г. Казань |
|
25 июля 2018 г. |
Дело N А06-8068/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Хайбулова А.А.,
при участии представителей:
истца - Добаева В.С. по доверенности от 21.12.2017 N 187, Солнцевой Р.Р. по доверенности от 01.01.2018 N 361/9,
ответчика - Ковалева Д.К. по доверенности от 07.11.2017 (участвовавшего в судебном заседании до объявления перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" в лице ЖЭ(К)О N 5 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВКС)
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Дубровина О.А., Никольский С.В.)
по делу N А06-8068/2017
по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993) о взыскании долга в сумме 2 967 946,62 рублей и пени в сумме 195 498,78 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ ЦЖКУ Минобороны РФ (по ВКС)), Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - ООО "ГУЖФ", ответчик) о взыскании задолженности в сумме 3 211 158,31 рублей и пеней в сумме 290 865,67 рублей за период с 16.05.2017 по 29.01.2018.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 02.02.2018 (судья Рыбников А.Н.) исковые требования удовлетворены: с ООО "ГУЖФ" в пользу ФГБУ ЦЖКУ Минобороны РФ (по ВКС) взыскана задолженность 3 211 158,31 рублей и пени в сумме 290 865,67 рублей.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ФГБУ ЦЖКУ Минобороны РФ по ВКС обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Указывает на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, нарушение им норм материального права.
Считает, что расчет суммы задолженности должен производиться на основании существовавших установленных на спорный период тарифов.
Представители истца Добаев В.С., Солнцева Р.Р. в судебном заседании кассационной инстанции поддержали доводы своего доверителя, обозначенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика Ковалев Д.К. в судебном заседании кассационной инстанции возражал против удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в заседании суда 17.07.2018 объявлялся перерыв до 12 часов 15 минут 24.07.2018, по окончании которого судебное разбирательство было продолжено.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы с пояснениями к ней, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ГУЖФ" на основании договора от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02 управления жилищным фондом является управляющей компанией спорных многоквартирных домов, расположенные в Астраханская области в г. Ахтубинск, в Харабалинском районе в с. Тамбовка
Недвижимое имущество, необходимое для осуществления водоснабжения и водоотведения указанных объектов, ранее в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р. находилось в пользовании акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - АО "ГУ ЖКХ"), которому в декабре 2016 года органом тарифного регулирования были установлены тарифы в сфере холодного, горячего водоснабжения и водоотведения на 2017 год.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18.01.2017 N 172 имущественный комплекс, посредством которого осуществляется оказание услуг по водоснабжению и водоотведению домов, которыми владела предыдущая ресурсоснабжающая организация, передано на праве оперативного управления ФГБУ ЦЖКУ Минобороны РФ.
ФГБУ ЦЖКУ Минобороны РФ на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 осуществляет функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами с 01.04.2017 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность предоставить их в интересах Вооруженных сил Российской Федерации, и не вправе отказать в предоставлении таких услуг.
01 апреля 2017 года между ФГБУ ЦЖКУ Минобороны РФ (по ВКС) (ресурсоснабжающая организация) и ООО "ГУЖФ" (исполнитель) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 09-05-30-02-27, в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи в целях предоставления потребителям коммунальной услуги, в том числе потребляемой при содержании общего имущества многоквартирных домов.
Пунктом 3.1. договора установлено, что стоимость поставленной по договору холодного водоснабжения и водоотведения рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в случае отсутствия утвержденных тарифов - по соглашению о порядке расчетов по договорной цене в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обращаясь в суд, истец ссылается на образовавшуюся у ответчика задолженность по оплате оказанных ему истцом договорных услуг за апрель - август 2017 года на спорную сумму. Задолженность исчислена истцом с применением тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение, установленного для прежней ресурсоснабжающей организации - АО "ГУ ЖКХ" на 2017 год, против чего ответчик возражает.
Разрешая исковые требования, как суд первой инстанции, так и суд апелляционной инстанции, верно руководствовались статьями 309, 329, 424, 539, 544, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 13 и 14, пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
При этом суд первой инстанции, учитывая позицию, отраженную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2006 года N 11696/05, указал, что отсутствие в спорном периоде утвержденного регулирующим органом тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение в случаях, когда законодательством установлена необходимость применения регулируемых цен, не может освобождать потребителя от исполнения обязательства по оплате фактически принятых коммунальных ресурсов, и удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу о том, что, поскольку ответчик является управляющей компанией многоквартирных домов, а тарифы на коммунальные ресурсы, применяемые в отношении категории населения, подлежат государственному регулированию, распространение тарифа, утвержденного для АО "ГУ ЖКХ" (прежней энергоснабжающей организации), на правоотношения с ответчиком при отсутствии иных доказательств фактических затрат неправомерно. Следовательно, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Между тем судом апелляционной инстанции не были учтены следующие обстоятельства.
Действительно, в силу совокупности положений статьи 426, пункта 4 статьи 539, статьи 548, пункта 4 статьи 421 ГК РФ, пунктов 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 13, 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пунктов 4, 17, 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, стоимость спорных услуг рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и, как следствие, в отсутствие утвержденного тарифа на коммунальный ресурс, начисление населению стоимости коммунальных услуг не является допустимым.
Из пояснений представителя истца следует и стороной ответчика не отрицается, что смена владельца объектами инфраструктуры, то есть имущественного комплекса, необходимого для оказания спорных услуг, произошла в период тарифного регулирования ввиду обстоятельств, связанных с банкротством прежней организации. То есть смена владельца являлась вынужденной.
При этом к лицу, осуществляющему поставку коммунальных ресурсов в рассматриваемый период, перешли именно те и только те элементы системы коммунальной инфраструктуры, финансовые потребности по содержанию и обеспечению деятельности которых были учтены при утверждении соответствующего тарифа для прежней организации на текущий период (2017 год).
Таким образом, деятельность по поставке коммунального ресурса и оказанию коммунальных услуг в спорный период истец осуществлял на тех же объектах и на том же имуществе, что и ранее АО "ГУ ЖКХ".
При этом ранее установленный тариф в полном объеме совпал с тарифом, установленным истцу с октября 2017 года на основании его надлежащим образом поданного в орган тарифного регулирования заявления.
Поэтому суд кассационной инстанции не может согласиться с доводами ответчика о том, что в отсутствие утвержденного тарифа стоимость поставленного тарифа в рассматриваемом случае должна определяться исходя из доказательств о размере фактически понесенных затрат на организацию поставки, так как фактические затраты не равны экономически обоснованным расходам.
Так, требования к составу затрат предусмотрены Основами ценообразования, их включение обусловлено не только представлением регулируемой организацией определенных нормативными актами документов, но и проверкой обоснованности фактических значений расходов (цен) с использованием источников информации, предусмотренных законодательством.
Примененный истцом в спорный период тариф, установленный для предыдущей ресурсоснабжающей организации, в данном случае может быть расценен как применение цены, которая при сравнимых обстоятельствах взимается за аналогичные товары, работы, услуги.
В связи с этим отсутствие в спорный период времени тарифа, утвержденного уполномоченным органом конкретно в отношении истца, в рассматриваемом случае не могло быть квалифицировано как отсутствие тарифа вовсе, препятствующее начислению стоимости коммунальных услуг и освобождающее потребителя от исполнения обязательств по оплате фактически принятого количества ресурса, что в противном случае влечет на стороне последнего неосновательное обогащение.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции не могут быть признаны законными и обоснованными, принятый им судебный акт подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, который правомерно удовлетворил исковые требования Учреждения в заявленном размере.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 по делу N А06-8068/2017 отменить, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" в лице ЖЭ(К)О N 5 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВКС) - удовлетворить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.02.2018.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" в лице ЖЭ(К)О N 5 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВКС) 3000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Астраханской области выдать исполнительный лист в соответствии с настоящим постановлением.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Фёдорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу о том, что, поскольку ответчик является управляющей компанией многоквартирных домов, а тарифы на коммунальные ресурсы, применяемые в отношении категории населения, подлежат государственному регулированию, распространение тарифа, утвержденного для АО "ГУ ЖКХ" (прежней энергоснабжающей организации), на правоотношения с ответчиком при отсутствии иных доказательств фактических затрат неправомерно. Следовательно, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Между тем судом апелляционной инстанции не были учтены следующие обстоятельства.
Действительно, в силу совокупности положений статьи 426, пункта 4 статьи 539, статьи 548, пункта 4 статьи 421 ГК РФ, пунктов 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 13, 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пунктов 4, 17, 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, стоимость спорных услуг рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и, как следствие, в отсутствие утвержденного тарифа на коммунальный ресурс, начисление населению стоимости коммунальных услуг не является допустимым."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 июля 2018 г. N Ф06-35364/18 по делу N А06-8068/2017