г. Казань |
|
25 июня 2018 г. |
Дело N А55-17442/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Романова С.В., доверенность от 19.02.2018, Тарасова А.А., доверенность от 19.02.2018,
ответчика - Дубровиной Е.О., доверенность от 13.06.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2017 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу N А55-17442/2017
по заявлению акционерного общества "Росскат", г. Нефтегорск, Самарская область, к Федеральной антимонопольной службе, г. Москва, о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Росскат" (далее - общество, АО "Росскат", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 14.06.2017 по делу об административном правонарушении N 4-14.32-809/00-22-16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в части назначения административного штрафа в сумме 59 226 647,61 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2017 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление изменено, в части меры ответственности с назначением АО "Росскат" штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоПА РФ, в размере 6 580 739 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2017 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФАС России обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В обоснование жалобы антимонопольный орган ссылается на то, что снижение размера суммы назначенного антимонопольным органом административного штрафа невозможно без проведения соответствующих расчетов, произвольное снижение назначенного антимонопольным органом штрафа противоречит принципу соразмерности и целям административного наказания. Кроме того указывает на то, что перечень, смягчающих административную ответственность обстоятельств, за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, является закрытым.
Общество в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыве на кассационную жалобу и представители в судебным заседании просили решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считают их законными и обоснованными.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя и ответчика, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением от 15.06.2016 по делу N 1-11.1-37/00-22-15 комиссия ФАС России признала АО "Росскат" нарушившим пункты 1 и 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Усмотрев в действиях АО "Росскат" состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, антимонопольный орган составил в отношении АО "Росскат" протокол от 05.08.2016 N 4-14.32-809/00-22-16 об административном правонарушении.
Постановлением от 14.06.2017 N 4-14.32-809/00-2-16 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 59 226 647,61 руб.
АО "Росскат" оспорило в судебном порядке постановление от 14.06.2017 о назначении административного наказания по делу N 4-14.32-809/00-2-16 в части размера взыскиваемого административного штрафа.
Суды, исходя из оценки обстоятельств настоящего дела, пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований с учетом следующего.
Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) предусмотрена ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
Статьей 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.
Как установлено судами, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2017 по делу N А40-192883/2016 в удовлетворении заявления АО "Росскат" о признании недействительным решения ФАС России от 15.06.2016 по делу N 1-11.1-37/00-22-15 было отказано.
Таким образом, антимонопольный орган доказал наличие в действиях АО "Росскат" признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае факт совершения АО "Росскат" административного правонарушения, вина общества установлены судом и полностью подтверждаются материалами настоящего дела, порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Постановлением от 14.06.2017 по делу N 4-14.32-809/00-22-16 об административном правонарушении АО "Росскат" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 59 226 647,61 руб., исходя из суммы выручки 1 316 147 724,77 руб. от реализации товаров на рынке реализации нефтепогруженного кабеля за исключением нефтепогруженного кабеля с длительно допустимой температурой нагрева жил кабеля от 200С и выше за 2014 год.
Размер административного штрафа, с учетом наличия двух обстоятельств, смягчающих административную ответственность, определен в размере 59 226 647,61 руб. (базовый штраф 105 291 818 руб. - 2*((максимальный штраф 197 422 158,72 руб. - минимальный штраф 13 161 477,28 руб.)/8) = 105 291 818- 46 065 170,36).
Судами установлено, что наказание в виде административного штрафа назначено в пределах предусмотренных статьи 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, наличия смягчающих обстоятельств, его имущественное и финансовое положение, суд первой инстанции применив положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств правомерно посчитал возможным изменить постановление ФАС России от 14.06.2017 по делу N 4-14.32-809/00-22-16 в части размера подлежащего взысканию штрафа, установив его в размере 6 580 739 руб.
При этом снижая назначенный обществу штраф ниже низшего предела, предусмотренного санкцией частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, суд первой инстанции исходил, что размер административного штрафа в размере 0,5% от суммы выручки в размере 1 316 147 724,77 руб. составляет 6 580 739 руб.
Поскольку выводы судов в рассматриваемой части основаны на внутреннем убеждении суда, подтверждены представленными в материалы дела доказательствами и соответствуют закону, оснований для их переоценки не имеется.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что у суда первой инстанции имелись основания для применения положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
В кассационной жалобе антимонопольного органа не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы антимонопольного органа не опровергают сделанных судами первой и апелляционной инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 по делу N А55-17442/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что наказание в виде административного штрафа назначено в пределах предусмотренных статьи 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, наличия смягчающих обстоятельств, его имущественное и финансовое положение, суд первой инстанции применив положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств правомерно посчитал возможным изменить постановление ФАС России от 14.06.2017 по делу N 4-14.32-809/00-22-16 в части размера подлежащего взысканию штрафа, установив его в размере 6 580 739 руб.
При этом снижая назначенный обществу штраф ниже низшего предела, предусмотренного санкцией частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, суд первой инстанции исходил, что размер административного штрафа в размере 0,5% от суммы выручки в размере 1 316 147 724,77 руб. составляет 6 580 739 руб.
...
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что у суда первой инстанции имелись основания для применения положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 июня 2018 г. N Ф06-33714/18 по делу N А55-17442/2017