г. Казань |
|
14 августа 2018 г. |
Дело N А55-20790/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Смоленского И.Н.,
судей Галиуллина Э.Р., Нагимуллина И.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Первая грузовая компания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2017 (судья Дегтярев Д.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2018 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи Морозов В.А., Шадрина О.Е.)
по делу N А55-20790/2017
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к акционерному обществу "Первая грузовая компания" (ОГРН 1137746982856, ИНН 7725806898) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 134 878,72 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "Первая грузовая компания" (далее - ответчик, АО "ПГК") о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 134 878,72 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2018, исковые требования удовлетворены.
Обжалуя принятые судебные акты в кассационном порядке, ответчик просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указывается, что акты общей формы, представленные истцом в материалы дела, не доказывают, что задержка вагонов в пути следования на станции Инза вызвана причинами, зависящими от АО "ПГК"; причины простоя вагонов не зависели от АО "ПГК", а исходили от технических либо технологических трудностей самого перевозчика, который позволил отклонение спорных вагонов от маршрута следования и длительную задержку на станции отправления; судебными инстанциями неправильно применен пункт 22.1 Правил приема груза к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 28 (далее - Правила приема груза к перевозке).
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и АО "ПГК" заключен договор от 21.05.2015 N 6/124 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "ПГК" при станции Сызрань-1.
В соответствии с пунктом 8 договора от 21.05.2015 N 6/124 вагоны, прибывающие на станцию назначения Сызрань-1 в адрес АО "ПГК" подаются на путь необщего пользования для обработки.
Пунктом 16 договора предусмотрено технологическое время на обработку вагонов, в летний период вагоны обрабатываются 100 минут на эстакаде для обработки цистерн из под светлых нефтепродуктов, 190 минут - на эстакаде для обработки цистерн из-под темных нефтепродуктов.
В адрес АО "ПГК" на станцию Сызрань-1 02.08.2016 по накладным ЭУ874198, ЭУ896469, ЭУ950113 прибыло 36 порожних цистерн из них 9 с просроченным сроком доставки.
Из анализа занятости пути необщего пользования АО "ПГК" по станции Сызрань-1 следует, что за период 31.07.2016 по 01.08.2016 АО "ПГК" не справлялось с потоком прибывших вагонов в его адрес и в адрес АО "РН-Транс" для пропарки.
В связи с занятостью путей ППС (промывочно-пропарочной станции) на основании приказа N 745 от 31.07.2016 перевозчик задержал на станции Инза продвижение 36 порожних вагонов в связи с занятостью путей станции Сызрань-1 и путей необщего пользования - АО "ПГК" вагонами, прибывшими в адрес ответчика.
Обществу "ПГК" 31.07.2016 направлено извещение о задержке 36 вагонов в пути следования N 188 (уведомление).
По факту задержки вагонов составлены акты общей формы N 2/1747 от 31.07.2016, N 2/1760 от 01.08.2016.
На основании приказа от 01.08.2016 N 742 ранее задержанные на станции Инза 36 вагонов были подняты для отправления на станцию назначения.
По факту задержки вагонов на станции Инза в период с 31.07.201. по 01.08.2016 после прибытия вагонов на станцию назначения - Сызрань-1 были составлены акты общей формы N 13/7142, 13/7143, 13/7144 от 02.08.2016
Время простоя на станции Инза составило 31 час - с 10:21 31.07.2016 до 17:06 01.08.2016.
По расчетам ОАО "РЖД" плата за нахождение 9 вагонов на путях общего пользования промежуточной станции Инза, и прибывшие с просроченным сроком доставки, составила 3 132 руб. (без НДС), кроме того НДС-18% 563.76 руб. Всего 3 695,76 руб.
В адрес АО "ПГК" на станцию Сызрань-1 02.08.2016 по накладной ЭФ014626 прибыло 28 порожних цистерн из них 3 с просроченным сроком доставки.
Из анализа занятости пути необщего пользования АО "ПГК" по станции Сызрань-1 за период 31.07.2016 по 02.08.2016 АО "ПГК" не справлялось с потоком прибывших вагонов в их адрес и в адрес АО "РН-Транс" для пропарки.
В связи с занятостью путей ППС на основании приказа от 31.07.2016 N 746 перевозчик задержал на станции Инза продвижение 28 порожних вагонов в связи с занятостью путей станции Сызрань-1 и путей необщего пользования АО "ПГК" вагонами, прибывшими в адрес ответчика.
Обществу "ПГК" 31.07.2016 направлено извещение о задержке 28 вагонов в пути следования N 189 (уведомление).
По факту задержки вагонов составлены акты общей формы N 2/1747 от 31.07.2016, N 2/1760 от 01.08.2016.
На основании приказа от 02.08.2016 N 746 ранее задержанные на станции Инза 28 вагонов были подняты для отправления на станцию назначения.
Извещением об отправлении ранее задержанных вагонов в пути следования N 192 (уведомление) от 02.08.2016 АО "ПГК" было сообщено об отправке ранее задержанных 28 вагонов.
По факту задержки вагонов на станции Инза в период с 31.07.2016 по 02.08.2016 после прибытия вагонов на станцию назначения - Сызрань-1 был составлен акт общей формы N 13/7171 от 02.08.2016.
Время простоя на станции Инза составило 41 час - с 16:21 31.07.2016 до 08:36 02.08.2016.
По расчетам ОАО "РЖД" плата за нахождение 3 вагонов на путях общего пользования промежуточной станции Инза, и прибывшие с просроченным сроком доставки, составила 1380 руб. (без НДС), кроме того НДС-18% 248,80 руб. Всего - 1628,40 руб.
В адрес АО "ПГК" на станцию Сызрань-1 04.08.2016 по накладной 01284391 прибыло 15 порожних цистерн из них 2 с просроченным сроком доставки.
Из анализа занятости пути необщего пользования АО "ПГК" по станции Сызрань-1 за 03.08.2016 АО "ПГК" не справлялось с потоком прибывших вагонов в их адрес и в адрес АО "РН-Транс" для пропарки.
В связи с занятостью путей ППС на основании приказа от 03.08.2016 N 749 перевозчик задержал на станции Инза продвижение 15 порожних вагонов в связи с занятостью путей станции Сызрань-1 и путей необщего пользования АО "ПГК" вагонами, прибывшими в адрес ответчика.
Обществу "ПГК" 03.08.2016 направлено извещение о задержке 15 вагонов в пути следования N 194 (уведомление).
По факту задержки вагонов были составлены акты общей формы N 2/1778, 2/1780, N 2/1786, 2/1788 от 03.08.2016. 03.08.2016 на основании приказа N 747 ранее задержанные на станции Инза 15 вагонов были подняты для отправления на станцию назначения.
Извещением об отправлении ранее задержанных вагонов в пути следования N 195 (уведомление) от 04.08.2016 АО "ПГК" было сообщено об отправке ранее задержанных 15 вагонов.
По факту задержки вагонов на станции Инза 03.08.2016 после прибытия вагонов на станцию назначения - Сызрань-1 был составлен акт общей формы N 05/2573 от 04.08.2016.
Время простоя на станции Инза составило 13 часов - с 03:08 03.08.2016 до 16:14 03.08.2016.
По расчетам ОАО "РЖД" плата за нахождение 2 вагонов на путях общего пользования промежуточной станции Инза, и прибывшие с просроченным сроком доставки, составила 292 руб. (без НДС), кроме того НДС-18% -52,56 руб. Всего 344,56 руб.
В адрес АО "ПГК" на станцию Сызрань-1 10.08.2016 по накладным ЭУ970975, ЭУ935532, ЭУ935887, ЭУ997631, ЭУ935525, ЭФ062820, 01330594, 01330606, 01330605, 01330611,01330595, 01330600, 01330601, ЭФ049480, ЭФ066092, ЭУ859847, ЭУ993163, ЭУ900738, 01330604, ЭУ900714, ЭУ996587, ЭУ974415, 01330592,21872522, 21875159 прибыло 55 порожних цистерн из них 50 с просроченным сроком доставки.
Из анализа занятости пути необщего пользования АО "ПГК" по станции Сызрань-1 за период с 02.08.2016 АО "ПГК" не справлялось с потоком прибывших вагонов в их адрес и в адрес АО "РН-Транс" для пропарки.
На основании приказа от 02.08.2016 N 747 перевозчик задержал на станции Инза продвижение 55 порожних вагонов в связи с занятостью путей станции Сызрань-1 и путей необщего пользования АО "ПГК" вагонами, прибывшими в адрес ответчика, о чем 02.08.2016 АО "ПГК" направлено извещение.
По факту задержки вагонов составлены акты общей формы N 2/1763, 2/1765 от 02.08.2016, N 2/1830, 2/1832 от 08.08.2016. а 08.08.2016 на основании приказа N 755 ранее задержанные на станции Инза 55 вагонов были подняты для отправления на станцию назначения.
Извещением об отправлении ранее задержанных вагонов в пути следования N 202 (уведомление) от 08.08.2016 АО "ПГК" было сообщено об отправке ранее задержанных 55 вагонов.
По факту задержки вагонов на станции Инза в период с 02.08.2016 по 08.08.2016 после прибытия вагонов на станцию назначения - Сызрань-1 были составлены акты общей формы N 05/2667, 05/2669, 05/2668, 05/2620, 05/2670, 05/2617, 05/2621, 05/2623, 05/2626, 05/2627, 05/2629, 05/2631, 05/2635, 05/2637, 05/2639, 05/2643, 05/2645, 05/2647, 05/2664, 05/2673, 05/2641, 05/2633, 13/7550, 05/2672, 05/2674, 05/2675, 05/2666 от 10.08.2016.
Время простоя на станции Инза составило 158 часов - с 01:56 02.08.2016 до 15:17 08.08.2016.
По расчетам ОАО "РЖД" плата за нахождение 50 вагонов на путях общего пользования промежуточной станции Инза, и прибывшие с просроченным сроком доставки, составила 109 500 руб. (без НДС), кроме того НДС-18% -19 710 руб. Всего 129 210 руб.
В связи с нарушением АО "ПГК" технологического времени на обработку вагонов, предусмотренного пунктом 16 договора от 21.05.2016 N 6/124, пути необщего пользования ответчика были постоянно заняты, 134 вагона были задержаны на промежуточной станции Инза, вследствие чего 64 из них прибыли на станцию назначения с просроченным сроком доставки.
По расчету истца плата за время нахождения 64 вагонов на путях общего пользования промежуточной станции Инза, и прибывших с просроченным сроком доставки составила с НДС 134 878,72 руб.
Отказ ответчика от внесения соответствующей платы явился основанием для обращения истца с иском в суд с указанными требованиями.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, анализ занятости пути необщего пользования, условия договора от 21.05.2015 N 6/124, и, установив факт задержки вагонов на путях общего пользования железной дороги ввиду нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов, судебные инстанции, руководствуясь положениями статей 36, 39 Устава железнодорожного транспорта в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в заявленном размере.
При этом, отклоняя довод ответчика о том, что обстоятельства, вызвавшие нахождение на путях общего пользования вагонов, принятых ОАО "РЖД" к перевозке, напрямую зависели от действий перевозчика и владельца инфраструктуры, которые согласовали данные перевозки с отправителями, а также ссылку на пункт 22.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, судебные инстанции отметили, что в соответствии с указанным пунктом 22.1 Правил перевозчик, принимая к перевозке вагон, должен оценить возможности только станции, где принимается вагон к перевозке (станции отправления).
Все необходимые действия, предусмотренные указанным пунктом, со стороны перевозчика были выполнены. Выгоны были приняты к перевозке, поскольку на момент приема груза к перевозке не имелось технических и технологических оснований со стороны перевозчика, препятствующих перевозке вагонов ответчика. Каких-либо доказательств о наличии таких препятствий в материалы дела не представлено.
Перевозчик, принимая к перевозке вагон, должен оценить возможности только станции, где принимается вагон к перевозке (станции отправления).
Кроме того, как правильно указали суды, ответчик, сам являясь грузоотправителем спорных вагонов, был осведомлен о том, что промывочно-пропарочная станция не справлялась с объемом поступающих на пропарку вагонов, однако, несмотря на это, направлял вагоны на станцию Сызрань-1.
Проанализировав занятость путей необщего пользования на основании памяток приемосдатчика, которые подтверждают факт нахождения вагонов ответчика на путях ППС под пропаркой, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что никакой свободности путей ППС на момент задержки вагонов не было, что за спорный период со стороны ответчика систематически нарушались нормы на пропарку.
Довод АО "ПГК" о том, что доказательства задержки вагонов на промежуточной станции отсутствуют, что в перевозочных документах и актах общей формы отсутствуют разного рода сведения, проверен судами первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен как несоответствующий материалам дела.
Акт общей формы составляется для удостоверения обстоятельств, которые имели место на момент его составления.
Факт задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования на промежуточной станции из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем, подтвержден надлежащими доказательствами - актами общей формы, ведомостями подачи и уборки вагонов.
Из каждого акта общей формы, представленного в материалы дела, можно однозначно установить и станцию назначения и грузополучателя и виновника "бросания" вагонов и причины задержки. Они соответствуют договору, заключенному между сторонами, а также Правилам составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 и Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26. В них указаны причины задержки, время простоя и иная необходимая информация.
Указанные акты судебными инстанциями признаны надлежащими доказательствами, подтверждающими в совокупности с иными доказательствами обоснованность задержки вагонов на промежуточной станции по причинам, зависящим от АО "ПГК".
Поскольку материалами дела подтверждается факт нахождения спорных вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема ответчиком как грузополучателем, а условие о внесении платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования согласовано сторонами в договоре от 21.05.2015 N 6/124, удовлетворение иска судами обеих инстанций соответствует материалам дела и закону.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2018 по делу N А55-20790/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Смоленский |
Судьи |
Э.Р. Галиуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, анализ занятости пути необщего пользования, условия договора от 21.05.2015 N 6/124, и, установив факт задержки вагонов на путях общего пользования железной дороги ввиду нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов, судебные инстанции, руководствуясь положениями статей 36, 39 Устава железнодорожного транспорта в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в заявленном размере.
...
Из каждого акта общей формы, представленного в материалы дела, можно однозначно установить и станцию назначения и грузополучателя и виновника "бросания" вагонов и причины задержки. Они соответствуют договору, заключенному между сторонами, а также Правилам составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 и Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26. В них указаны причины задержки, время простоя и иная необходимая информация."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 августа 2018 г. N Ф06-35982/18 по делу N А55-20790/2017
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-35982/18
13.06.2018 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-35208/18
23.03.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1465/18
19.12.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20790/17