г. Казань |
|
31 августа 2018 г. |
Дело N А55-22133/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Хайруллиной Ф.В., Карповой В.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Пашиной Ж.А.,
при участии в судебном заседании Арбитражного суда Самарской области представителя:
ответчика - Булатовой А.Р. (доверенность от 28.12.2018),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Самарской области кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.01.2018 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-22133/2017
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, при участии в деле в качестве третьих лиц: Самохвалова Юрия Владимировича, г. Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара, г. Самара, Администрации городского округа Самара, г. Самара о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, государственный регистратор) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области от 03.05.2017 N 63/001/304/2017-713 об отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое здание площадью 54,4 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Дальняя, д. 23 А, кадастровый номер 63:01:0215003:1276 (далее - спорный объект недвижимости) и об обязании Управления Росреестра по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), привлечены Самохвалов Юрий Владимирович, г. Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара, г. Самара, Администрация городского округа Самара, г. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.01.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что Департаментом представлены в Управления Росреестра по Самарской области все документы в соответствии с заявлением, с достоверными и полными сведениями, подтверждающими необходимость и достаточность прав муниципального образования на государственную регистрацию прав на спорный объект недвижимости, при этом соглашение подписано представителями муниципального органа 07.11.2016, о чем имеется соответствующая отметке в указанном соглашении.
В кассационной жалобе Управления Росреестра по Самарской области, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы, обжалуя судебные акты, считает, что на момент принятия решения об отказе от 03.05.2017 в Управлении Росреестра по Самарской области отсутствовало соглашение с отметкой "07.11.2017".
В судебном заседании представитель Управлении Росреестра по Самарской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
В соответствии со статьей 153 - 1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в связи с подготовкой и проведением Чемпионата Мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедерации FIFA 2017 года Администрацией городского округа Самара принято постановление от 09.09.2016 N 1235 "Об изъятии объекта недвижимого имущества площадью 54,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Дальняя, 23А, для муниципальных нужд" (далее - постановление от 09.09.2016 N 1235).
В соответствии с пунктом 1 постановления от 09.09.2016 N 1235 объект недвижимого имущества (нежилое здание площадью 54,4 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Дальняя, д. 23 А, кадастровый номер 63:01:0215003:1276), принадлежащий на праве собственности Самохвалову Юрию Владимировичу (далее - Самохвалов Ю.В.), изымался для муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.4 постановления от 09.09.2016 N 1235 Департаменту градостроительства городского округа Самара предписано обеспечить заключение и подготовить Соглашение главы городского округа Самара с правообладателем об изъятии объекта недвижимого имущества.
Исходя из пункта 3 постановления от 09.09.2016 N 1235 Департаменту управления муниципальным имуществом обеспечить регистрацию права собственности муниципального образования городского округа Самара на изъятый объект.
Из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости от 16.12.2014 N 63-63-01/764/2014, следует, что Самохвалов Ю.В. является собственником нежилого здания общей площадью 54,40 кв. М с кадастровым номером 63:01:0215003:1276, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Дальняя, д. 23 А.
Между исполняющим обязанности главы городского округа Самара Сластениным Владимиром Владимировичем, действующим на основании распоряжения Администрации городского округа Самара от 26.10.2016 N 438а, (приобретатель) и гражданином Самохваловым Ю.В. (правообладатель), при участии Департамента градостроительства городского округа Самара (плательщик) в лице исполняющего обязанности руководителя Шанова Сергея Николаевича, действующего на основании Приказа об исполнении обязанностей от 21.10.2016 N 427а, заключено соглашение от 02.12.2016 N УИ-О-0261-16 об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд городского округа Самара (далее - соглашение об изъятии от 02.12.2016).
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился к Управлению Росреестра по Самарской области с заявлением от 23.01.2017 о государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости.
В качестве правоустанавливающих документов к заявлению были приложены: доверенность от 02.07.2015, соглашение об изъятии от 02.12.2016, письмо от 28.02.2017, платежные документы.
Уведомлением от 02.02.2017 N 63/001/304/2-017-713 Управление Росреестра по Самарской области приостановило государственную регистрацию в связи с отсутствием полномочия главы городского округа Самара у Сластенина В.В. и полномочия руководителя Департамента градостроительства городского округа Самара у Шанова С.Н. на подписание соглашения об изъятии от 02.12.2016.
В связи с чем Департаментом управления имуществом городского округа Самара были представлены 07.03.2017 дополнительные документы: письмо Департамента градостроительства городского округа Самара от 28.02.2017 N 38-Д05-05-11/2029, письмо Департамента градостроительства городского округа Самара от 07.11.2016 N Д05-01/2846 "О направлении Соглашения".
По результатам проведенной правовой экспертизы Управление Росреестра по Самарской области уведомлением от 03.05.2017 N 63/001/304/2017-713 отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости в связи с неустранением Департаментом в течение срока приостановления регистрации права причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации.
Департамент управления имуществом городского округа Самара, полагая, что решение об отказе в государственной регистрации незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу частей 3, 5 статьи 1 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - есть юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
К заявлению государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (подпункт 2 пункта 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
Согласно статьей 27 Закона N 218-ФЗ в государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из анализа имеющихся в деле доказательств следует, что при проведении правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что при обращении в Управление Росреестра по Самарской области заявителем представлены соглашение об изъятии от 02.12.2016, подписанное исполняющим обязанности главы городского округа Самара Сластениным В.В, гражданином Самохваловым Ю.В. и исполняющим обязанности руководителя Департамента градостроительства городского округа Самара Шановым С.Н., сопроводительное письмо Департамента градостроительства городского округа Самара от 07.11.2016 N Д05-01/2846 о направлении проекта Соглашения Самохвалову Ю.В.
В соответствии с распоряжением Администрации городского округа Самара от 26.10.2016 N 438а полномочия главы городского округа Самары возложены на Сластенина В.В. на период с 31.10.2016 по 20.11.2016.
Согласно Приказу об исполнении обязанностей от 21.10.2016 N 427а полномочия руководителя Департамента градостроительства городского округа Самара возложены на Шанова С.Н. на период с 07.11.2016 по 21.11.2016.
Таким образом, проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества - магазина, здания бытового обслуживания (нежилое здание) с кадастровым номером 63:01:0215003:1276, площадью 54,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Дальняя, 23А подписан вышеуказанными лицами 07.11.2016, о чем имеется соответствующая отметка в соглашении, в соответствии с указанными полномочиями.
При таких обстоятельствах ссылки государственного регистратора в оспариваемом решении (уведомлении) от 03.05.2017 о том, что соглашение об изъятии от 02.12.2016 со стороны органов публичного образования подписаны лицами, у которых отсутствовали полномочия на совершение указанных действий, не основаны на правильной оценки предоставленных для совершения регистрационных действий документов.
В соответствии с требованиями статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации применительно во взаимосвязи с правилами статьи 56.9, пункта 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд является основанием для государственной регистрации прекращения прав собственности на изъятые земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
Поскольку для совершения регистрационных действий были представлены все доказательства, свидетельствующие о наличии правовых оснований для регистрации перехода права собственности на объект недвижимости, решение от 03.05.2017 не соответствует требованиям действующего законодательства.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 1, 14, 26 Закона N 218-ФЗ, установив, что заявителем на государственную регистрацию были предоставлены все необходимые документы, которые соответствуют требованиям законодательства о государственной регистрации, правомерно удовлетворили заявленные требования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, что в силу положений главы 35 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.01.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 по делу N А55-22133/2017 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статьей 27 Закона N 218-ФЗ в государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
...
В соответствии с требованиями статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации применительно во взаимосвязи с правилами статьи 56.9, пункта 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд является основанием для государственной регистрации прекращения прав собственности на изъятые земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
...
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 1, 14, 26 Закона N 218-ФЗ, установив, что заявителем на государственную регистрацию были предоставлены все необходимые документы, которые соответствуют требованиям законодательства о государственной регистрации, правомерно удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 августа 2018 г. N Ф06-36547/18 по делу N А55-22133/2017
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36547/18
21.06.2018 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-35356/18
24.04.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3171/18
17.01.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-22133/17