г. Казань |
|
17 августа 2018 г. |
Дело N А55-17078/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Махмутовой Г.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хайбулова А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2018 (судья Балькина Л.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Карпов В.В., Кузнецов С.А.)
по делу N А55-17078/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ипподром", г. Самара (ОГРН 113619004832, ИНН 6319171499) к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, о взыскании задолженности за коммунальные услуги, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Интеграция", г. Самара, общество с ограниченной ответственностью "Куйбышевский производственный жилищно-ремонтный трест", г. Самара, Департамент финансов и экономического развития администрации городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ипподром" (далее - ООО "Ипподром", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент, ответчик) о взыскании 684 438 руб. задолженности за управление, содержание и коммунальные услуги в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Лысвенская, д. 22, за период с 01.05.2016 по 31.12.2016.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что задолженность должна быть взыскана с муниципального образования в лице Департамента финансов и экономического развития администрации г.о. Самара. Кроме того, указывает, что спорный дом находится в управлении общества с ограниченной ответственностью "Куйбышевский ПЖРТ".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2017 по делу N А55-30886/2016 подтверждено, что между Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара и ООО "Интеграция" был заключен муниципальный контракт от 27.07.2015 N 251993 на приобретение жилых помещений у застройщиков в жилых домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с государственной программой Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 684, и муниципальной адресной программой городского округа Самара "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением администрации городского округа Самара от 01.07.2011 N 741.
Согласно пункту 1.2 указанного муниципального контракта застройщик ООО "Интеграция" обязалось передать Департаменту объекты долевого строительства в количестве 10 (десяти) квартир общей площадью не менее 820,68 кв. м после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома.
В пункте 2.1 муниципального контракта установлено, что бремя несения затрат по содержанию и охране объекта после государственной регистрации права собственности на него несет собственник объекта.
Также между Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара и ООО "Интеграция" был заключен муниципальный контракт от 23.06.2016 N 05415 аналогичного содержания, в соответствии с которым застройщик ООО "Интеграция" обязалось передать Департаменту объекты долевого строительства в количестве 8 (восьми) квартир общей площадью не менее 560,70 кв. м после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома.
Между Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара и ООО "Интеграция" был заключен муниципальный контракт от 27.07.2015 N 251989, в соответствии с которым застройщик ООО "Интеграция" обязалось передать Департаменту объекты долевого строительства в количестве 7 (семи) квартир общей площадью не менее 474,5 кв. м после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома.
Между Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара и ООО "Интеграция" был заключен муниципальный контракт от 27.07.2015 N 251995, в соответствии с которым застройщик ООО "Интеграция" обязалось передать Департаменту объекты долевого строительства в количестве 7 (семи) квартир общей площадью, не менее 436,3 кв. м после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома.
Между Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара и ООО "Интеграция" был заключен муниципальный контракт от 27.07.2015 N 252065, в соответствии с которым застройщик ООО "Интеграция" обязалось передать Департаменту объекты долевого строительства в количестве 29 (двадцати девяти) квартир общей площадью не менее 1446,3 кв. м после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома.
В ноябре 2015 года ООО "Интеграция" ввело в эксплуатацию возведенный жилой дом по адресу: г. Самара, ул. Лысвенская, д. 22.
Указанные в муниципальных контрактах квартиры были переданы по актам приема-передачи
24.11.2015 между ООО "Интеграция" (застройщик) и ООО "Ипподром" (управляющая организация) был заключен договор управления многоквартирным домом по адресу: г. Самара, ул. Лысвенская, д. 22.
ООО "Ипподром", ссылаясь на то, что ответчик, являющийся собственником жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном доме, с 01.05.2016 по 31.12.2016 не исполнил обязательства по оплате содержания и текущего ремонта многоквартирных жилых домов, оплате коммунальных услуг, обратилось с настоящим иском в суд о взыскании 684 438 руб. задолженности.
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Согласно положениям статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу пользования общим имуществом собственников помещений, в том числе и юридических лиц.
Из статьи 153, пункта 2 части 1 и части 4 статьи 154, статьи 155 ЖК РФ следует, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую помимо прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По общему правилу, установленному частью 7 статьи 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Таким образом, в силу прямого указания закона собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности.
Поскольку собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в силу части 4 статьи 158 ЖК РФ расчет платы за содержание и текущий ремонт произведен истцом правильно, исходя из размера платы, установленного органом местного самоуправления.
Доказательств внесения платы за содержание и ремонт общего имущества, оплате коммунальных услуг в материалы дела не представлено, поэтому суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Правоотношения в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом г.о. Самара регулируются Положением "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", утвержденным постановлением Самарской городской Думы от 30.05.2002 N 154 (далее - Положение).
Согласно пункту 1.2 Положения Департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом г.о. Самара.
Пунктом 2.2 вышеуказанного Положения определено, что к объектам муниципальной собственности г.о. Самара относятся, в том числе, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.
В соответствии с частью 4 статьи 45 Устава г.о. Самара Самарской области, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 10.07.2006 N 294 от имени г.о. Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют администрация г.о. Самара и Департамент.
Согласно статье 47 Устава г.о. Самара Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом г.о. Самара.
В рамках этих полномочий Департамент осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями г.о. Самара и муниципальными учреждениями г.о. Самара, а также переданного в установленном порядке иным лицам, в случае нарушения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством, осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр и т. д.
Таким образом, правомерен вывод судов о том, что в спорных правоотношениях надлежащим ответчиком является муниципальное образование, как собственник имущества, взыскание произведено с собственника в лице уполномоченного органа за счет казны муниципального образования.
Довод подателя жалобы о том, что по результатам открытого конкурса для управления многоквартирными домами дом N 22 по ул. Лысьвенская с 01.07.2016 находится в управлении ООО "Куйбышевский ПЖРТ", был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонен.
Из вступившего в законную силу решения Куйбышевского районного суда г. Самары от 23.12.2016 следует, что ООО "Куйбышевский ПЖРТ" в спорный период управление вышеуказанным домом не осуществляло; документы на управление МКСД истец передал третьему лицу только в 2017 году.
При рассмотрении настоящего дела ООО "Куйбышевский ПЖРТ" представило ходатайство, в котором указало, что не возражает против удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах и с учетом правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 по делу N А55-6493/2016, требования истца, фактически управлявшего домом в спорном периоде, правомерно удовлетворены судом первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 по делу N А55-17078/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Махмутова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По общему правилу, установленному частью 7 статьи 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
...
Поскольку собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в силу части 4 статьи 158 ЖК РФ расчет платы за содержание и текущий ремонт произведен истцом правильно, исходя из размера платы, установленного органом местного самоуправления."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 августа 2018 г. N Ф06-36039/18 по делу N А55-17078/2017