/6) и Правила землепользования и застройки Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области (решение Комитета местного самоуправления Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области от 29.12.2011 N 5-79/5, от 25.11.2016 N 1-33/6).
Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и включают карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа (часть 11 статьи 9, пункт 3 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ). К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
Из части 1 статьи 30 ГрК РФ следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В рассматриваемом деле суды должным образом не исследовали вопрос о том, когда спорные земельные участки были включены в границы муниципального образования "Даниловский сельсовет Лопатинского района Пензенской области", входили ли данные участки в границы поселения, обозначенных в Генеральном плане Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области (утвержденного решением Комитета местного самоуправления Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области от 16.12.2009 N 1-23/5).
В материалах дела картографические материалы по состоянию на 15.06.2016 (дату обращения Администрации с первым заявлением) отсутствуют. Сведения из кадастровой палаты о расположении данных участков на территории муниципального образования на данную дату судами не затребованы.
Заявитель в заявлении, уточненном заявлении, как на доказательства расположения спорных земельных участков на территории населенного пункта ссылался только на Генеральный план Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, утвержденный решением Комитета местного самоуправления Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области от 26.08.2016 N 1-30/6 и Правила землепользования и застройки Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, утвержденные решением Комитета местного самоуправления Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области от 25.11.2016 N 1-33/6.
Суды не приняли во внимание, что земельные участки подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 ЗК РФ лиц в собственность поселений, утвердивших правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территории соответствующих поселений.
Признавая оспариваемый отказ в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:15:0490901:57 незаконным, суды сослались на отсутствие в материалах дела доказательств факта нахождения на спорном земельном участке водных объектов, так и их природных (технических) характеристик.
Все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности (пункт 1 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации
На основании статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации полномочиями по распоряжению водными объектами и земельными участками, находящимися в федеральной собственности, обладают органы государственной власти Российской Федерации.
В силу статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации сведения о водных объектах содержатся в государственном водном реестре, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра" ведение государственного водного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 N 169 "Вопросы Федерального агентства водных ресурсов", а также Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282, определено, что Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и подведомственные организации функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Вместе с тем, отсутствие информации о водном объекте в формируемом Государственном водном реестре не лишает суд возможности определить его наличие и характеристики с использованием сведений, содержащихся в иных источниках, отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств.
Так, в материалах дела имеется письмо Пензенского центра гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 10.10.2017 (л.д.90), согласно которому по сведениям публичной кадастровой карты на земельном участке с кадастровым номером 58:15:0490901:57 находится водоем, имеющий гидравлическую связь с другими водными объектами.
Таким образом, из содержания указанного письма не следует однозначный вывод, что водный объект в границах земельного участка с кадастровым номером 58:15:0490901:57 отсутствует. Напротив, в нем идет речь о существовании водного объекта, сведения о котором уполномоченному на ведение реестра органу не подавались, наименование и тип которого подлежат установлению, его идентификация затруднена.
Между тем, вопрос о нахождении на спорном земельном участке водного объекта в полной мере судами не исследован, надлежащая оценка представленным в дело доказательствам не дана.
Судами первой и апелляционной инстанций к участию в деле не были привлечены уполномоченные органы в сфере использования природных ресурсов и управления имуществом Пензенской области, Федеральное агентство водных ресурсов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об обоснованности требований Администрации Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области являются преждевременными, сделанными без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения спора, в связи с чем судебные акты подлежат отмене.
Принимая во внимание, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора и с учетом установленного принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.12.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018 по делу N А49-6446/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации сведения о водных объектах содержатся в государственном водном реестре, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра" ведение государственного водного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 N 169 "Вопросы Федерального агентства водных ресурсов", а также Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282, определено, что Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и подведомственные организации функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 июня 2018 г. N Ф06-33842/18 по делу N А49-6446/2017