г. Казань |
|
27 июня 2018 г. |
Дело N А57-15020/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Балаковоатомкомплект" - Тихоновой О.О. (доверенность от 26.07.2017),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
иных заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ильина Виктора Владимировича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2017 (судья Калинина А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2018 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-15020/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Ильина Виктора Владимировича, г. Балаково, Саратовская область, к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково, Саратовская область (ОГРН 1026401410067, ИНН 6439034991), заинтересованные лица: комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково, Саратовская область (ОГРН 1096439000943, ИНН 6439071023), общество с ограниченной ответственностью "Балаковоатомкомплект", г. Балаково, Саратовская область (ОГРН 1046403906196, ИНН 6439056603), Абдуллаева Регина Максимовна, г. Балаково, Саратовская область, о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ильин Виктор Владимирович (далее - ИП Ильин В.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - администрация, орган местного самоуправления) от 22.05.2017 N 01-34/4542, от 22.06.2017 N 01-34/5345, от 26.06.2017 N 01-34/5410, за подписью главы Балаковского муниципального района об отказах во включении в схему нестационарных торговых объектов по муниципальному образованию г. Балаково нестационарных торговых павильонов ИП Ильина В.В., об обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ИП Ильин В.В. уточнил заявленные требования, просил признать недействительными ненормативные правовые акты администрации Балаковского муниципального района Саратовской области: письмо от 22.05.2017 N 01-34/4542, письмо от 22.06.2017 N 01-34/5345, за подписью главы Балаковского муниципального района об отказах во включении в схему нестационарных торговых объектов по муниципальному образованию г. Балаково нестационарных торговых павильонов ИП Ильина В.В., обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. От остальной части заявленных требований предпринимателем заявлен отказ.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2018, в удовлетворении требований о признании недействительными ненормативных правовых актов администрации муниципального района Саратовской области: письмо от 22.05.2017 N 01-34/4542, письмо от 22.06.2017 N 01-34/5345, за подписью главы Балаковского муниципального района об отказах во включении в схему нестационарных торговых объектов по муниципальному образованию г. Балаково нестационарных торговых павильонов ИП Ильина В.В., обязании администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя отказано. В остальной части производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе ИП Ильин В.В. просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИП Ильин В.В. обратился к главе Балаковского муниципального района с заявлениями от 28.04.2017, от 04.05.2017, от 01.06.2017 о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов по Балаковскому муниципальному району павильонов по продаже цветов, выбрав предполагаемые для них места размещения: г. Балаково, ул. Степная, 10 мкр., район магазина "Магнит" и "Меркурий"; г. Балаково, ул. Степная, 9 мкр., остановка "Аэлита"; г. Балаково, ул. Степная, 8 мкр., в районе супермаркета "Милена".
Письмами от 22.05.2017 N 01-34/4542, от 22.06.2017 N 01-34/5345, от 26.06.2017 N 01-34/5410 администрация отказала ИП Ильину В.В. во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Балаково на 2017-2022 годы (далее - Схема) павильона "Цветы" по реализации саженцев, свежесрезанных цветов, горшечных растений по адресам: Саратовская область, г. Балаково, 10-й микрорайон, ул. Степная, район магазинов "Магнит" и "Меркурий"; Саратовская область, г. Балаково, 9-й микрорайон, ул. Степная, остановка "Аэлита"; Саратовская область, г. Балаково, 8-й микрорайон, ул. Степная, в районе супермаркета "Милена".
Полагая, что решения администрации об отказе во включении мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему, изложенные в письмах от 22.05.2017 N 01-34/4542, письмо от 22.06.2017 N 01-34/5345, являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя, ИП Ильин В.В. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Таким образом, заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Согласно пункту 21 статьи 3 Устава Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - Устав) к вопросам местного значения отнесено создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав Балаковского муниципального района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Устава администрация Балаковского муниципального района является постоянно действующим исполнительнораспорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по разрешению вопросов местного значения.
Пунктом 3.1. Положения о порядке размещения и организации работы нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Балаково, утверждённого постановлением администрации Балаковского муниципального района от 25.05.2015 N 2303 (далее - Положение о порядке размещения и организации работы нестационарных торговых объектов) предусмотрено, что нестационарные торговые объекты при их размещении не должны вызывать помех основному функциональному использованию и визуальному восприятию городской среды, на которой они размещаются. Размещение нестационарных торговых объектов запрещается на территориях занятых инженерными коммуникациями и их охранными зонами.
В соответствии с пунктом 5.4 Положения о порядке размещения и организации работы нестационарных торговых объектов право размещения стационарных торговых объектов может быть предоставлено любому юридическому лицу не зависимо от организационно-правовой формы, формы собственности, а также индивидуальным предпринимателям, видом деятельности которых является осуществление розничной торговли, зарегистрированные в налоговом органе Российской Федерации в установленном порядке.
Отказывая ИП Ильину В.В. во включении в Схему места размещения торгового павильона по адресу: г. Балаково, ул. Степная, 10 мкр., район магазина "Магнит" и "Меркурий", администрация указала на наличие в испрашиваемом месте объектов с идентичным видом деятельности, наличие коммуникаций.
Расчет нормативов минимальной обеспеченностью населения площадью нестационарных торговых объектов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 291 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 N 754".
Согласно представленной в материалы дела таблице минимальная обеспеченность населения Балаковского муниципального района торговыми площадями превышена на 216 %.
По смыслу статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
При этом частью 6 статьи 10 вышеуказанного Закона не предусмотрена обязанность администрации включать все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
При указанных обстоятельствах администрация пришла к обоснованному выводу о нецелесообразности размещения нестационарного торгового объекта ИП Ильина В.В.
По смыслу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ в схему размещение нестационарных торговых объектов могут быть включены территории на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, не обременённые правами третьи лиц.
Согласно акту согласования инженерных коммуникаций от 19.04.2017 на испрашиваемой заявителем территории расположены инженерные коммуникации, в графе "предложения и замечания" указано на необходимость согласования проекта на размещения объекта.
Письмом от 22.06.2017 N 01-34/5345 администрация сообщила предпринимателю, что испрашиваемый участок обременен правами третьих лиц, в связи с чем Координационным советом по размещению объектов потребительского рынка на территории Балаковского муниципального района 08.06.2017 принято решение об отказе в во включении в Схему места размещения торгового павильона по адресу: г. Балаково, 9-й микрорайон, ул. Степная, остановка "Аэлита".
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.07.2017 N 64/001/003/2017-733391 земельный участок, на котором заявитель просит разместить павильон "Цветы", предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ЗАО "БАЛКОВОАТОМКОМПЛЕКТ", кроме того, зарегистрировано право аренды за Абдуллаевой Р.М.
Таким образом, невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Балаково на 2017-2022 годы спорных мест размещения НТО не является произвольным, и обосновано несоответствием указанного места размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства.
Учитывая изложенное, фактические обстоятельства установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для иной оценки доказательств не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2018 по делу N А57-15020/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Расчет нормативов минимальной обеспеченностью населения площадью нестационарных торговых объектов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 291 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 N 754".
...
По смыслу статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
...
По смыслу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ в схему размещение нестационарных торговых объектов могут быть включены территории на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, не обременённые правами третьи лиц."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 июня 2018 г. N Ф06-34379/18 по делу N А57-15020/2017