г. Казань |
|
12 июля 2018 г. |
Дело N А65-34985/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области - Миленькая К.Д., доверенность от 22.06.2018 N 05/3641,
в отсутствие:
акционерного общества "Научно-производственное объединение "Радиоэлектроника им. В.И. Шимко" - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2018 (судья Галеева Ю.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи Балакирева Е.М., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А65-34985/2017
по иску акционерного общества "Научно-производственное объединение "Радиоэлектроника им. В.И. Шимко" (ОГРН 1111690049833, ИНН 1660155764) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (ОГРН 1091690054763, ИНН 1655183653) о признании уведомления о расчете арендной платы на 2017 год недействительным,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Научно-производственное объединение "Радиоэлектроника" имени В.И. Шимко" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - МТУ Росимущества) с иском о признании уведомления о расчете арендной платы на 2017 год - недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018, иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, МТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном обьеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования землей постановлением от 18.08.2000 N 1700 Главы администрации г. Казани Казанскому научно-исследовательскому институту радиоэлектроники Казанским городским комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе предоставлены в бессрочное (постоянное) пользование 4,998 га земель в границах, указанных на чертеже, под здания и сооружения предприятия по ул. Журналистов.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 21.02.2007 следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером 16:50:050206:0002, категория земель - земли поселений, общая площадь 9170 кв. м, адрес объекта Республика Татарстан, г. Казань, ул. Журналистов является Российская Федерация. Основанием государственной регистрации права указано постановление Главы администрации г. Казани "Об отводе Казанскому научно-исследовательскому институту радиоэлектроники земельных ресурсов по ул. Журналистов" от 18.08.2000 N 1700.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан от 14.05.2008 N 242-р Федеральное государственное унитарное предприятие "Ордена Трудового Красного Знамени "Федеральный научно-производственный центр радиоэлектронных систем и информационных технологий имени В.И. Шимко" предоставлены сроком на 49 лет земельные участки.
05 августа 2008 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан (арендодатель) и Федеральное государственное унитарное предприятие "Ордена Трудового Красного Знамени "Федеральный научно-производственный центр радиоэлектронных систем и информационных технологий имени В.И. Шимко" (арендатор) заключили договор аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности N 08-27з, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельные участки:
- земельный участок N 1 местоположение: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Журналистов, площадь земельного участка 0,9170 га (9170 кв. м), кадастровый номер земельного участка 16:50:050206:0002, категория земель - земли населенных пунктов, для использования в целях - под здание и сооружения предприятия;
- земельный участок N 2 местоположение: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Журналистов, площадь земельного участка 4,0810 га (40 810 кв. м), кадастровый номер земельного участка 16:50:050206:0002, категория земель - земли населенных пунктов, для использования в целях - под здание и сооружения предприятия.
Согласованный сторонами срок аренды - с 20.05.2008 по 19.05.2057.
В соответствии с пунктом 3.1 договора размер арендной платы составляет 1 749 000 руб. в год, а в силу пункта 3.4 договора в случае изменения нормативно-правовых актов, регулирующих исчисление размера арендной платы, арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке, новый размер арендной платы устанавливается с момента получения арендатором уведомления о внесении соответствующих изменений в настоящий договор.
Обусловленный договором земельный участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи 05.08.2008.
В соответствии с дополнительным соглашением от 28.10.2010 стороны изменили условия договора о его предмете: вместо слов "земельный участок N 2 местоположение: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Журналистов, площадь земельного участка 4,0810 га (40 810 кв. м), кадастровый номер земельного участка 16:50:050206:0002, категория земель - земли населенных пунктов, для использования в целях - под здание и сооружения предприятия) указали:
- земельный участок N 2 местоположение: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Журналистов, площадь земельного участка 0,2312 га (2312 кв. м), кадастровый номер земельного участка 16:50:050206:28, категория земель - земли населенных пунктов, для использования в целях - под здания и сооружения предприятия;
- земельный участок N 3 местоположение: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Журналистов, площадь земельного участка 3,8497 га (38 497 кв. м), кадастровый номер земельного участка 16:50:050206:29, категория земель - земли населенных пунктов, для использования в целях - под здания и сооружения предприятия.
В соответствии с дополнительным соглашением от 22.10.2012 стороны вновь изменили условия договора относительно его предмета, исключив из договора указания о том, что его предметом являются земельные участки:
- земельный участок N 1 местоположение: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Журналистов, площадь земельного участка 0,9170 га (9170 кв. м), кадастровый номер земельного участка 16:50:050206:0002, категория земель - земли населенных пунктов, для использования в целях - под здание и сооружения предприятия;
- земельный участок N 3 местоположение: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Журналистов, площадь земельного участка 3,8497 га (38 497 кв. м), кадастровый номер земельного участка 16:50:050206:29, категория земель - земли населенных пунктов, для использования в целях - под здания и сооружения предприятия.
Таким образом с момента государственной регистрации данного соглашения (22.11.2010) предметом договора является единственный земельный участок - земельный участок N 2 местоположение: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Журналистов, площадь земельного участка 0,2312 га (2312 кв. м), кадастровый номер земельного участка 16:50:050206:28, категория земель - земли населенных пунктов, для использования в целях - под здания и сооружения предприятия.
Кроме того этим дополнительным соглашением внесены иные изменения в договор:
1) наименование арендатора заменено на открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Радиоэлектроника" имени В.И. Шимко";
2) размер арендной платы изменен на 80 943 руб. 12 коп. (в год);
3) пункт 3.4 договора изложен в редакции "При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год";
4) согласовано условие о неустойке.
Ответчиком в адрес истца направлен расчет арендной платы на 2017 год к договору аренды от 05.08.2008 N 08-27 в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:050206:28 площадью 2312,00 кв. м, при этом сумма арендной платы составляет 48 492,5 руб. (в месяц) или 581 910,00 руб. (в год). Указанный расчет арендной платы произведен в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на основании отчета общества с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "ЮНЭКС" от 29.06.2016 N 217/10.
Полагая, что указанный расчет противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что условие, предусмотренное законом для определения размера арендной платы за пользование на праве аренды земельными участками, находящимися в государственной собственности, является обязательным для сторон при формировании условий договора, а поэтому, определяя размер арендной платы на основании рыночной оценки стоимости арендной платы (земельного участка), уполномоченный орган исполнительной власти обязан учесть положения статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и не вправе требовать от арендатора уплаты арендной платы в большем размере, чем это указано в указанной норме федерального закона.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (подпункт 1 пункта 1 статьи 8 ГК РФ).
Стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (статья 421 ГК РФ).
Договор является основанием для возникновения обязательства (пункт 2 статьи 307 ГК РФ).
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, в том числе: передать имущество, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1 статьи 307 ГК РФ).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением предусмотренных законом случаев (статьи 309, 310 ГК РФ).
Согласно статье 606 ГК РФ арендодатель предоставляет арендатору имущество во временное владение и пользование за плату. При этом арендатор должен своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом (часть 1 статьи 614 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" установлены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
При этом определено, что арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации определяется федеральными органами исполнительной власти одним из следующих способов:
- на основании кадастровой стоимости земельных участков;
- по результатам торгов, проводимых в форме аукциона (торги);
- в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
- на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Пунктами 1 и 2 статьи 422 ГК РФ определено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Статьей 424 ГК РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Таким образом, условие, предусмотренное законом для определения размера арендной платы за пользование на праве аренды земельными участками, находящимися в государственной собственности, является обязательным для сторон при формировании условий договора, а поэтому, определяя размер арендной платы на основании рыночной оценки стоимости арендной платы (земельного участка), уполномоченный орган исполнительной власти обязан учесть положения статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и не вправе требовать от арендатора уплаты арендной платы в большем размере, чем это указано в указанной норме федерального закона.
Следовательно, при рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанции обоснованно применили установленное приведенными выше нормами общее правило, и удовлетворили исковые требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018 по делу N А65-34985/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 424 ГК РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Таким образом, условие, предусмотренное законом для определения размера арендной платы за пользование на праве аренды земельными участками, находящимися в государственной собственности, является обязательным для сторон при формировании условий договора, а поэтому, определяя размер арендной платы на основании рыночной оценки стоимости арендной платы (земельного участка), уполномоченный орган исполнительной власти обязан учесть положения статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и не вправе требовать от арендатора уплаты арендной платы в большем размере, чем это указано в указанной норме федерального закона."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 июля 2018 г. N Ф06-34695/18 по делу N А65-34985/2017