г. Казань |
|
26 июля 2018 г. |
Дело N А57-13816/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "На Пензенской"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.01.2018 (судья Михайлова А.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018 (председательствующий судья Землянникова В.В., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-13816/2017
по заявлению Товарищества собственников жилья "На Пензенской" (ОГРН 1076400003283, ИНН 6451418352) к Государственной жилищной инспекции Саратовской области (ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998) заинтересованные лица: Элифханов И.Б. (г.Саратов), Элифханова М.И. (г.Саратов), Элифханов Н.И., (г.Саратов) Элифханова Д.И. (г.Саратов), Карпунина О.Ю. (г.Саратов), Шаврдина Е.С. (г.Саратов), инспектор Государственной жилищной инспекции Саратовской области Денисова О.А. (г.Саратов), Администрация Заводского района г.Саратова (г.Саратов), о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "На Пензенской" (далее - ТСЖ "На Пензенской", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - ГЖИ Саратовской области, Инспекция) об отмене предписания по устранению выявленных нарушений от 28.03.2017 N 22-06-05.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10.01.2018 в удовлетворении заявленных требований ТСЖ "На Пензенской" отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018 в части отказа от исковых требований производство по делу прекращено, в оставшейся части решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.01.2018 оставлено без изменений.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТСЖ "На Пензенской" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты нижестоящих инстанций отменить, признать недействительным и отменить предписание от 28.03.2017 N 22-06-05, ссылаясь на неполное выяснение судами, обстоятельств имеющих значение для дела.
В отзыве ГЖИ Саратовской области, полагая вынесенные по делу судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако о явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанции, норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, в марте 2017 года Инспекцией в отношении ТСЖ "На Пензенской" проведена внеплановая документальная проверка соблюдения обязательных требований к установлению собственникам помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Пензенская, д. 29. платы за коммунальные ресурсы: горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, электроэнергия потребляемые при выполнении минимального перечня необходимого для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за январь 2017 года.
В ходе проверки инспекцией выявлены нарушения, которые отражены в акте проверки от 28.03.2017 N 86-06-06.
По результатам проверки ТСЖ "На Пензенской" выдано предписание от 28.03.2017 N 22-06-05, в соответствии с которым ТСЖ "На Пензенской" необходимо произвести перерасчет, в том числе: размера платы коммунального ресурса для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, который не должен превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Не согласившись с предписанием от 28.03.2017 N 22-06-0, выданным инспекцией, товарищество обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.
В ходе судебного разбирательства, в суде апелляционной инстанции, Товарищество частично отказалось от заявленных требований в связи, с чем Двенадцатым арбитражным апелляционным судом, в отказанной части, производство по делу прекращено, предметом апелляционного рассмотрения был только третий пункт предписания ГЖИ Саратовской области от 28.03.2017 N 22-06-05 о перерасчете размера платы коммунального ресурса для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, который не должен превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемое предписание соответствует требованиям закона и не нарушает права ТСЖ "На Пензенской".
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций о соответствии оспариваемого предписания требованиям закона, считает основанными на правильном применении норм права в силу следующего.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов Товарищество в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии со статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ).
Указанные положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения, в том числе расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежат применению с 01.01.2017 (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ)).
Согласно части 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления (пункт 2).
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 3).
Согласно пункту 29 Правил N 491 при первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Проанализировав содержание вышеуказанных норм, суды пришли к выводу, что до утверждения органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов коммунальных ресурсов установлен переходной период, в соответствии с которым плата за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в МКД, не должна превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные органами власти субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
В соответствии с изменениями пункта 40 Правил N 354 порядок расчета подлежащей внесению собственником помещения в многоквартирном доме платы в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, но с учетом корректировки исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета, подлежит применению только в случаях непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме.
В случае же управления многоквартирным домом управляющей компанией с 01.01.2017 подлежит применению порядок расчета платы за содержание, установленных с учетом положений части 2 статьи 154, части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил N 491 - в размере нормативов потребления коммунальных ресурсов без учета показаний общедомового прибора учета.
В переходный период до установления субъектами Российской Федерации нормативов потребления коммунальных ресурсов применение норматива коммунальных услуг должно осуществляться с учетом положений пунктов 40, 44 - 46 Правил N 354, то есть исходя из разницы показаний общедомового прибора учета и сумм показаний индивидуальных приборов учета, но в пределах утвержденного норматива потребления коммунальной услуги.
Судебными инстанциями установлено, что в ходе проведения проверки по вопросу нарушения порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, использованные для содержания общего имущества в многоквартирном доме N 29 по улице Пензенская в городе Саратове за январь 2017 года выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении Товариществом деятельности по управлению многоквартирным домом, тогда как в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, распределяемый объём коммунальной услуги между потребителями, предоставленной на ОДН за январь 2017, не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводом судов нижестоящих инстанций, что оспариваемое предписание содержит обоснованный вывод о нарушении требований законодательства, в связи с чем, ТСЖ "На Пензенской" необходимо произвести корректировку платы потребителям за коммунальные ресурсы, предоставленные на ОДН за январь 2017 исходя из норматива потребления, поскольку Товарищество осуществляло начисление размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в размере превышающим нормативы потребления.
На основании изложенного, судом первой и апелляционной инстанции правомерно отказано в удовлетворении требования ТСЖ "На Пензенской" о признании недействительным предписания от 28.03.2017 N 22-06-05 в части обязания произвести перерасчет размера платы коммунального ресурса для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, который не должен превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводом судов нижестоящих инстанций о правомерности вынесенного предписания в обжалуемой части, ввиду чего оснований для признания его недействительным и удовлетворения заявления ТСЖ "На Пензенской" также не находит.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные нормы права и доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.01.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018 по делу N А57-13816/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В переходный период до установления субъектами Российской Федерации нормативов потребления коммунальных ресурсов применение норматива коммунальных услуг должно осуществляться с учетом положений пунктов 40, 44 - 46 Правил N 354, то есть исходя из разницы показаний общедомового прибора учета и сумм показаний индивидуальных приборов учета, но в пределах утвержденного норматива потребления коммунальной услуги.
Судебными инстанциями установлено, что в ходе проведения проверки по вопросу нарушения порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, использованные для содержания общего имущества в многоквартирном доме N 29 по улице Пензенская в городе Саратове за январь 2017 года выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении Товариществом деятельности по управлению многоквартирным домом, тогда как в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, распределяемый объём коммунальной услуги между потребителями, предоставленной на ОДН за январь 2017, не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 июля 2018 г. N Ф06-35617/18 по делу N А57-13816/2017
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-35617/18
21.05.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-765/18
20.04.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-765/18
10.01.2018 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-13816/17