г. Казань |
|
20 июля 2018 г. |
Дело N А06-9918/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.02.2018 (судья Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2018 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Каплин С.Ю., Степура С.М.)
по делу N А06-9918/2017
по заявлению Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании решения и предписания, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью Научно-производственного предприятия "Детская восстановительная медицина" (ИНН 6673231348, ОГРН 1116673002929),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 04.12.2017 N 501-РЗ-04-17.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Научно-производственного предприятия "Детская восстановительная медицина" (далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2018 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
На официальном сайте государственных закупок www.zakupki.gov.ru учреждением размещено извещение N 0225100000117000277 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку технических средств реабилитации - опор для детей для обеспечения ими инвалидов в 2017 году и документация о нем (далее - аукционная документация).
В извещении указано, что устанавливаются ограничения допуска закупаемого товара в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
Предприятие направило заявку на участие в электронном аукционе.
По результатам рассмотрения второй части заявки предприятия заявка признана не соответствующим требованиям документации об электронном аукционе и положениям Закона о контрактной системе ввиду того, что не представлены документы, установленные в пункте 3.2.4 раздела 3 аукционной документации, подпункту 6 пункта 3.8 информационной карты электронного аукциона - документ, подтверждающий соответствие участника аукциона и (или) предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) или копии этих документов, а именно, не представлен сертификат происхождения товара по форме СТ-1.
Предприятие обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия аукционной комиссии заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме.
По результатам рассмотрения жалобы названного лица антимонопольный орган решением от 04.12.2017 N 501-РЗ-04-17 признал аукционную комиссию нарушившими часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и выдал предписание об устранении нарушений.
Несогласие учреждения с вынесенным решением и предписанием антимонопольного органа явилось основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением.
Пунктом 2 статьи 24 Закона о контрактной системе к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отнесен и аукцион в электронной форме.
В силу пункта 1 части 6 статьи 69 Закона заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 5 статьи 66 Закона.
Согласно пункту 5 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона или копии этих документов.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3-5, 7 и 8 части 2 статьи 62, части 3 и части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частями 1, 1.1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 7 статьи 69 Закона установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
В рамках импортозамещения в соответствии с Законом о контрактной системе принято Постановление N 102.
Этим постановлением утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 данного постановления для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
Исходя из смысла статей 14, 63, 64, 66, 69 Закона о контрактной системе и положений Постановления N 102 в их совокупности и взаимосвязи, заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, и, как следствие, не содержащие сертификаты по форме СТ-1, могут быть отклонены лишь при наличии условий, определяемых с учетом положений пунктом 2 Постановления N 102.
При этом из пункта 2 следует, что заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств и включенных в Перечень, но только в том случае, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок. Следовательно, при подаче только одной заявки, что имело место в данном случае, указанное выше ограничение не действует, в том числе и в отношении включенных в Перечень медицинских изделий. Соответственно, отсутствие во второй части заявки единственного участника закупки сертификата формы СТ-1 не является основанием для отклонения заявки.
Данная позиция также изложена также в письме Федеральной антимонопольной службы от 28.05.2015 N АЦ/26282/15 и Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо от 02.10.2015 N ОГ-Д28-12926).
В рассматриваемом случае в закупке участвовал один участник, а следовательно, исходя из вышеизложенного, у заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения второй части его заявки.
Кроме того, как отмечено судами, из содержания перечня, утвержденного постановлением Правительства N 102, усматривается, что данный перечень содержит наименование вида медицинского изделия "опоры (опоры-ходунки шагающие; опоры-ходунки на колесиках)".
Судами установлено, что продукция, выпускаемая обществом, не включена в вышеназванный перечень (регистрационное удостоверение на медицинские изделия от 03.08.2011 N ФСР 2011/11517, выданное Росздравнадзором на медицинское изделие "Опоры для стояния, сидения, ползания и Ходьбы для детей-инвалидов "Я могу!" по ТУ 9396-001-91079148-2011"). Следовательно, продукция не подпадает под действие постановления Правительства N 102, что также подтверждается информационным письмом Уральской торгово-промышленной палаты от 12.04.2017 N 5801-2/395.
Условий, предусмотренных пунктом 2 Постановления N 102 в части обязательности наличия сертификата формы СТ-1, в рассматриваемом случае не имелось, как и не имелось иных, установленных Законом оснований, для признания заявки общества не соответствующим требованиям аукционной документации. Соответственно, решение и предписание антимонопольного органа соответствует закону, правовые основания для их признания недействительным отсутствуют.
Суд кассационной инстанции считает, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому основания для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской от 20.02.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2018 по делу N А06-9918/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из смысла статей 14, 63, 64, 66, 69 Закона о контрактной системе и положений Постановления N 102 в их совокупности и взаимосвязи, заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, и, как следствие, не содержащие сертификаты по форме СТ-1, могут быть отклонены лишь при наличии условий, определяемых с учетом положений пунктом 2 Постановления N 102.
При этом из пункта 2 следует, что заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств и включенных в Перечень, но только в том случае, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок. Следовательно, при подаче только одной заявки, что имело место в данном случае, указанное выше ограничение не действует, в том числе и в отношении включенных в Перечень медицинских изделий. Соответственно, отсутствие во второй части заявки единственного участника закупки сертификата формы СТ-1 не является основанием для отклонения заявки.
Данная позиция также изложена также в письме Федеральной антимонопольной службы от 28.05.2015 N АЦ/26282/15 и Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо от 02.10.2015 N ОГ-Д28-12926).
...
Условий, предусмотренных пунктом 2 Постановления N 102 в части обязательности наличия сертификата формы СТ-1, в рассматриваемом случае не имелось, как и не имелось иных, установленных Законом оснований, для признания заявки общества не соответствующим требованиям аукционной документации. Соответственно, решение и предписание антимонопольного органа соответствует закону, правовые основания для их признания недействительным отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 июля 2018 г. N Ф06-35200/18 по делу N А06-9918/2017
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-35200/18
19.04.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3374/18
20.02.2018 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9918/17
15.12.2017 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9918/17