г. Казань |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А55-12250/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заявителя - Матвеева Д.А. по доверенности от 10.05.2017 (до перерыва),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Волжский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.11.2017 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Засыпкина Т.С., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-12250/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский", с. Дубовый Умет, Самарская область (ОГРН 1166123680, ИНН 6330073181) к администрации муниципального района Волжский Самарской области, г. Самара, третье лицо: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" (далее - заявитель, общество, ООО "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к администрации муниципального района Волжский Самарской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 16.02.2017 N 19017А об отказе в предоставлении в собственность ООО "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:17:1603001:2 площадью 29 000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский", расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, на землях СПК, в 3-х км юго-западнее с. Дубовый Умет, участок б/н и об обязании администрацию в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" путем направления обществу проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:17:1603001:2 площадью 29 000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский", расположенного по адресу: Самарская область. Волжский район, на землях СПК, в 3-х км. юго-западнее с. Дубовый Умет, участок б/н, с предложением о заключении данного договора (т.1 л.д.4-11).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.11.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение администрации от 16.02.2017 N 19017А об отказе в предоставлении в собственность ООО "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:17:1603001:2 площадью 29 000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский", расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, на землях СПК, в 3-х км юго-западнее с. Дубовый Умет, участок б/н. Суд обязал администрацию в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" путем направления обществу проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:17:1603001:2 площадью 29 000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский", расположенного по адресу: Самарская область. Волжский район, на землях СПК, в 3-х км юго-западнее с. Дубовый Умет, участок б/н, с предложением о заключении данного договора.
В кассационной жалобе администрация просит решение Арбитражного суда Самарской области и постановление апелляционной инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, указанным в кассационной жалобе. По мнению заявителя, вывод суда первой и апелляционной инстанции об отсутствии доказательств нахождения частично истребуемого земельного участка в собственность не соответствует фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, имеющимся в материалах дела. По данным публичной кадастровой карты спорный земельный участок частично накладывается на лесные земли Дубово-Уметского участкового лесничества Волжского лесничества Самарской области. Согласно представленной Министерством лесного хозяйства информации данный земельный участок, согласно приложенному каталогу координат, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат в программу ГИС и ИнГЕО, частично относится к землям лесного фонда и находится в квартале N 14 Дубово-Уметского участкового лесничества Волжского лесничества Самарской области.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В судебном заседании 21.06.2018 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 13 час. 40 мин. 26.06.2018.
Информация о перерыве размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" является собственником следующих объектов недвижимого имущества: - сооружение, наименование: станция переключения, площадь застройки: 87,00 кв. м, адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4610; - сооружение, наименование: станция 2-го подъема, площадь застройки: 64,10 кв. м, адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4611; - нежилое здание, наименование: производственно-вспомогательное здание, площадью 92,3 кв. м, адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4603; - нежилое здание, наименование: производственный корпус с административно-бытовыми помещениями, площадью 1806,6 кв. м, адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4620; - нежилое здание, наименование: здание решеток, площадью 8,4 кв. м, адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4606; - сооружение, наименование: водяной резервуар, площадь застройки: 87,00 кв. м, адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4623; - сооружение, наименование: контактные резервуары, площадь застройки: 30,40 кв. м, адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4614; - сооружение, наименование: автодорога, площадь покрытия: 9761,50 кв. м, адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4602; - сооружение, наименование: станция перекачки конденсата, площадь застройки: 41,30 кв. м, адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4608; - сооружение, наименование: контактные резервуары, площадь застройки: 30,40 кв. м, адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4604; - сооружение, наименование: блок отстойников и аэротенков, площадь застройки: 271,40 кв. м, адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4615; - нежилое здание, наименование: склад "Ангар", площадью 310,3 кв. м, адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4617; - сооружение, наименование: водяной резервуар, площадь застройки: 87,00 кв. м, адрес: Самарская область. Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4619; - нежилое здание, наименование: котельная, площадью 534,1 кв. м, адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4618; - сооружение, наименование: бензоуловители, площадь застройки: 11,40 кв. м, адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4613; - сооружение, наименование: иловые площадки, площадь застройки: 2206,00 кв. м, адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4621; - сооружение, наименование: приемная камера, площадь застройки: 2,80 кв. м, адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:00000000:4622; - сооружение, наименование: благоустройство (ограждение), адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4612; - нежилое здание, наименование: вспомогательный корпус, площадью 348,3 кв. м, адрес: Самарская область, Золжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4609 (т. 2 л.д. 89-126).
Право собственности общества на указанные объекты недвижимости возникло в 1995 году в порядке приватизации государственного предприятия Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки "Дубово-Уметский" на основании акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.04.1993 Ветсанутильзавода по производству мясокостной муки "Дубово-Уметский", решения Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 08.04.1994 N 192, договора передачи имущества в собственность акционерного общества от 19.09.1995 N 245, свидетельства о собственности от 21.09.1995 N 1011 (т. 1 л.д. 54-59).
Вышеуказанные объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым номером 63:17:1603001:2 площадью 29 000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский", расположенном по адресу: Самарская область, Волжский район, на землях СПК, в 3-х км юго-западнее с. Дубовый Умет, участок б/н, что подтверждается заключением кадастрового инженера Тевеляевым А.П. и выписками из ЕГРН в отношении объектов недвижимости (т. 2 л.д. 18-21, т. 3 л.д. 6-10, 104-208).
Указанный земельный участок передан государственному предприятию Ветсанутильзаводу по производству мясокостной муки "Дубово-Уметский" (правопреемником которого является общество) на основании Распоряжения Совета Министров РСФСР от 30.07.1974 N 1291-р, что подтверждается свидетельством о праве постоянного (бессрочного) пользования на землю от 22.02.1993 N 55 (т.1 л.д. 54).
20 января 2017 года общество обратилось в администрацию с заявлением о выкупе указанного земельного участка с кадастровым номером 63:17:1603001:2 площадью 29 000 кв. м на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предусматривающего исключительное право общества на приватизацию данного земельного участка (т. 1 л.д. 38-39).
Письмом от 16.02.2017 N 19017А Администрация сообщила обществу об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за выкуп (т. 1 л.д. 41-42). Основанием отказа указано нахождение земельного участка с кадастровым номером 63:17:1603001:2 в землях лесного фонда и его нахождение в квартале N 14 Дубово-Уметского участкового лесничества Волжского лесничества, согласно информации, предоставленной Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями.
Проверив законность оспариваемых судебных актов, коллегия кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене ввиду следующих обстоятельств.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции мотивировал тем, что общество имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:17:1603001:2 площадью 29 000 кв. м, поскольку в силу пунктов 6 и 7 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса и земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса. При этом указал, что площадь испрашиваемого земельного участка соразмерна площади, расположенных на нем зданий и сооружений, используемых в качестве единого производственного комплекса.
Между тем судами не принято во внимание следующее.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ.
По целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Частью 1 статьи 8 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
Согласно статье 9 ЛК РФ лесной участок может принадлежать лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды, а также праве безвозмездного срочного пользования. Указанные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно части 2 статьи 23 ЛК РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство.
Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).
Таким образом, ЛК РФ четко устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки, не предусматривая при этом возможность нахождения их на праве частной собственности.
Согласно статье 69 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади
Одновременно статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 94 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, действовавшего на момент выдачи свидетельства о праве пользования земельным участком от 22.02.1993 N 55, определялось, что землями лесного фонда считаются земли покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности. Неиспользуемые для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственные и другие угодья могут предоставляться в пользование лесохозяйственным и промышленным предприятиям.
При этом в соответствии со статьей 27 Кодекса для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются по согласованию с собственником земли, землевладельцем, землепользователем земельные участки несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель лесного фонда производится за счет не покрытых лесом площадей или площадей, занятых малоценными насаждениями.
Таким образом, ранее действовавшее земельное законодательство разрешало предоставление земель лесного фонда в пользование промышленным предприятиям без их изъятия.
Возможность нахождения капитальных объектов недвижимости на лесных участках не противоречит нормам действующего законодательства. Именно факт нахождения капитальных объектов недвижимости является основанием для предоставления только в аренду лесного участка собственнику данных объектов.
Кроме этого, выделение земельного участка, по своим характеристикам, отличающимся от основного, в силу закона само по себе не порождает оснований для перевода данного земельного участка из одной категории в другую.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае: организации особо охраняемых природных территорий; установления или изменения черты поселений; размещения объектов государственного или муниципального назначения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Однако в нарушение статьи 65 АПК РФ истец доказательств перевода спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли иных категорий в материалы дела не представил.
Таким образом, указание в кадастровом паспорте на категорию земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" не является неоспоримым доказательством того, что указанный земельный участок лесным не является.
Частью 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.
Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что отчуждению не подлежат земельные участки, в том числе в составе земель лесного фонда.
На факт нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда указывает ответчик, ссылаясь на представленную Министерством лесного хозяйства информацию, что согласно приложенному каталогу координат, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат в программу ГИС ИнГЕО, частично относится к землям лесного фонда и находится в квартале N 14 Дубово-Уметского участкового лесничества Волжского лесничества.
В статье 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами.
Ссылка общества на изъятие спорного земельного участка из состава земель лесного фонда не может быть принята, распоряжение об изъятии подтверждает лишь передачу спорного земельного участка для строительства завода, и не может являться доказательством об изъятии спорного земельного участка из состава земель лесного фонда. Для перевода земель лесного фонда в другую категорию необходим акт Правительства Российской Федерации. Таких доказательств в материалы дела не представлено.
Кроме того, суды не исследовали и не дали оценку письму Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 15.02.2017 N 270402/3609 о том, что спорный участок частично относится к землям лесного фонда.
Таким образом, ЛК РФ не предусмотрена возможность нахождения лесных участков в частной собственности.
Ссылка общества на утверждение ему проекта границ испрашиваемого земельного участка компетентным органом с учетом фактического землепользования не свидетельствует о соблюдении требований земельного законодательства и о правомерности притязаний на земельный участок.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 данного Кодекса, если иное не установлено данной статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ, из системного толкования которых следует, что договор купли-продажи земельного участка может быть заключен с заявителем при отсутствии оснований, перечисленных в статье 39.16 Кодекса, для отказа в предоставлении земельного участка.
Согласно названной статье, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка, в частности, являются, несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 14); невозможность предоставления земельного участка на заявленном виде прав (пункт 19).
Заявитель просит передать в собственность земельный участок площадью 29 000 кв. м, что значительно превышает размеры участка, занятого под объектами недвижимости - общая площадь зданий и сооружений составляет 15 780,3 кв. м.
Судом не исследовался вопрос и не давалась оценка экономического обоснования необходимости использования земельных участков в испрашиваемой площади для эксплуатации принадлежащих обществу объектов недвижимости, в том числе в заявленных целях.
При таких обстоятельствах судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене.
Вместе с тем, у суда кассационной инстанции по результатам отмены судебных актов отсутствует возможность принять новый судебный акт в связи со следующим.
В силу части 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Исследовав спорные правоотношения, судам следовало определить и дать оценку вышеуказанным обстоятельствам и доводам сторон и, исходя из предмета иска, определить правомерность заявленных требований.
Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Таким образом, учитывая, что судами не установлены все фактические обстоятельства дела, а компетенция суда кассационной инстанции ограничена вышеприведенными нормами процессуального права, оспариваемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, предложить сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений, исследовать материалы лесоустройства, таксационные описания Дубово-Уметского участкового лесничества Волжского лесничества, Лесной план Самарской области, утвержденный губернатором, а также учесть подходы, изложенные в судебных актах Верховного Суда Российской Федерации по требованиям об оспаривании отказов в приобретении в собственность земельных участков под объектами недвижимого имущества, и с учетом установленного разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.11.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка общества на изъятие спорного земельного участка из состава земель лесного фонда не может быть принята, распоряжение об изъятии подтверждает лишь передачу спорного земельного участка для строительства завода, и не может являться доказательством об изъятии спорного земельного участка из состава земель лесного фонда. Для перевода земель лесного фонда в другую категорию необходим акт Правительства Российской Федерации. Таких доказательств в материалы дела не представлено.
Кроме того, суды не исследовали и не дали оценку письму Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 15.02.2017 N 270402/3609 о том, что спорный участок частично относится к землям лесного фонда.
Таким образом, ЛК РФ не предусмотрена возможность нахождения лесных участков в частной собственности.
...
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
...
Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ, из системного толкования которых следует, что договор купли-продажи земельного участка может быть заключен с заявителем при отсутствии оснований, перечисленных в статье 39.16 Кодекса, для отказа в предоставлении земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 июня 2018 г. N Ф06-33546/18 по делу N А55-12250/2017