г. Казань |
|
14 сентября 2018 г. |
Дело N А55-29292/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Королевой Н.Н., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителя:
истца - Горшковой Р.Р. (доверенность от 28.08.2018),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Первая Грузовая Компания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.02.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018
по делу N А55-29292/2017
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к акционерному обществу "Первая Грузовая Компания" о взыскании долга,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "Первая грузовая компания" (далее - АО "ПГК", ответчик) о взыскании 3 452 руб. 68 коп. долга.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.02.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018, иск удовлетворен.
Обжалуя принятые по делу судебные акты в кассационном порядке, ответчик просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба несоответствием выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 22.03.2017 по накладным ЭБ 082115, ЭБ 213051 в адрес ответчика прибыло 44 вагона, из них 2 вагона с просроченным сроком доставки.
Вагоны были задержаны на ст. Инза 21.03017.
Затем, 26.03.2017 по накладным ЭБ 508010, ЭБ 461617, ЭБ 446226, ЭБ411637 в адрес ответчика прибыл 61 вагон, из которых 6 вагонов с просроченным сроком доставки.
Вагоны были задержаны по ст. Инза в период с 24 по 25.03.2017.
На основании договора от 21.05.2015 N 6/124 прибывающие в адрес ответчика вагоны должны быть поданы на путь необщего пользования.
Ввиду того, что 21, 24-25.03.2017 пути ППС были заняты прибывшими в адрес ответчика и в адрес АО "РН-Транс" вагонами, перевозчик на основании приказов от 21.03.2017 N 537 и от 24.03.2017 N 656 задержал на станции Инза продвижение 44 и 61 вагона, следующих по вышеназванным накладным.
На основании приказов перевозчика от 21.03.2017 N 500 и от 15.03.2017 N 534 ранее задержанные вагоны были допущены к движению.
По факту задержки вагонов в пути следования на станции Инза были оформлены акты общей формы.
О задержке и отправлении вагонов на ст. Инза грузополучателю было сообщено путем вручения извещений от 21.03.2017 N 66 и N 67, а также от 24.03.2017 N 71 и от 25.03.2017 N 72.
Период задержки на станции Инза составил: 12 часов с 04:58 21.03.2017 до 16:55 21.03.2017 (за 2 вагона); 3 7 часов с 01:04 24.03.2017 до 13:39 25.03.2017 (за 6 вагонов).
На станции Сызрань-1 по данному факту были составлены акты общей формы от 22.03.2017 N 05/998 и N 05/1000, а также от 26.03.2017 N 05/1039, 05/1034, 05/1036, 05/1038.
В соответствии с пунктом 18.3.2 Договора N 6/124 от 21.05.2015 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "ПГК" при станции Сызрань-1 в случаях ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, с Владельца, являющегося грузополучателем, взимается плата за нахождение таких вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
В соответствии с пунктом 18.3.2 договора размеры платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава определяются в Тарифном руководстве.
На основании статьи 39 Устава ЖД РФ и Тарифного руководства (утв. приказом ФСТ N 127-т/1 от 29.04.2015) истец начислил ответчику плату за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
По расчётам ОАО "РЖД" плата за время нахождения 2 вагонов на путях общего пользования промежуточной станции Инза 21.03.2017 составила 286 руб. (без НДС), кроме того НДС-18 % - 51 руб. 48 коп.
Всего сумма платы составила 337 руб. 48 коп.
По расчётам ОАО "РЖД" плата за время нахождения 6 вагонов на путях общего пользования промежуточной станции Инза в период с 24 по 25.03.2017 составила 2 640 руб. (без НДС), кроме того НДС-18 % - 475 руб. 20 коп.
Всего сумма платы составила 3 115 руб. 20 коп.
Всего сумма платы составила - 3 452 руб. 68 коп.
Занятость путей необщего пользования на станции Сызрань-1 подтверждается памятками приемосдатчиков, которые подписаны обеими сторонами без каких-либо возражений, а занятость путей станции назначения подтверждается актами общей формы.
Для оплаты указанных сумм платы ответчику направлялись претензии от 26.04.2017 N 3948/КбшТЦФТО и от 26.04.2017 N 3949/КбшТЦФТО.
Указанные претензии оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частями 11, 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций. Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы, условия договора от 21.05.2015 N 6/124 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "ПГК" при станции Сызрань-1 по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 36, 39 Устава в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, пунктом 3.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N26, разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N45, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о доказанности факта несоблюдения ответчиком условий договора, что привело к простою вагонов на путях общего пользования (станция Сызрань-1) по причинам, зависящим от ответчика (грузополучателя), в связи с чем обязан последний уплатить плату, предусмотренную пунктом 18.3.3 договора.
Представленные в материалы дела акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами N 45. При таких обстоятельствах и в соответствии с условиями договора и названными нормами права, судебные инстанции правомерно удовлетворили заявленные исковые в полном объеме.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном неприменении судами правил статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Судами установлено, что рамках рассматриваемого спора именно действия ответчика привели к невозможности подачи вагонов на пути ППС и как следствие привели к простою вагонов на станции назначения, в связи с чем положения статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае применению не подлежат.
Переоценка установленных по делу фактических обстоятельств согласно главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.02.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 по делу N А55-29292/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.В. Александров |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы, условия договора от 21.05.2015 N 6/124 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "ПГК" при станции Сызрань-1 по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 36, 39 Устава в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, пунктом 3.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N26, разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N45, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о доказанности факта несоблюдения ответчиком условий договора, что привело к простою вагонов на путях общего пользования (станция Сызрань-1) по причинам, зависящим от ответчика (грузополучателя), в связи с чем обязан последний уплатить плату, предусмотренную пунктом 18.3.3 договора.
...
Доводы кассационной жалобы о необоснованном неприменении судами правил статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Судами установлено, что рамках рассматриваемого спора именно действия ответчика привели к невозможности подачи вагонов на пути ППС и как следствие привели к простою вагонов на станции назначения, в связи с чем положения статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае применению не подлежат."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 сентября 2018 г. N Ф06-35980/18 по делу N А55-29292/2017