г. Казань |
|
23 июля 2018 г. |
Дело N А57-7129/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
ответчика - Куликова К.А. (доверенность от 27.12.2017),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичному акционерному обществу "Т Плюс" в лице филиала "Саратовский"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.11.2017 (судья Заграничный И.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Волкова Т.В., Жаткина С.А.)
по делу N А57-7129/2017
по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом города Саратова (ОГРН 1026402195511) к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350), при привлечении третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "ТеплоЭлектроГенерирующая Компания", Комитета по жилищно - коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об обязании содержать и обслуживать бесхозяйные тепловые сети, перечисленные в приложениях к распоряжениям Комитета по управлению имуществом города Саратов, до признания права муниципальной собственности на указанные тепловые сети,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом города Саратова (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к публичному акционерному обществу "Т Плюс", (далее - ПАО "Т Плюс", ответчик, общество) об обязании содержать и обслуживать бесхозяйные тепловые сети, перечисленные в Приложениях к распоряжениям Комитета по управлению имуществом города Саратов, до признания права муниципальной собственности на указанные тепловые сети:
1) распоряжением N 1270-р от 03.06.2016 (с изменениями от 20.09.2016 N 2269-р):
- теплотрасса от ТК-147/21 на пересечении пр. Энтузиастов и ул. Кавказская до тепловых камер около домов по ул. Кавказская, 26, 28, 30, 30а; ул. Барнаульская, 20, а также 4 тепловых камеры около этих домов;
- тепловой ввод в ж/д N 96 по ул. им. Чернышевского Н.Г. от ТК-311/29;
- транзитный участок теплотрассы от У 710/1 до теплотрассы к ж/д N 23 по ул. Советская;
- теплотрасса к ж/д N 14а по ул. Рабочая;
- теплотрасса к ж/д N 16 по ул. Рабочая от ж/д N 14а по ул. Рабочая;
- теплотрасса к ж/д N 16 по ул. Рабочая от ТК 705/7;
- тепловой ввод в МДОУ "Детский сад N 213";
- теплотрасса к жилому дому N 16 по ул. Провиантская;
- тепловой ввод от ТК-326 до ж/д N 16/34 по ул. им. Хользунова А.И.;
- тепловой ввод от ТК-326/1 до ж/д N 58/76 по ул. Новоузенска;
- тепловой ввод от ЦТП по ул. Б. Садовая, 96а до ж/д N 98а по ул. Б. Садовая;
- тепловой ввод от ТК 311/51А до здания по ул. им. Симбирцева В.Н., д. 9;
- тепловой ввод к гаражам отдела военного комиссариата Саратовской области по Заводскому, Октябрьскому, Фрунзенскому району по ул. Симбирцева В.Н., д. 9;
- теплотрасса от ТК-112/8/3 до стены многоквартирного дома по адресу: пл. Театральная, д. 1/37.
2) распоряжением N 1365-р от 10.06.2016:
- тепловой ввод (отопление) от ТК 122/1 до ТК 122/3а;
- тепловой ввод (отопление) от ТК 122/3а до ТК 122/4;
- тепловой ввод (отопление) Рижский проезд, д. 20 от ТК 122/4 до наружной стены потребителя;
3) распоряжением N 1553-р от 13.07.2016:
- трубопровод от наружной стены ТК 627/12 по ул. Челюскинцев до ТК 627/12/1 включительно;
- трубопровод от наружной стены ТК 627/12/1 до наружной стены дома N 61/67 по ул. Валовой;
- трубопровод от наружной стены дома N 17/19 по ул. Григорьева до ответных фланцев задвижек на трубопроводе к зданию Чернышевского, д. 203;
4) распоряжением N 2051-р от 29.08.2016:
- теплотрасса от ТК N 804/6 до стенки дома 1 Топольчанский проезд,5;
- теплотрасса от ТК N 804/1 до ТК N 804/6 1 Топольчанский проезд, 5;
- теплотрасса от ТК N 804/4 до стенки дома Тархова, 39;
- теплотрасса от ТК N 804/5 до стенки дома Тархова, 41/1 1-ый ввод;
- теплотрасса от ТК N 804/5 до стенки дома Тархова, 41/1 2-ой ввод;
- теплотрасса от ТК N 804/10 до стенки дома 1 Топольчанский пр.,7;
- теплотрасса от ТК N 804/10 до ТК N 804/11 Мысникова, 3;
- теплотрасса от ТК N 804/10 до стенки дома Мысникова, 3а;
- теплотрасса от ТК N 804/11 до стенки дома Мысникова, 3;
- теплотрасса от ТК N 804/1 до стенки д. 1 Топольчанский проезд, 4;
- теплотрасса от ТК N 804/6 до ТК N 804/7 1 Топольчанский проезд, 5;
- теплотрасса от ТК N 804/7 до ТК N 804/8 ул. Батавина, 12;
- теплотрасса от ТК N 804/8 до стенки дома ул. Батавина, 12 1-ый ввод;
- теплотрасса от ТК N 804/8 до ТК 804/12 ул. Батавина, 12;
- теплотрасса от ТК N 804/12 до стенки д. ул. Батавина, 12 2-ой ввод;
- теплотрасса от ТК N 804/12 до ТК N 804/13 ул. Батавина, 12;
- теплотрасса от ТК N 804/13 до стенки д. ул. Батавина, 12 3-ий ввод;
- теплотрасса от ТК N 804/13 до стенки д. ул. Батавина, 12 4-ый ввод;
- теплотрасса от ТК N 804/4 до стенки дома ул. Тархова, 39;
- теплотрасса от ТК N 804/б/н до ТК N 1-ый Топольчанский пр., 2;
- теплотрасса от ТК N 804/б/н до ТК N б/н 1-ый Топольчанский пр., 2;
- теплотрасса от ТК N б/н до стенки дома 1-ый Топольчанский пр., 2;
- теплотрасса от ТК N б/н до стенки дома Тархова, 37;
- теплотрасса от ТК N 804/1А до ТК 804/1К ул. Батавина, 13Б;
- теплотрасса от ТК N 804/1К до стенки дома ул. Батавина, 13Б;
- теплотрасса от ТК N 804/1К до ТК Nб/н ул. Батавина, 13В;
- теплотрасса от ТК N б/н до стенки дома ул. Батавина, 1ЗВ;
- теплотрасса от ТК N 804/1К до ТК N 804/1П ул. Батавина, 13А;
- теплотрасса от ТК N 804/1П до стенки дома ул. Батавина, 13А;
- теплотрасса от ТК N 804/1П до ТК N 804/ 1-М ул. Батавина, 13А;
- теплотрасса от ТК N 804/1-М до стенки д. ул. Батавина, 13 1-ый ввод;
- теплотрасса от ТК N 804/1-М до стенки д. ул. Батавина, 13 2-ой ввод;
- теплотрасса от ТК N 804/1Б до ТК N б/н между домами Зыбина,6 и Батавина, 17;
- теплотрасса от ТК N б/н между домами Зыбина, 6 и Батавина,17 до стенки дома Батавина, 17;
- теплотрасса от ТК N 804/1з до стенки дома Зыбина, 8 2-ой ввод;
- теплотрасса от ТК N б/н между домами Зыбина,6 и Батавина,17 до ТК N б/н между домами Зыбина, 4 и Зыбина, 6;
- теплотрасса от ТК N б/н между домами Зыбина,4 и Зыбина,6 до стенки дома Зыбина, 6;
- теплотрасса от ТК N б/н между домами Зыбина,4 и Зыбина,6 до стенки дома Зыбина, 4;
- теплотрасса от ТК N 804/1Е до ТК N 804/1Ж ул. Зыбина, 8;
- теплотрасса от ТК N 804/1Ж до стенки дома ул. Зыбина, 8 1-ый ввод;
- теплотрасса от ТК N 804/1Ж до ТК N 804-1з ул. Зыбина, 8;
5) распоряжением N 2268-р от 20.09.2016:
- теплотрасса от ТК N 5215 до жилого дома по ул. Университетская, 65/73;
- тепловой ввод в жилой дом N 160 по ул. Московская;
- тепловой ввод в баню N 11 по ул. Университетская, 61;
6) распоряжением N 2427-р от 30.09.2016:
- теплотрасса от ТК-908/2 по ул. им. Пугачева Е.И. до ж/д по ул. им. Пугачева Е.И. N 54/62, через УТ-1 ТСЖ "Детский парк";
- теплотрасса от УТ-1 во дворе жилого дома ул. им. Пугачева Е.И. N 54/62 до жилого дома по ул. Советская, д. 83/89 ТСЖ "Детский парк";
- тепловой ввод в жилой дом N 61/71 по ул. им. Рахова В.Г. до ТК-901 по ул. им. Хользунова А.И. ООО УК "ФриДом";
- тепловой ввод до стены здания ЗАО РК "Ресоптпродукт" по адресу: Крымский проезд, 5;
- тепловой ввод до стены здания ООО "СОПОТ РОПТ" по адресу: Крымский проезд, 5;
- тепловой ввод до стены здания ОАО "АТП-3" по адресу: Крымский проезд, 3;
- тепловой ввод до стены здания ОАО "АТП-3" по адресу: Крымский проезд, 3;
- теплотрасса от ТК-712/7 до теплотрассы к ж/д N 34 по ул. Советская;
- теплотрасса от ж/д N 14 по ул. Провиантская (ЖСК "Жасмин-65") до ж/д N 4/6 по ул. Рабочая (ЖСК "Электрон");
7) распоряжением N 2486-р от 10.10.2016:
- теплотрасса от ТК-908/6 по ул. им. Пугачева Е.И. до ж/дома N 90/96 по ул. Советская;
- тепловой ввод от задвижки в точке врезки теплотрассы от ТК-908/6 до ж/дома N 90/96 по ул. Советская до ж/дома N 83/85 по ул. им. Пугачева Е.И.;
8) распоряжением N 3204-р от 16.12.2016:
- трубопровод горячего водоснабжения от ЦТП до ж/д N 24/30 по ул. им. Симбирцева В.Н.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), привлечены общество с ограниченной ответственностью "ТеплоЭлектроГенерирующая Компания", Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.11.2017 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ПАО "Т Плюс", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы, обжалуя судебные акты, считает, что орган муниципального образования с превышением полномочий принял распоряжения о закреплении спорных объектов за обществом, кроме того, распорядительные акты по передаче на содержание объектов не имеют юридической силы, поскольку их принятие не предусмотрено законом, соответственно не могут быть квалифицированы как гражданско-правовые.
В судебном заседании представитель ПАО "Т Плюс" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Комитетом по управлению имуществом города Саратова было принято распоряжение от 03.06.2016 N 1270-р "Об определении ПАО "Т Плюс" организацией, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями" (в редакции распоряжения от 20.09.2016 N 2269-р) согласно пункту 2 которого, филиал "Саратовский" ПАО "Т Плюс" определен организацией по содержанию и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей до признания права муниципальной собственности на указанные сети согласно Приложению.
В приложении к указанному распоряжению с учетом изменения, внесенные распоряжением от 20.09.2016 N 2269-р, указан перечень объектов, передающихся в эксплуатацию общества, в который входят:
- теплотрасса от ТК-147/21 на пересечении пр. Энтузиастов и ул. Кавказская до тепловых камер около домов по ул. Кавказская, 26, 28, 30, 30а; ул. Барнаульская, 20, а также 4 тепловых камеры около этих домов;
- тепловой ввод в ж/д N 96 по ул. им. Чернышевского Н.Г. от ТК-311/29;
- транзитный участок теплотрассы от У 710/1 до теплотрассы к ж/д N 23 по ул. Советская;
- теплотрасса к ж/д N 14а по ул. Рабочая;
- теплотрасса к ж/д N 16 по ул. Рабочая от ж/д N 14а по ул. Рабочая;
- теплотрасса к ж/д N 16 по ул. Рабочая от ТК 705/7;
- тепловой ввод в МДОУ "Детский сад N 213";
- теплотрасса к жилому дому N 16 по ул. Провиантская;
- тепловой ввод от ТК-326 до ж/д N 16/34 по ул. им. Хользунова А.И.;
- тепловой ввод от ТК-326/1 до ж/д N 58/76 по ул. Новоузенска;
- тепловой ввод от ЦТП по ул. Б. Садовая, 96а до ж/д N 98а по ул. Б. Садовая;
- тепловой ввод от ТК 311/51А до здания по ул. им. Симбирцева В.Н., д. 9;
- тепловой ввод к гаражам отдела военного комиссариата Саратовской области по Заводскому, Октябрьскому, Фрунзенскому району по ул. Симбирцева В.Н., д. 9;
- теплотрасса от ТК-112/8/3 до стены многоквартирного дома по адресу: пл. Театральная, д. 1/37.
Комитет по управлению имуществом города Саратова направил в адрес ПАО "Т Плюс" распоряжения от 03.06.2016 N 1270-р, от 20.09.2016 N 2269-р.
В ответ на указанные распоряжения письмом от 25.07.2016 N 51200-04-1544 ПАО "Т Плюс" сообщило, что ряд объектов не имеют непосредственного присоединения к объектам, эксплуатирующимся ПАО "Т Плюс", отсутствую технические характеристики и состояние передаваемых объектов, в связи с чем необходимо проведение совместного обследования передаваемых объектов и предоставление дополнительных документов,
Также Комитетом по управлению имуществом города Саратова были приняты ряд распоряжений от 10.06.2016 N 1365-р, от 13.07.2016 N 1553-р, от 29.08.2016 N 2051-р, от 20.09.2016 N 2268-р, от 30.09.2016 N 2427-р, от 10.10.2016 N 2486-р, от 16.12.2016 N 3204-р "Об определении ПАО "Т Плюс" организацией, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями", согласно пункту 2 которых филиал "Саратовский" ПАО "Т Плюс" определен организацией по содержанию и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей до признания права муниципальной собственности на указанные сети согласно перечню, указанного в Приложении.
Согласно Приложению к распоряжению от 10.06.2016 N 1365-р определены следующие тепловые сети:
- тепловой ввод (отопление) от ТК 122/1 до ТК 122/3а;
- тепловой ввод (отопление) от ТК 122/3а до ТК 122/4;
- тепловой ввод (отопление) Рижский проезд, д. 20 от ТК 122/4 до наружной стены потребителя.
Согласно Приложению к распоряжению от 13.07.2016 N 1553-р определены следующие тепловые сети:
- трубопровод от наружной стены ТК 627/12 по ул. Челюскинцев до ТК 627/12/1 включительно;
- трубопровод от наружной стены ТК 627/12/1 до наружной стены дома N 61/67 по ул. Валовой;
- трубопровод от наружной стены дома N 17/19 по ул. Григорьева до ответных фланцев задвижек на трубопроводе к зданию Чернышевского, д. 203.
Согласно Приложению к распоряжению от 29.08.2016 N 2051-р определены следующие тепловые сети:
- теплотрасса от ТК N 804/6 до стенки дома 1 Топольчанский проезд, 5;
- теплотрасса от ТК N 804/1 до ТК N 804/6 1 Топольчанский проезд, 5;
- теплотрасса от ТК N 804/4 до стенки дома Тархова, 39;
- теплотрасса от ТК N 804/5 до стенки дома Тархова, 41/1 1-ый ввод;
- теплотрасса от ТК N 804/5 до стенки дома Тархова, 41/1 2-ой ввод;
- теплотрасса от ТК N 804/10 до стенки дома 1 Топольчанский пр.,7;
- теплотрасса от ТК N 804/10 до ТК N 804/11 Мысникова, 3;
- теплотрасса от ТК N 804/10 до стенки дома Мысникова, 3а;
- теплотрасса от ТК N 804/11 до стенки дома Мысникова, 3;
- теплотрасса от ТК N 804/1 до стенки д. 1 Топольчанский проезд, 4;
- теплотрасса от ТК N 804/6 до ТК N 804/7 1 Топольчанский проезд, 5;
- теплотрасса от ТК N 804/7 до ТК N 804/8 ул. Батавина, 12;
- теплотрасса от ТК N 804/8 до стенки дома ул. Батавина, 12 1-ый ввод;
- теплотрасса от ТК N 804/8 до ТК 804/12 ул. Батавина, 12;
- теплотрасса от ТК N 804/12 до стенки дома ул. Батавина, 12 2-ой ввод;
- теплотрасса от ТК N 804/12 до ТК N 804/13 ул. Батавина, 12;
- теплотрасса от ТК N 804/13 до стенки дома ул. Батавина, 12 3-ий ввод;
- теплотрасса от ТК N 804/13 до стенки дома ул. Батавина, 12 4-ый ввод;
- теплотрасса от ТК N 804/4 до стенки дома ул. Тархова, 39;
- теплотрасса от ТК N 804/б/н до ТК N 1-ый Топольчанский пр., 2;
- теплотрасса от ТК N 804/б/н до ТК N б/н 1-ый Топольчанский пр., 2;
- теплотрасса от ТК N б/н до стенки дома 1-ый Топольчанский пр., 2;
- теплотрасса от ТК N б/н до стенки дома Тархова, 37;
- теплотрасса от ТК N 804/1А до ТК 804/1К ул. Батавина, 13Б;
- теплотрасса от ТК N 804/1К до стенки дома ул. Батавина, 13Б;
- теплотрасса от ТК N 804/1К до ТК Nб/н ул. Батавина, 13В;
- теплотрасса от ТК N б/н до стенки дома ул. Батавина, 1ЗВ;
- теплотрасса от ТК N 804/1К до ТК N 804/1П ул. Батавина, 13А;
- теплотрасса от ТК N 804/1П до стенки дома ул. Батавина, 13А;
- теплотрасса от ТК N 804/1П до ТК N 804/ 1-М ул. Батавина, 13А;
- теплотрасса от ТК N 804/1-М до стенки дома ул. Батавина, 13 1-ый ввод;
- теплотрасса от ТК N 804/1-М до стенки дома ул. Батавина, 13 2-ой ввод;
- теплотрасса от ТК N 804/1Б до ТК N б/н между домами Зыбина,6 и Батавина, 17;
- теплотрасса от ТК N б/н между домами Зыбина, 6 и Батавина,17 до стенки дома Батавина, 17;
- теплотрасса от ТК N 804/1з до стенки дома Зыбина, 8 2-ой ввод;
- теплотрасса от ТК N б/н между домами Зыбина,6 и Батавина,17 до ТК N б/н между домами Зыбина, 4 и Зыбина, 6;
- теплотрасса от ТК N б/н между домами Зыбина,4 и Зыбина,6 до стенки дома Зыбина, 6;
- теплотрасса от ТК N б/н между домами Зыбина,4 и Зыбина,6 до стенки дома Зыбина, 4;
- теплотрасса от ТК N 804/1Е до ТК N 804/1Ж ул. Зыбина, 8;
- теплотрасса от ТК N 804/1Ж до стенки дома ул. Зыбина, 8 1-ый ввод;
- теплотрасса от ТК N 804/1Ж до ТК N 804-1з ул. Зыбина, 8.
Согласно Приложению к распоряжению от 20.09.2016 N 2268-р определены следующие тепловые сети:
- теплотрасса от ТК N 5215 до жилого дома по ул. Университетская, 65/73;
- тепловой ввод в жилой дом N 160 по ул. Московская;
- тепловой ввод в баню N 11 по ул. Университетская, 61.
Согласно Приложению к распоряжению от 30.09.2016 N 2427-р определены следующие тепловые сети:
- теплотрасса от ТК-908/2 по ул. им. Пугачева Е.И. до ж/д по ул. им. Пугачева Е.И. N 54/62, через УТ-1 ТСЖ "Детский парк";
- теплотрасса от УТ-1 во дворе жилого дома ул. им. Пугачева Е.И. N 54/62 до жилого дома по ул. Советская, д. 83/89 ТСЖ "Детский парк";
- тепловой ввод в жилой дом N 61/71 по ул. им. Рахова В.Г. до ТК-901 по ул. им. Хользунова А.И. ООО УК "ФриДом";
- тепловой ввод до стены здания ЗАО РК "Ресоптпродукт" по адресу: Крымский проезд, 5;
- тепловой ввод до стены здания ООО "СОПОТ РОПТ" по адресу: Крымский проезд, 5;
- тепловой ввод до стены здания ОАО "АТП-3" по адресу: Крымский проезд, 3;
- тепловой ввод до стены здания ОАО "АТП-3" по адресу: Крымский проезд, 3;
- теплотрасса от ТК-712/7 до теплотрассы к ж/д N 34 по ул. Советская;
- теплотрасса от ж/д N 14 по ул. Провиантская (ЖСК "Жасмин-65") до ж/д N 4/6 по ул. Рабочая (ЖСК "Электрон").
Согласно Приложению к распоряжению от 10.10.2016 N 2486-р определены следующие тепловые сети:
- теплотрасса от ТК-908/6 по ул. им. Пугачева Е.И. до ж/дома N 90/96 по ул. Советская;
- тепловой ввод от задвижки в точке врезки теплотрассы от ТК-908/6 до ж/дома N 90/96 по ул. Советская до ж/дома N 83/85 по ул. им. Пугачева Е.И.
Согласно Приложению к распоряжению от 16.12.2016 N 3204-р трубопровод горячего водоснабжения от ЦТП до ж/д N 24/30 по ул. им. Симбирцева В.Н.
Распоряжения от 10.06.2016 N 1365-р, от 13.07.2016 N 1553-р, от 29.08.2016 N 2051-р, от 20.09.2016 N 2268-р, от 30.09.2016 N 2427-р, от 10.10.2016 N 2486-р, от 16.12.2016 N 3204-р Комитетом по управлению имуществом города Саратова были направлены в адрес ПАО "Т Плюс".
Письмами от 10.08.2016 N 51200-04-17/12, от 27.10.2016 N 51206-18-11377, от 19.10.2016 N 51206-18-1344, от 28.12.2016 N 51200-24-3337 ПАО "Т Плюс" сообщило, что тепловые сети могут быть приняты на обслуживание при предоставлении технической (проектной, исполнительной) документации, а также после проведения технического освидетельствования данных участков тепловых сетей и предоставления документации, подтверждающей соответствие оборудования требованиям действующего законодательства.
В ходе подготовки к отопительному периоду 2016-2017 годов на ряде выявленных в установленном порядке бесхозяйных тепловых сетей, обслуживающей организацией которых был определен филиал "Саратовский" ПАО "Т Плюс", произошли повреждения, из-за которых было отключено отопление в многоквартирных домах:
- тепловой ввод в жилой дом N 61/71 по ул. им. Рахова В.Г. до ТК-901 по ул. им. Хользунова А.И.;
- трубопровод от наружной стены ТК 627/12/1 до наружной стены дома N 61/71 по ул. Валовой;
- тепловой ввод от ТК-326 до ж/д N 16/34 по ул. им. Хользунова А.И.;
- тепловой ввод в баню N 11 по ул. Университетская, 61.
По информации комитета по ЖКХ города Саратова филиал "Саратовский" ПАО "Т Плюс" отказался проводить аварийно-восстановительные работы на данных объектах.
Комитет по управлению имуществом города Саратова, полагая, что общество необоснованно уклоняется от обязанности по содержанию бесхозяйственного имущества, обратился в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
По правилам пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) орган местного самоуправления самостоятельно решает вопрос об обращении в соответствующий регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и также самостоятельно обращается в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на такое имущество.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей до 01.01.2017 определялся приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств и организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу пунктов 5, 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Согласно пункту 123 Раздела XII Приказа Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765 основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав при принятии на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, являются реквизиты заявления органа местного самоуправления, а если объект недвижимости расположен на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя - реквизиты заявления уполномоченного государственного органа соответствующего города федерального значения о принятии на учет объекта недвижимого имущества, на основании которых объект недвижимого имущества принят на учет в качестве бесхозяйного, а также наименование данного органа.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, и обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Системные положения названных норм указывают на то, что в целях обеспечении интересов населения органы местного самоуправления обязаны своевременно выявлять бесхозяйные объекты, которые не имеют эксплуатирующую организацию, обеспечивающую функционирование коммунальной инфраструктуры, на территории муниципального образования; до признании на них права муниципальной собственности или до принятия их во владение содержание и эксплуатация таких объектов (сетей) осуществляется организацией, которая осуществляет тепло- и водоснабжение населения, к сетям которой непосредственно присоединены бесхозные сети, при этом такая тепловая либо гарантирующая организация определяется органом местного самоуправления исходя из данной технической документации водоснабжения (водоотведения) и теплоснабжения.
Из анализа имеющихся в деле доказательств и установленных судебными инстанциями обстоятельств следует, что в рамках предоставленных федеральными законами полномочий муниципальным образованием "Город Саратов" были выявлены бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры, для целей содержания и эксплуатации тепловых и водопроводных сетей Комитетом по управлению имуществом города Саратова были приняты соответствующие распоряжения от 03.06.2016 N 1270-р (в редакции изменений от 20.09.2016), от 10.06.2016 N 1365-р, от 13.07.2016 N 1553-р, от 29.08.2016 N 2051-р, от 20.09.2016 N 2268-р, от 30.09.2016 N 2427-р, от 10.10.2016 N 2486-р, от 16.12.2016 N 3204-р, в рамках которых филиал "Саратовский" ПАО "Т Плюс" был признан организацией, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, в связи с чем в целях обеспечения населения энергоресурсами на организацию и была возложена обязанность до признания права муниципальной собственности осуществлять содержание и эксплуатацию сетей.
Судебными инстанциями также установлено, что часть спорных тепловых сетей, указанных в Приложении к указанным распоряжениям, в установленном законом порядке поставлена на учет в качестве бесхозяйных, кроме того, имеются и тепловые сети, на которые публичное образование зарегистрировало право муниципальной собственности.
Вместе с тем из представленных органом муниципального образования доказательств следует, что в нарушении нормативных предписаний ПАО "Т-Плюс" не обеспечивает содержание бесхозяйных тепловых сетей. Так, в результате неоднократных аварий на указанных объектах было отключено отопление в различных многоквартирных домах, имеются жалобы граждан и управляющих компаний. Данный факт ответчиком не оспорен и не опровергнут.
В судебном заседании представитель ответчика признал, что тепловые сети, которые были предметом спора, присоединены непосредственно к сетям ПАО "Т-Плюс".
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей
Судебные инстанции правомерно исходили из того, что обязанность по содержанию бесхозяйных сетей возникла у ПАО "Т-Плюс" в силу закона и определения органом местного самоуправления тепловой организацией, к сетям которой они присоединены.
ПАО "Т-Плюс" не оспаривает факт неисполнения обязанности по содержанию сетей, которые являются предметом спора, считая, что обязанность не может быть возложена актами органа муниципального образования, поскольку такие распоряжения не могут быть квалифицированы как гражданско-правовые.
В систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (пункт 2 часть 1 статья 43 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Акт органа местного самоуправления, определяющий конкретную гарантирующую организацию услуг водоснабжения, относится к числу ненормативных актов, принятых в рамках организационно-распорядительных полномочий соответствующих органов (пункт 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2016).
Таким образом, в целях реализации требований федерального закона орган муниципального образования вправе принимать ненормативный акт при определении организации, на которую будет возложена обязанность по содержанию и эксплуатации бесхозяйных сетей, который, в свою очередь, является и основанием для подписания акта приема-передачи.
Судебные инстанции правомерно не приняли во внимание ссылки ПАО "Т-Плюс" о том, что орган муниципального образования с превышением полномочий принял распоряжения о закреплении спорных объектов за обществом.
Применительно к спорным правоотношениям заявителем жалобы не правильно истолкованы положения части 1 статьи 4 АПК РФ и статьи 12 ГК РФ.
Избранный способ защиты права должен обеспечить его восстановление.
Обращение органа муниципального образования направлено на обеспечение вопросов местного значения, а также в целях защиты прав и интересов населения, которые были нарушены в результате неисполнения ПАО "Т-Плюс" обязанностей, установленных федеральным законом по содержанию и обслуживанию бесхозяйных сетей, обеспечивающих поставку тепловой энергии в жилые дома.
Следует признать несостоятельными и доводы ПАО "Т-Плюс" о том, что распорядительные акты по передаче на содержание объектов не имеют юридической силы, поскольку их принятие не предусмотрено законом, и соответственно не могут быть квалифицированы как гражданско-правовые.
Принятие распоряжений, которые оспариваются ПАО "Т-Плюс", связано с выполнением требований Закона N 416-ФЗ, Закона N 190-Ф, которые предписывают и обязывают органы местного самоуправления определять тепловую и гарантирующую организацию, которая будет осуществлять содержание бесхозяйных сетей и оформлять их передачу передаточным актом. В этой связи следует исходить о делегировании муниципальным образованиям полномочий в указанной сфере правоотношений и принятие соответствующих решений по закреплению, которые могут быть оспорены в установленном законом порядке либо неприменены судами в случае установления их несоответствия закону, имеющему большую юридическую силу.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 215 ГК РФ, статьями 6, 15 Закона N 190-ФЗ, статьей 8 Закона N 416-ФЗ, статьей 43 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установив, что ПАО "Т-Плюс" является теплосетевой организацией, тепловые сети к которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, а также со системой водоснабжения, которое не осуществляет их содержание, но учитывается при определении тарифов, удовлетворили требования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, что в силу положений главы 35 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.11.2017 постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 по делу N А57-7129/2017 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принятие распоряжений, которые оспариваются ПАО "Т-Плюс", связано с выполнением требований Закона N 416-ФЗ, Закона N 190-Ф, которые предписывают и обязывают органы местного самоуправления определять тепловую и гарантирующую организацию, которая будет осуществлять содержание бесхозяйных сетей и оформлять их передачу передаточным актом. В этой связи следует исходить о делегировании муниципальным образованиям полномочий в указанной сфере правоотношений и принятие соответствующих решений по закреплению, которые могут быть оспорены в установленном законом порядке либо неприменены судами в случае установления их несоответствия закону, имеющему большую юридическую силу.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 215 ГК РФ, статьями 6, 15 Закона N 190-ФЗ, статьей 8 Закона N 416-ФЗ, статьей 43 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установив, что ПАО "Т-Плюс" является теплосетевой организацией, тепловые сети к которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, а также со системой водоснабжения, которое не осуществляет их содержание, но учитывается при определении тарифов, удовлетворили требования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июля 2018 г. N Ф06-34752/18 по делу N А57-7129/2017