г. Казань |
|
10 сентября 2018 г. |
Дело N А65-29985/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьёва С.Ю., Карповой В.А.,
при участии представителя :
истца - Платонова В.М. (доверенность от 01.03.2018),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2018 (судья Иванов О.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2018 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Кувшинов В.Е., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-29985/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Газимовой Рамили Сабировны, г. Зеленодольск, к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, третье лицо: муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Газимова Рамиля Сабировна (далее - ИП Газимова Р.С., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет земельных и имущественных отношений, комитет) о признании незаконным решения от 15.06.2017 N 3325/КЗиО-исх/05 об отказе в предварительном согласовании представления земельного участка площадью 1237 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Маршрутная, д. 12А, в границах, указанных в протоколе схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем вынесения решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1237 кв. м по адресу: г. Казань, ул. Маршрутная, д. 12А, в границах, указанных в протоколе схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленного муниципальным казенным учреждением "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (приложение к письму от 15.05.2017 N 15/20-04-8802).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), привлечено муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Управление архитектуры и градостроительства).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.10.2017 исковое заявление возвращено предпринимателю на основании пункта 4 части 1 статьи 129 АПК РФ в связи с неустранением обстоятельств, послужившим основанием для оставления искового заявления без движения, в установленный срок.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2017 определение суда первой инстанции от 25.10.2017 отменено, вопрос направлен на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет земельных и имущественных отношений, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы, обжалуя судебные акты, считает, что предприниматель не обосновал, каким образом оспариваемым решением нарушаются права и законные его интересы, поскольку испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только в аренду, кроме того, решением районного суда удовлетворены исковые требования комитета об обязании Газимову Р.С. освободить земельный участок площадью 282 кв. м, прилегающий к земельному участку с кадастровым номером 16:50:09:04:09:0002, путем сноса ограждения и расположенных на нём объектов, в связи с чем в случае предоставлении предпринимателю запрашиваемого земельного участка, самовольно захваченный земельный участок площадью 282 кв. м так и останется в пределах незаконно установленного ограждения.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Газимова Р.С. просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ИП Газимова Р.С. возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании договора продажи от 17.09.2001, акта приема-передачи от 17.09.2001, акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 30.11.2004 ИП Газимовой Р.С. принадлежит на праве собственности административное здание общей площадь 2351,6 кв. м, лит. А, А1, А2, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Маршрутная, д. 12А.
Указанный административное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 16:50:09:04:09:0002, общей площадью 0,126 га.
В отношении указанного земельного участка на основании постановления главы администрации г. Казани от 05.02.2003 N 193 заключен договор аренды земельного участка от 12.05.2003 N 7817 сроком на 49 лет (до 05.02.2052), который зарегистрирован в установленном законом порядке 05.08.2003.
Впоследствии в связи с выявлением кадастровой ошибки Комитет земельных и имущественных отношений письмом от 16.02.2017 N 2292/КЗиО рекомендовал предпринимателю обратиться в Управление архитектуры и градостроительства для рассмотрения возможности формирования и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в новых границах с учетом сложившейся градостроительной ситуации.
Управление архитектуры и градостроительства письмом от 15.05.2017 N 15/20-04-8802 сообщило о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, при этом указала, что для дальнейшего оформления земельного участка необходимо обратиться в Комитет земельных и имущественных отношений с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В связи с чем ИП Газимова Р.С. обратилась в Комитет земельных и имущественных отношений с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 1237 кв. м, занимаемого административным зданием, приложив к нему схему расположения земельного участка на кадастровым плане территории.
Письмом от 15.06.2017 N 3325/КЗиО-исх/05 Комитет земельных и имущественных отношений сообщил предпринимателю о том, что в соответствии с топографической съемкой, отснятой с планшетов города, часть административного здания, принадлежащего заявителю на праве собственности, расположена в границах красных линий, которые являются границами, отделяющими территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей; земельные участки в пределах красных линий относятся к территориям общего пользования и не подлежат приватизации, при этом указав, что для дальнейшего рассмотрения вопроса необходимо представить соответствующее заявление о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка по ул. Маршрутная в краткосрочную аренду сроком на 3 года.
ИП Газимова Р.С., не согласившись с данным отказом Комитета земельных и имущественных отношений, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.
На основании части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд.
Вместе с тем в силу части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ).
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации положений документов территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ) и утверждается главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа (часть 13 статьи 46 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения регламентируется Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30 "РДС 30-201-98". Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которые применяются в части, не противоречащей ГрК РФ.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (абзац четвертый подпункта 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.02.2016 N 242-О, недопустимо произвольное установление уполномоченными органами красных линий.
Следовательно, только после утверждения в составе проекта планировки территории красные линии становятся общеобязательными и обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты.
Как усматривается из материалов дела, проект планировки территории запрашиваемого земельного участка не утверждался, топографическая съемка, отснятая с планшетов города, не может являться надлежащим доказательством наличия планируемых красных линий на испрашиваемом участке.
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Казани от 20.01.2016 по делу N 2-25/16 было установлено, что Газимовой Р.С. на правах аренды был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 16:50:09 04 09:2 общей площадью 1260 кв. м, однако в ходе проверки был выявлен факт самовольного захвата арендатором земельного участка площадью 282 кв. м путем его ограждения, спорный участок использовался без правоустанавливающих документов.
В связи с чем следует признать обоснованными ссылки ИП Газимовой Р.С. о том, что решение Кировского районного суда г. Казани от 20.01.2016 по делу N 2-25/16 не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, в котором подлежат установлению иные обстоятельства, связанные с наличием у предпринимателя права на формирование земельного участка для последующего предоставления.
Таким образом, применительно к спорным правоотношениям наличие установленного факта незаконного использования участка площадью 282 кв. м не может исключать право такого лица требовать осуществление мероприятий для формирования участка под принадлежащем ему строением для целей предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным статьями 39.14, 39.20 ЗК РФ.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 262 ГК РФ, статьями 85, 39.15 ЗК РФ, статьями 1, 42, 43 ГрК РФ, установив, что отказ комитета в предварительном согласовании предоставления земельных участков не противоречат закону, при этом отсутствуют доказательства о планируемых границах территории общего пользования, обозначенных красными линиями на чертежах планировки территории, правомерно удовлетворили заявленные требования.
Указанные в кассационной жалобе доводы полностью идентичны доводам Комитет земельных и имущественных отношений, отраженным в апелляционной жалобе, которым была дана надлежащая правовая оценка.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, что в силу положений главы 35 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2018 по делу N А65-29985/2017 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
С.Ю. Муравьёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Казани от 20.01.2016 по делу N 2-25/16 было установлено, что Газимовой Р.С. на правах аренды был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 16:50:09 04 09:2 общей площадью 1260 кв. м, однако в ходе проверки был выявлен факт самовольного захвата арендатором земельного участка площадью 282 кв. м путем его ограждения, спорный участок использовался без правоустанавливающих документов.
В связи с чем следует признать обоснованными ссылки ИП Газимовой Р.С. о том, что решение Кировского районного суда г. Казани от 20.01.2016 по делу N 2-25/16 не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, в котором подлежат установлению иные обстоятельства, связанные с наличием у предпринимателя права на формирование земельного участка для последующего предоставления.
Таким образом, применительно к спорным правоотношениям наличие установленного факта незаконного использования участка площадью 282 кв. м не может исключать право такого лица требовать осуществление мероприятий для формирования участка под принадлежащем ему строением для целей предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным статьями 39.14, 39.20 ЗК РФ.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 262 ГК РФ, статьями 85, 39.15 ЗК РФ, статьями 1, 42, 43 ГрК РФ, установив, что отказ комитета в предварительном согласовании предоставления земельных участков не противоречат закону, при этом отсутствуют доказательства о планируемых границах территории общего пользования, обозначенных красными линиями на чертежах планировки территории, правомерно удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 сентября 2018 г. N Ф06-36714/18 по делу N А65-29985/2017
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-50783/19
11.06.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7351/19
21.02.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-43248/19
13.12.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18208/18
10.09.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36714/18
09.06.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5728/18
21.03.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-29985/17
19.12.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17438/17