г. Казань |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N А55-26180/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
при участии представителей:
ответчика - Зуева А.А. (доверенность от 02.08.2017 N 15-01/1323), Ковшаровой Л.Н. (доверенность от 20.06.2018 N 01.06/101),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "ОХРАНА" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2018 (судья Балькина Л.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 (председательствующий судья Кузнецов С.А., судьи Балашева В.Т., Шадрина О.Е.)
по делу N А55-26180/2017
по исковому заявлению федерального государственного унитарного предприятия "ОХРАНА" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Самарский государственный технический университет", федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" о признании торгов и сделки недействительными,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "ОХРАНА" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Самарский государственный технический университет" (далее - ответчик 1), к федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - ответчик 2) о признании торгов на оказание услуг по охране склада взрывчатых веществ, проведенных 15.08.2017, недействительными и о признании договора от 29.08.2017 N 110-3П89450-17 недействительным.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018, в иске отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, признать недействительными торгов и договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судами предыдущих инстанций не учтено, что торги были проведены с нарушением правил, установленных пунктом 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N ФЗ-223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", поскольку объекты (склады) подлежат государственной, а не ведомственной охране, ответчик 2 не имеет права охранять спорные объекты, находящиеся в сфере ведения иного федерального органа.
В отзывах на кассационную жалобу ответчики просят оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству и указывают, что в ходе проведения рассмотрения заявок на участие в запросе предложений единая комиссия руководствовалась документацией о проведении запроса предложений, и оснований для отклонения претендентов не выявила. Оба участника (истец и ответчик 2) согласно протоколу о результатах запроса предложений признаны соответствующими требованиям документации. С победителем заключен договор, который исполняется сторонами с 01.09.2017, что подтверждается актами сдачи-приемки оказанных услуг и платежными поручениями.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что 03.08.2017 заказчиком - Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Самарский государственный технический университет" на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого запроса предложений на оказание услуг по охране взрывчатых веществ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный технический университет", объявленного извещением за N 31705389450, по начальной (максимальной) цене контракта 2 060 000 руб.
Для участия в открытом запросе предложений поступило две заявки участников закупки: Федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (ИНН 7719555477) и Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" в лице Самарского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала на Куйбышевской железной дороге (ИНН 7701330105).
По итогам открытого запроса предложений, результаты которого отражены в протоколе о результатах запроса предложений от 15.08.2017 N 2-31705389450 единая комиссия по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования "Самарский государственный технический университет" победителем открытого запроса предложений признала Самарский отряд ведомственной охраны - структурное подразделение филиала Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на Куйбышевской железной дороге (заявка N 1).
В соответствии с техническим заданием объектом осуществляемой закупки являются склады ВМ УПБ "Роща", расположенные по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, 39 км, трассы Самара-Волгоград, которые относятся к объектам, подлежащим государственной охране согласно пункту 10 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 N 587.
Ссылаясь на то, что торги были проведены с нарушением правил, установленных пунктом 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N ФЗ-223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", истец обратился в суд с требованиями о признании торгов на оказание услуг по охране склада взрывчатых веществ, недействительными и о признании договора недействительным.
Истец полагал, что Самарский отряд ведомственной охраны - структурное подразделение филиала Федерального государственного предприятия "ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на Куйбышевской железной дороге имеет право охранять только объекты, находящиеся в сфере ведения агентства железнодорожного транспорта согласно постановлению Правительства РФ от 27.06.2009 N 540 "Об утверждении положения о ведомственной охране федерального агентства железнодорожного транспорта" и Уставу участника закупки.
При разрешении спора суды предыдущих инстанций руководствовались положением Федерального закона от 27.05.1996 N 57 "О государственной охране", Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране", Федерального закона от 13.10.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", и по результатам исследования и оценки представленных по делу доказательств, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания итогов конкурса и договора недействительными, в связи с чем отказали в удовлетворении иска.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 1 Федерального закона от 27.05.1996 N 57 "О государственной охране" государственная охрана - деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер; охраняемые объекты - здания, строения, сооружения (в том числе отдельные помещения), прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения (в том числе отдельные помещения), земельные участки и водные объекты, предоставленные органам государственной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 14.04.199 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее - Закон о ведомственной охране) ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
В соответствии со статьей 8 Закона о ведомственной охране ведомственная охрана осуществляет, в том числе защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.
Таким образом, Законом о ведомственной охране не установлено ограничение деятельности ведомственной охраны в части наличия права осуществления охранной деятельности исключительно в отношении объектов, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Законодательство Российской Федерации не содержит условий, ограничивающих деятельность ведомственной охраны исключительно задачами в отношении только подведомственных ей объектов, в связи с чем, принимать участие в закупке вправе принимать любые заинтересованные лица, соответствующие требованиям участникам закупки, независимо от ведомственной принадлежности объектов.
В порядке реализации положений Федерального закона от 14.04.199 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" принято постановление Правительства РФ от 27.06.2009 N 540, которым утверждено Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 4 вышеназванного положения орган управления ведомственной охраной является федеральным государственных унитарным предприятием, находящимся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта и осуществляющими деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.
В силу пункта 6 Положения основными задачами ведомственной охраны являются: А) защита охраняемых объектов от противоправных посягательств и охрана грузов ( в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях; Б) обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; В) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах в соответствии с законодательством Российской Федерации; Г) организация и осуществление профилактики пожаров; Д) участие в установленном порядке в осуществлении контроля за соблюдением противопожарного режима, тушении пожаров, а также ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах. Порядок организации деятельности ведомственной охраны определяется Федеральным агентством железнодорожного транспорта (п. 7 Положения).
Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 21.09.2010 N 400 утвержден Порядок организации деятельности ведомственной охраны железнодорожного транспорта, согласно которому ФГП ВО ЖДТ России осуществляет охрану объектов, подлежащих государственной охране, на основании статьи 23 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, Перечня наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением правительства РФ от 27.06.2009 N 891-р, Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности, иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 2.2).
На основании абзаца 2 пункта 2.1 Устава ФГП ВО ЖДТ России предприятие вправе в соответствии с законодательством (п. 2 ст.1 ГК РФ, ст. 8 Закона о ведомственной охране) осуществлять защиту охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти в соответствии с заключенными договорами.
Таким образом, ответчик вправе осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране, а у Единой комиссии не было оснований для признания его не соответствующим требованиям документации о запросе предложений.
Согласно протоколу о результатах запроса предложений от 15.08.2017 N 2- 31705389450 оба участника признаны соответствующими требованиям документации.
В результате проведенной процедуры оценки и сопоставления заявок победителем запроса предложений признан Самарский отряд ведомственной охраны - структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на Куйбышевской железной дороге. С победителем заключен договор N 110-ЗП89450-17 от 29.08.2017.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что заявка Самарского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на Куйбышевской ж.д. признана соответствующей требованиям аукциона незаконно, а также о том что ответчик имеет право охранять только объекты находящегося в ведении агентства железнодорожного транспорта, правомерно признаны судами предыдущих инстанций ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суды предыдущих инстанций правомерно и обоснованно отказали в удовлетворении иска.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на судебную практику по иным делам является необоснованной в силу различия фактических обстоятельств дел, а также представленных доказательств и правовых позиций сторон.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно и в полном соответствии с фактическими обстоятельствами дела, представленными сторонами доказательствами, нормами действующего законодательства приняли по делу законные и обоснованные решения, применив закон подлежащий применению.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные ответчиком в судах первой и апелляционной инстанций, указанные доводы судами рассмотрены и им была дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального права или процессуального права, которые привели бы к принятию неправильного по существу решения и постановления, не усматривается.
Иное толкование заявителем норм действующего законодательства не свидетельствует о судебной ошибке, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 по делу N А55-26180/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 21.09.2010 N 400 утвержден Порядок организации деятельности ведомственной охраны железнодорожного транспорта, согласно которому ФГП ВО ЖДТ России осуществляет охрану объектов, подлежащих государственной охране, на основании статьи 23 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, Перечня наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением правительства РФ от 27.06.2009 N 891-р, Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности, иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 2.2).
На основании абзаца 2 пункта 2.1 Устава ФГП ВО ЖДТ России предприятие вправе в соответствии с законодательством (п. 2 ст.1 ГК РФ, ст. 8 Закона о ведомственной охране) осуществлять защиту охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти в соответствии с заключенными договорами."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 июля 2018 г. N Ф06-34833/18 по делу N А55-26180/2017