г. Казань |
|
05 июля 2018 г. |
Дело N А65-20960/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 28.06.2018.
Полный текст постановления изготовлен - 05.07.2018.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
истца - индивидуального предпринимателя Карповой Анны Сергеевны - Валиуллиной А.А., доверенность,
ответчиков - Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Чикириной Р.Г., доверенность, муниципального казенногоу учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Чикириной Р.Г., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2017 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А65-20960/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Карповой Анны Сергеевны (ИНН 165012041548, ОГРН И308169005000308), общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "ВитЛуф" (ИНН 7709601100, ОГРН 1057746548276), Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (ИНН 1655065554, ОГРН 1051622218559), муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц: Достовалова Олега Александровича, Шайхетдиновой Эльмиры Маратовны, Якимовой Галины Георгиевны, общества с ограниченной ответственностью "Консорциум - Капитал", Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Карпова Анна Сергеевна (далее - предприниматель), общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "ВитЛуф" (далее - общество) обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - исполком), муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - комитет), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Достовалова Олега Александровича, Шайхетдиновой Эльмиры Маратовны, Якимовой Галины Георгиевны, общества с ограниченной ответственностью "Консорциум - Капитал", Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:050201:50, площадью 2962 кв. м, расположенного адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Сибирский Тракт-Халитова, д. 36, изложенного в письме от 14.06.2017 N 3262/КЗИО-исх.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018, заявление удовлетворено. Суд признал незаконным отказ комитета в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:050201:50. Обязал комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя, общества путем подготовки, подписания и направления им не позднее двухнедельного срока со дня получения настоящего решения проекта купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:050201:50, площадью 2962 кв. м по ул. Сибирский Тракт - Халитова, д. 36.
Комитет, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве предприниматель просила в удовлетворении кассационной жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Предприниматель на основании договора купли-продажи от 12.03.2012 N Р12-3/1 является собственником следующих объектов недвижимости: помещения NN1,1а,3,4, назначение: нежилое, общая площадь: 658,8 кв. м, этаж 1, кадастровый номер 16:50:050202:272, пом.NN1,1а,3,4, помещение 2-го этажа N1, антресоль: NN1-5, назначение: нежилое, общая площадь: 785,8 кв. м, кадастровый номер 16:50:050202:275, помещение 2-го этажа N1, антресоль NN1-5, расположенные по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Сибирский Тракт-Халитова, д. 36.
ООО "ВитЛуф" на основании договора купли-продажи от 03.07.2017 является собственником нежилых помещений N 1000, расположенных на первом этаже здания, номера на поэтажном плане 2,5,5а, площадью 867,2 кв. м, кадастровый номер 16:50:050202:219, помещений N 1001, на первом этаже здания площадью 143,8 кв. м, кадастровый номер 16:50:050202:220, расположенные по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Сибирский Тракт-Халитова, д. 36.
Иными собственниками помещений, расположенных в здании по вышеуказанному адресу являются Достовалов Олег Александрович, Шайхетдинова Эльмира Маратовна, Якимова Галина Георгиевна.
Данные помещения расположены в здании с кадастровым номером 16:50:050202:127, площадью 3036.5 кв. м, по адресу: Республика Татарстан, г Казань, Сибирский тракт-Халитова.
Постановлением администрации г. Казани от 18.12.2002 N 2076 земельный участок площадью 0,375 га предоставлен ООО "Кантри ЛТД" в аренду сроком на пять для реконструкции существующих торговых павильонов с организацией торгового комплекса на пересечении улиц Сибирский тракт и Халитова.
Между ООО "Кантри ЛТД" и Службой земельного кадастра по г. Казани заключен договор аренды земельного участка от 21.03.2003 N 7535, площадью 0,375 га, по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, на пересечении ул. Сибирский тракт/ул. Халитова, разрешенное использование: для реконструкции существующих торговых павильонов с организацией торгового комплекса.
Между ООО "Кантри ЛТД" и ООО "Консорциум-Капитал" заключен с договор от 01.11.2005 о долевом участии в инвестировании строительства (реконструкции) торгового комплекса, согласно которого за ООО "Кантри ЛТД" зарегистрировано право долевой собственности на здание с кадастровым номером 16:50:050202:127 в размере 2051/3411 долей, за ООО "Консорциум-Капитал" зарегистрировано право долевой собственности в размере 1360/3411 долей.
Здание возведено ООО "Кантри ЛТД" в 2005 году, которое согласно постановлению администрации г. Казани от 11.08.1997 N 1613 владело на праве аренды земельным участком на пересечении улиц Сибирский тракт и Халитова.
Актом от 20.01.2006 N 45п-1-6 законченный строительством торговый комплекс "Восточный", расположенный по адресу: г. Казань, ул. Сибирский тракт-Халитова принят приемочной комиссией. Далее ООО "Консорциум-Капитал" на основании договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество от 14.04.2006 реализовало 230/3411 долей в собственность ООО "РТЦ-Недвижимость".
Между сторонами заключен договор от 15.12.2006 о разделе недвижимого имущества, находящегося в общей долевой собственности, согласно которого стороны разделили в натуре помещение в следующем порядке: ООО "Консорциум-Капитал" перешли в собственность помещения N 2,5,5а на 1-м этаже, N 1а на 2 этаже, общей площадью 1011 кв. м, ООО "РТЦ-Недвижимость" перешли в собственность помещения N 1а,1б,1в на 1 этаже, общей площадью 207,1 кв. м, ООО "Кантри ЛТД" перешли в собственность помещения N 1,3,4,6,7 на 1 этаже, а также помещение N 1 на 2 этаже, общей площадью 1827,1 кв. м.
ООО "Кантри ЛТД" 11.10.2007 на основании договора купли-продажи реализовало принадлежащие обществу помещения 1-го этажа N N 1,3,4,6,7, 2-го этажа N 1, площадью 1827,10 кв. м, в собственность ООО "Коммерческая Фирма "Фобос".
Исполком принято постановление от 01.08.2008 N 4194 "О предоставлении ООО "Кантри ЛТД", ООО "Консорциум-Капитал", ООО "РТЦ-недвижимость" земельного участка по ул. Сибирский тракт, площадью 2428 кв. м., занимаемый зданием торгового павильона, в аренду сроком на 3 (три) года с множественностью лиц на стороне арендатора" Договор аренды у заявителей отсутствует.
На основании договора купли-продажи от 02.02.2009 N 1-р ООО "Коммерческая Фирма "Фобос" реализовало помещения 7,7а,7б,7в,7г,7д,7е,7ж, площадью 198,4 кв. м Шайхетдиновой Э.М.
На основании договора купли-продажи от 13.04.2010 N 2-р ООО "Коммерческая Фирма "Фобос" реализовало помещения N6,6а,6б,6в,6г,6д, площадью 200,4 кв. м Достовалову О.А.
По договору купли-продажи от 22.04.2011 N 3-р ООО "Коммерческая Фирма "Фобос" реализовало помещения 1-го этажа N1,1а,3,4, площадью 658,8 кв. м, и помещения 2-го этажа N1, антресоль N1-5, площадью 785,8 кв. м ООО "Авис".
На основании договора купли-продажи от 12.03.2012 ООО "Авис" реализовало Карповой А.С. помещения 1-го этажа N 1,1а,3,4, площадью 658,8 кв. м, и помещения 2-го этажа N 1, антресоль N1-5, площадью 785,8 кв. м.
По договору купли-продажи от 20.02.2014 N 01/КП-К/2014 ООО "РТЦ-Недвижимость" продало Якимовой Г.Г. помещения, площадью 204,2 кв. м.
По договору купли-продажи от 03.07.2017 ООО "Консорциум-Капитал" нежилые помещения N 1000, расположенные на первом этаже здания, номера на поэтажном плане 2,5,5а, площадью 867,2 кв. м, кадастровый номер 16:50:050202:219, и помещения N 1001, расположенные на первом этаже, площадью 143,8 кв. м, кадастровый номер 16:50:050202:220, реализованы ООО "ВитЛуф".
На момент рассмотрения спора собственниками объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, являются заявители - Карпова А.С. и ООО "ВитЛуф", а также третьи лица: Достовалов О.А., Шайхетдинова Э.М., Якимова Г.Г.
Собственники помещений указанного здания по ул.Сибирский-Тракт в 2012 обратились в муниципальное образование г. Казани с заявлением сформировать земельный участок под данным зданием и предоставить его заявителям в собственность.
Комитет письмом от 15.02.2013 N 2814/кзио предложил заявителям обратиться в Управление архитектуры и градостроительства г. Казани для утверждения схемы расположения земельного участка.
В ответ на данные обращения в адрес сособственников Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани направлено письмо от 25.12.2013 N 14-19-18225 с предложением согласовать формирование земельного участка площадью 3183 кв. м в границах, согласно приложенной графике.
Письмом от 28.01.2014 собственники помещений согласовали предложенный вариант формирования земельного участка.
В последующем собственники помещений обратились в исполком с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории под зданием торгового центра и последующем предоставлении сформированного земельного участка в собственность.
В ответ на данное заявление из управления архитектуры и исполкома в адрес заявителей поступили письма от 13.03.2014 N 14-22-2688, от 20.03.2014 N 4548, согласно которым, в границах формируемого земельного участка расположены земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:050201:2 и 16:50:050201:3, которые предоставлены муниципалитетом в аренду на 5 лет на основании договора от 21.03.2003 г. N 7535 иному лицу, что не дает возможность осуществить формирование приватизируемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.03.2015 по делу N А65-29963/2014 обременения земельных участков признаны отсутствующими, что позволило в осуществить формирование испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 16:50:050201:50, площадью 2962,0 кв. м.
Исполком постановлением от 24.06.2016 N 2592 "О предварительном согласовании предоставления гражданину Достовалову О.А. земельного участка по ул. Сибирский тракт" утвердил схему расположения земельного участка площадью 2962 кв. м по ул.Сибирский тракт, категория земель - земли населенных пунктов, образуемого из земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:050201:24, 16:50:05020:11, на кадастровом плане территории, установлено разрешенное использование - объект технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования, предприятие общественного питания (код 4.0 - предпринимательство: размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности).
Заявители обратились в исполком с заявлением оформить в собственность земельный участок с кадастровым номером 16:50:050201:50, площадью 2962,0 кв. м, адрес: г. Казань, ул. Сибирский Тракт-Халитова, д. 36, расположенный под зданием.
Письмом комитета от 03.03.2017 заявителям отказано в предоставлении земельного участка в собственность, со ссылкой на расположение земельного участка в створе красных линий, являющихся границей территории общего пользования.
Комитет, рассмотрев повторное обращение об оформлении права общей долевой собственности на земельный участок, письмом от 14.06.2017 N 3262/кзио-исх отказал в предоставлении земельного участка в собственность, сообщив, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:050201:50 расположен в створе красных линий, являющихся границей территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и устанавливаются для прокладки и эксплуатации систем транспортной и инженерной инфраструктур. При этом комитет исходил из пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого приватизация земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования запрещена.
Полагая отказ исполкома в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:050201:50 площадью 2962,0 кв. м, оформленный письмом от 14.06.2017 N 3262/кзио-исх, нарушающим их права и законные интересы, заявители обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, признали действия комитета незаконными.
По мнению суда кассационной инстанции, выводы судов нельзя признать в полной мере правильными.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса. Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6), указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2-4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Как следует из предоставленного ответчиком в материалы дела Градостроительного заключения подписанного главным архитектором г. Казани Прокофьевой Т.Г. (л.д. 62,63, т. 1), испрашиваемый земельный участок расположен в проектных красных линиях, границах транспортной развязки; согласно генеральному плану г. Казани участок расположен в зоне скоростных дорог, дорог общегородского непрерывного и регулируемого движения, в зоне прохождения перспективного метрополитена и строительства станции метрополитена и в охранной зоне ЛЭП.
Возражая против заявленного требования, комитет ссылался на то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в створе красных линий, являющихся границей территории общего пользования, в соответствии с утвержденным генеральным планом предназначен для размещения объектов местного значения, а именно предстоящего строительства дорожной развязки и расширение дороги.
Перечисленные доводы комитета отклонены судами по мотиву того, что красные линии, проходящие по ул. Сибирский трат г. Казани, являются проектными, не утвержденными в установленном порядке, проект планировки территории, в которой расположен спорный земельный участок не утвержден.
При этом арбитражный суд, проведя выездное судебное заседание по указанному адресу, пришел к выводу о нецелесообразности расширения существующей четырехполосной дороги за счет испрашиваемого земельного участка.
Указанный вывод суда первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, является незаконным, принятым за пределами компетенции арбитражного суда.
Статьей 4 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции настоящим Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми с ними другими федеральными законами.
Названными федеральными законами арбитражному суду не предоставлено право определения необходимости, целесообразности и т.д. развития дорожной сети городов. Указанные вопросы относятся исключительно к компетенции органов исполнительной власти, а не суда.
В абзаце 4 пункта 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" содержится разъяснение, подлежащее применению при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли- продажи земельного участка, о том, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Следовательно, при решении вопроса о возможности продажи земельного участка, расположенного на территории городского округа, уполномоченный орган местного самоуправления обязан учитывать содержащиеся в генеральном плане городского округа сведения о планируемых к размещению в пределах границ данного земельного участка объектах местного значения, в том числе автомобильных дорогах.
Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункту 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии подлежат включению в основные части проектов планировки и межевания территории, которые подлежат утверждению.
По смыслу пунктов 4.1-4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов панировки и застройки градостроительных объектов. В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).
Согласно пункту 4.6 Инструкции корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26 "О генеральном плане муниципального образования города Казани" с учетом протокола публичных слушаний от 25.12.2006 и заключения по результатам публичных слушаний от 23.02.2007, утвержден Генеральный план муниципального образования города Казани согласно приложению.
Таким образом, на момент обращения общества с заявлением о выкупе земельного участка Генеральный план муниципального образования города Казани утвержден решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26.
Пунктом 3.2.2. Положения о территориальном планировании муниципального образования города Казани Генерального плана муниципального образования города Казани (Приложение к решению Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26) предусмотрено развитие общегородской улично-дорожной сети, заключающееся в создании на территории города развитой сети основных улиц и дорого путем строительства новых улиц и дорог, реконструкции существующей уличной сети в сторону увеличения ее плотности, ширины дорог, а также путем строительства транспортных развязок в разных уровнях.
В перечень общегородских улиц и дорог, предлагаемых к строительству и реконструкции на расчетный срок реализации Генерального плана, входят, в том числе, улицы районного значения и городские дороги - всего 59,0 км.
Судами не дано должной оценки доводам комитета о том, что испрашиваемый земельный участок в соответствии со Схемой функциональных зон Генерального плана муниципального образования г. Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26 расположен в зоне скоростных дорог, дорог общегородского непрерывного и регулируемого движения с расчетным сроком Генерального плана 2011 - 2020 годы.
Согласно пункту 27 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017,для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному пунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок не входит в границы земель, предназначенных для нужд организации скоростных дорог, дорог общегородского непрерывного и регулируемого движения автотранспорта г. Казани материалы дела не содержат.
При рассмотрении спора в арбитражном суде о передаче земельного участка из публичной собственности в частную в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации необходима проверка, в том числе и законности создания и нахождения объекта капитального строительства как объекта недвижимости на данном земельном участке.
В материалах дела отсутствуют доказательства предоставления земельного участка для строительства объекта недвижимости в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Из пояснений представителей сторон в суде кассационной инстанции усматривается, что испрашиваемый земельный участок сформирован исключительно по внешним границам здания без учета площадей необходимых для использования здания как это предусмотрено положениями части 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам, в связи с чем подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, предложить сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений, учесть подходы Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в определениях от 01.12.2016 по делу N 305-КГ16-10498, от 22.06.2017 по делу N 308-КГ17-2697, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 23.10.2017 по делу N А65-3366/2017, от 22.09.2017 по делу N А65-13383/2016, и с учетом установленного разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 по делу N А65-20960/2017 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении спора в арбитражном суде о передаче земельного участка из публичной собственности в частную в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации необходима проверка, в том числе и законности создания и нахождения объекта капитального строительства как объекта недвижимости на данном земельном участке.
В материалах дела отсутствуют доказательства предоставления земельного участка для строительства объекта недвижимости в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Из пояснений представителей сторон в суде кассационной инстанции усматривается, что испрашиваемый земельный участок сформирован исключительно по внешним границам здания без учета площадей необходимых для использования здания как это предусмотрено положениями части 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, предложить сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений, учесть подходы Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в определениях от 01.12.2016 по делу N 305-КГ16-10498, от 22.06.2017 по делу N 308-КГ17-2697, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 23.10.2017 по делу N А65-3366/2017, от 22.09.2017 по делу N А65-13383/2016, и с учетом установленного разрешить спор."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 июля 2018 г. N Ф06-33805/18 по делу N А65-20960/2017
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-50347/19
03.06.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4098/19
20.02.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-20960/17
05.07.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-33805/18
27.02.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-638/18
13.12.2017 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-20960/17