г. Казань |
|
25 июня 2018 г. |
Дело N А12-40621/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.
при участии представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области-Фролова В.П., доверенность от 11.01.2018,
в отсутствие:
иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.01.2018 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2018 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Степура С.М.)
по делу N А12-40621/2017
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго", г. Ростов-на-Дону, (ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, г. Волгоград, (ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210), заинтересованные лица: прокуратура Центрального района г. Волгограда, г. Волгоград, (ИНН 3444048120, ОГРН 1033400323560), Джумшудов Вахид Ганает-оглы, Волгоградская область, Калачевский район, станица Голубинская,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "МРСК Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго" (далее - ПАО "МРСК Юга", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России, административный орган, Управление) от 12.10.2017 по делу об административном правонарушении N 17-01-9.21-04/534 о привлечении ПАО "МРСК Юга" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены прокуратура Центрального района г. Волгограда, Джумшудов Вахид Ганает оглы (далее - Джумшудов В.Г.о.).
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 22.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2018 решение арбитражного суда Волгоградской области от 22.01.2018 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные акты, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о наложении штрафа от 12.10.2017 по делу N 17-01-9.21- 04/534 об административном правонарушении.
Представитель Волгоградского УФАС России в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Заявитель, заинтересованные лица в судебное заседание своего представителя не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия заявителя, заинтересованных лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя Волгоградского УФАС России, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проверки прокуратуры Центрального района г. Волгограда по вопросу соблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии в деятельности ПАО "МРСК Юга" установлено, что 23.06.2016 поступила заявка индивидуального предпринимателя ИП Джумшудова В.Г.о. на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно.
Заявление об установлении платы ПАО "МСРК Юга" - "Волгоградэнерго" было направлено в уполномоченный орган 23.09.2016, при этом Общество не уведомило ИП Джумшудова В.Г. о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
По получению Приказа Комитета по тарифному регулированию Волгоградской области от 18.10.2016 N 38/1 "Об утверждении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Юга" (филиал "Волгоградэнерго") по индивидуальному проекту" 08.12.2016 Общество направило заявителю проект договора и технические условия.
Усмотрев в действиях ПАО "МСРК Юга" признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, Волгоградское УФАС России постановлением от 12.10.2017 N 17-01-9.21-04/534 привлекло ПАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий определяют Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Пунктом 15 Правил установлено, что в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной, в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 30, 30.1, 30.2, 30.4 Правил, в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не (включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы).
Сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления.
Сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения
Исходя из вышеизложенного, суды пришли к верному выводу о нарушении ПАО "МРСК Юга" требований пунктов 30, 30.1, 30.2, 30.4 Правил, что выразилось в несоблюдении установленных законодательством сроков.
Доводы заявителя о том, что у Управления отсутствовали основания для привлечения ПАО "МРСК Юга" в административной ответственности, так как прокуратурой Центрального района г. Волгограда 03.04.2017 по аналогичным нарушениям возбуждалось дело об административном правонарушении, производство по которому на основании постановления Волгоградского УФАС России от 19.04.2017 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, ввиду следующего.
Волгоградское УФАС России постановлением от 19.04.2017 прекратило дело ввиду неверной квалификации действий ПАО "МРСК Юга" по части 1 ст. 19.21 КоАП РФ и невозможности при рассмотрении дела об административном правонарушении самостоятельно переквалифицировать вменяемое нарушение по части 2 ст. 19.21 КоАП РФ, предусматривающей более тяжкую ответственность, а не ввиду отсутствия в спорных действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Следовательно, у управления отсутствовали основания для прекращения производства по делу на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Факт нарушения ПАО "МРСК Юга требований Правил N 861, выразившихся в нарушении установленных законодательством сроков подтверждается материалами дела, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.07.2017.
Судами установлено, что ПАО "МРСК Юга" уже привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ постановлением Волгоградского УФАС России от 30.03.2016 по делу N 16-01- 9.21-04/88 об административном правонарушении, вступившим в законную силу 25.08.2016. Оплата штрафа произведена 15.08.2016.
На основании изложенного, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судебные инстанции верно указали на отсутствие доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что обществом были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судами не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлено.
Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 АПК РФ обществом в кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.
Возражения общества о том, что судами не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы судов, положенные в основу обжалуемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.01.2018 и Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2018 по делу N А12-40621/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Волгоградское УФАС России постановлением от 19.04.2017 прекратило дело ввиду неверной квалификации действий ПАО "МРСК Юга" по части 1 ст. 19.21 КоАП РФ и невозможности при рассмотрении дела об административном правонарушении самостоятельно переквалифицировать вменяемое нарушение по части 2 ст. 19.21 КоАП РФ, предусматривающей более тяжкую ответственность, а не ввиду отсутствия в спорных действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Следовательно, у управления отсутствовали основания для прекращения производства по делу на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
...
Судами установлено, что ПАО "МРСК Юга" уже привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ постановлением Волгоградского УФАС России от 30.03.2016 по делу N 16-01- 9.21-04/88 об административном правонарушении, вступившим в законную силу 25.08.2016. Оплата штрафа произведена 15.08.2016.
На основании изложенного, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
...
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судами не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлено."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 июня 2018 г. N Ф06-34283/18 по делу N А12-40621/2017