г. Казань |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А65-38882/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Баширова Э.Г., Тюриной Н.А.,
при участии:
заявителя - Котанджяна А.Л., доверенность от 03.11.2017,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.01.2018 (судья Назырова Н.Б.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Бажан П.В., Попова Е.Г.)
по делу N А65-38882/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФАСТФУД" о признании незаконным решения муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" об отказе в выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером 16:52:070101:9, расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, в районе жилого дома N 8 (2/07) по пр. Х. Туфана, оформленного письмом от 10.11.2017 N 02/4132, об обязании ответчика выдать обществу разрешение на строительство,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ФАСТФУД" (далее - заявитель, общество, ООО "ФАСТФУД") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (далее - МКУ "Исполком МО г. Набережные Челны РТ", госорган, орган местного самоуправления) об отказе в выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером 16:52:070101:9, расположенном по адресу: РТ, г. Набережные Челны, в районе жилого дома N 8 (2/07) по пр. Х. Туфана, оформленного письмом от 10.11.2017 N 02/4132; об обязании ответчика выдать обществу разрешение на строительство.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МКУ "Исполком МО г. Набережные Челны РТ", ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобе, отзыва на нее, судебная коллегия установила следующее.
Основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением явился незаконный, по мнению ООО "ФАСТФУД", отказ госоргана в выдаче разрешения на строительство объекта "Магазин", расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, в районе жилого дома N 8 (2/7) по проспекту Хасана Туфана, выраженный в письме об отказе в выдаче разрешения на строительство от 10.11.2017 N 02/4132.
В ходе судебного разбирательства судами установлено, что заявитель является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для магазина, общей площадью 364 кв.м, находящегося по вышеуказанному адресу, кадастровый номер 16:52:070101:9, на основании договора купли-продажи земельного участка от 30.12.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.01.2014 внесена запись регистрации N 16-16-32/166/2013-348.
Заявителем получен градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением МКУ "Исполком МО г. Набережные Челны РТ" 27.04.2017 N 2614.
Общество в адрес госоргана направило заявление от 03.11.2017 N 32308-5 о выдаче разрешения на строительство магазина на вышеуказанном земельном участке, приложив пакет необходимых документов.
МКУ "Исполком МО г. Набережные Челны РТ", рассмотрев заявление ООО "ФАСТФУД" принял решение об отказе заявителю в выдаче разрешения на строительство, оформленное в письме от 10.11.2017 N 02/4132, в связи с несоответствием проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Общество, полагая, что отказ орган местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что ООО "ФАСТФУД" при обращении в орган местного самоуправления были представлены все предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и соответствующие требованиям градостроительного плана земельного участка документы, в связи с чем пришли к выводу об отсутствии у госоргана оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, представляющего собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган (часть 7 названной статьи).
В соответствии с частью 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи и другими федеральными законами. Применительно к рассматриваемой ситуации согласно части 7 указанной статьи в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частью 4 данной статьи орган местного самоуправления.
Согласно частям 11, 13, 14 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; а также проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; в результате чего выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Перечень оснований для отказа в выдаче на строительство предусмотренных статьей 51 ГрК РФ, является исчерпывающем, он не может быть расширен органом уполномоченным на выдачу соответствующих разрешений.
Между тем в нарушение требований части 11 статьи 51 ГрК РФ в оспариваемом отказе отсутствуют конкретные причины отказа. Госорганом не обосновано, в чем, по его мнению, заключается несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, тогда как отказ в выдаче разрешения на строительство по причине несоответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка ГрК РФ не предусмотрен.
Вывод МКУ "Исполком МО г. Набережные Челны РТ" о несоответствии проектной документации сделан без ссылок на техническую или нормативно-правовую документацию. Госорган не представил доказательств несоответствия представленных заявителем документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Иных причин для отказа в выдаче разрешения на строительство решение от 10.11.2017 N 02/4132 не содержит.
Кроме того, как указал в своем отзыве заявитель, на момент рассмотрения кассационной жалобы по существу, органом местного самоуправления 06.06.2018 обществу выдано разрешение на строительство магазина N RU16302000-146-2018, исполнив, тем самым, обжалуемые судебные акты по настоящему делу.
В силу установленных обстоятельств дела, судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции о том, что указанное госорганом в оспариваемом отказе основание не предусмотрено ни статьей 51 ГрК РФ, ни иным нормативным правовым актом.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что ООО "ФАСТФУД" были выполнены все требования действующего законодательства для получения разрешения на строительство магазина, суды обоснованно признали об отсутствии у МКУ "Исполком МО г. Набережные Челны РТ" оснований для отказа в выдаче обществу разрешения на строительство.
Доказательств обратного в силу статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Статьей 286 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, суд кассационной инстанции в силу вышеуказанной нормы права считает обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.01.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 по делу N А65-38882/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень оснований для отказа в выдаче на строительство предусмотренных статьей 51 ГрК РФ, является исчерпывающем, он не может быть расширен органом уполномоченным на выдачу соответствующих разрешений.
Между тем в нарушение требований части 11 статьи 51 ГрК РФ в оспариваемом отказе отсутствуют конкретные причины отказа. Госорганом не обосновано, в чем, по его мнению, заключается несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, тогда как отказ в выдаче разрешения на строительство по причине несоответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка ГрК РФ не предусмотрен.
...
В силу установленных обстоятельств дела, судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции о том, что указанное госорганом в оспариваемом отказе основание не предусмотрено ни статьей 51 ГрК РФ, ни иным нормативным правовым актом."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 августа 2018 г. N Ф06-35243/18 по делу N А65-38882/2017