г. Казань |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А55-19231/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Николаевой Т.В. (доверенность от 18.01.2018 N 4-д),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2017 (судья Лихачев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Апаркин В.Н., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-19231/2017
по заявлению открытого акционерного общества "Самарская инновационная компания", г. Самара, к администрации городского округа Самара, г. Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, общество с ограниченной ответственностью "МедГард", г. Самара, о признании недействительным постановления от 11.04.2017 N 241,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самарская инновационная компания" (далее - ОАО "СИНКО", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к администрации городского округа Самара (далее - Администрация), Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) о признании незаконным постановления Администрации от 11.04.2017 N 241 об отказе ОАО "СИНКО" в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 14000 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0618002:260 для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Гагарина, 20 Б, признав данный ненормативный акт недействительным; обязании Администрации, Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении ОАО "СИНКО" в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0618002:260, площадью 14000 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, 20 Б, и заключения договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, общество с ограниченной ответственностью "МедГард".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018, заявленные требования удовлетворены, постановление Администрации от 11.04.2017 N 241 признано недействительным. На заинтересованных лиц возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления судебного акта по делу в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки и направления в адрес ОАО "СИНКО" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0618002:260 площадью 14000 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, 20 Б.
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, отказать ООО "СИНКО" в заявленных требованиях, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя, считая доводы жалобы несостоятельными, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание - больничный комплекс, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, д. 20б, площадью 8472,70 кв.м, с кадастровым номером 63-63-01/247/2005-231, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.12.2005 N 63-АБ 793959, а также котельная с дымовой трубой, площадью 42,00 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0000000:0:5820, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.03.2009 N 63-АГ 042218 (т. 1, л.д. 16-17).
ООО "СИНКО" 30.06.2014 обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0618002:260, площадью 14000,00 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Гагарина, 20б, на котором расположены вышеуказанные нежилые здания, принадлежащие юридическому лицу на праве собственности (т. 1, л.д. 12-13).
Указанный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0618002:260 находится на праве аренды у заявителя на основании договора аренды земельного участка от 07.05.2002 N 348-2002/07 (в редакции дополнительного соглашения от 25.12.2014) (т. 1, л.д. 18-34).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2017 по делу N А55-14126/2016 суд признал незаконным бездействие Администрации и Департамента, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка и несовершении юридически значимых действий, направленных на передачу имущества в собственность заявителю, и обязал Администрацию и Департамент по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения права и законных интересов ООО "СИНКО" путем рассмотрения в месячный срок в установленном законом порядке заявления от 30.06.2014.
Решение суда вступило в законную силу 13.02.2017.
Постановлением от 11.04.2017 N 241 "Об отказе ООО "СИНКО" Администрация отказала заявителю в предоставлении в собственность указанного земельного участка в связи с тем, что граница испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 63:01:0618002:260 пересекает границу земельного участка с кадастровым номером 63:01:0618002:17 (т. 1, л.д. 9). Иных причин невозможности предоставления земельного участка Администрация не указывает.
Посчитав отказ незаконным, Общество оспорило его в суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Законом Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара с 01.03.2015 отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Подпунктом 5 пункта 2 постановления администрации городского округа Самара от 10.05.2016 N 563 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (далее - Постановление N 563), аналогичная норма содержалась и в действующем на момент обращения заявителя постановлении администрации городского округа Самара от 19.08.2015 N 929 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", утратившим силу 10.05.2016, обязанность по подготовке проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов дополнительных соглашений к указанным договорам, а также проектов распорядительных актов об отказе в заключении договоров купли-продажи земельных участков, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, возложена на руководителя Департамента.
На основании подпункта 4 пункта 2 Постановления N 563 руководитель Департамента наделен полномочиями по организации подготовки и подписания соответствующих распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков и заключении договоров купли-продажи земельных участков, а также иных документов, связанных с распоряжением земельными участками, с правом их подписания, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
В подпункте 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ указано, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В статье 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, их перечень является исчерпывающим.
Суды установили, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности.
Расположение земельного участка определяется на основании данных кадастрового учета (описания местоположения границ земельного участка с описанием координат поворотных точек).
Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0618002:260, с заявлением о предоставлении которого в собственность обратился заявитель 30.06.2014, был поставлен на государственный кадастровый учет 12.02.2008, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (т. 1, л.д. 65).
Судами отмечено, что при постановке на кадастровый учет информация о наличии кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости отсутствовала, что подтверждается данными строки 16 раздела В.1 кадастрового плана от 12.02.2008, кадастрового паспорта земельного участка от 01.09.2009, а также раздела КВ.1 кадастровых выписок от 05.09.2012, от 22.11.2016 (т. 1, л.д. 74, 96), строка 16 раздела КВ.1 не содержит сведений о пересечении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0618002:260 с границами земельного участка с кадастровым номером 63:01:0618002:17.
Согласно представленной в материалы дела кадастровой выписке о земельном участке от 22.11.2016 N 99/2016/9807606, в сведениях государственного кадастра недвижимости отсутствуют данные о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0618002:260 и земельного участка с кадастровым номером 63:01:0618002:17, что подтверждается данными строки 16 раздела КВ.1 (т. 1, л.д. 96).
Кроме того, письмом от 30.10.2017 N 25682 орган кадастрового учета сообщил, что согласно сведениям Единого государства недвижимости и реестровых дел земельных участков не выявлено технической ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0618002:17, входящего в состав единого землепользования 63:01:0000000:694 (т. 3, л.д. 65-65).
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для отказа Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Доводы заявителя жалобы о наличии пересечения границы испрашиваемого участка с границами земельного участка с кадастровым номером 63:01:0618002:17 были предметом исследования суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка. Суд признал необоснованными ссылки Департамента на сведения, содержащиеся в разделе 14 "особые отметки" кадастрового паспорта земельного участка от 19.12.2014 N 63-00-102/14-999787, а также разделом 16 "особые отметки" кадастровой выписки о земельном участке от 20.01.2017 N 63-00-102/17-46240 и кадастровой выписке от 26.02.2016 N 63-00-102/16-151157, поскольку в материалах дела имеются иные кадастровые выписки, представленные заявителем, из которых следует, что сведения о наличии пересечений испрашиваемого земельного участка с иными земельными участками отсутствуют.
Ходатайство о назначении судебной экспертизы не было заявлено.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Материалы дела исследованы судами округа полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 по делу N А55-19231/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом 5 пункта 2 постановления администрации городского округа Самара от 10.05.2016 N 563 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (далее - Постановление N 563), аналогичная норма содержалась и в действующем на момент обращения заявителя постановлении администрации городского округа Самара от 19.08.2015 N 929 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", утратившим силу 10.05.2016, обязанность по подготовке проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов дополнительных соглашений к указанным договорам, а также проектов распорядительных актов об отказе в заключении договоров купли-продажи земельных участков, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, возложена на руководителя Департамента.
На основании подпункта 4 пункта 2 Постановления N 563 руководитель Департамента наделен полномочиями по организации подготовки и подписания соответствующих распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков и заключении договоров купли-продажи земельных участков, а также иных документов, связанных с распоряжением земельными участками, с правом их подписания, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
В подпункте 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ указано, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В статье 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, их перечень является исчерпывающим."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 июня 2018 г. N Ф06-33863/18 по делу N А55-19231/2017