г. Казань |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А49-14801/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,
судей Хакимова И.А., Вильданова Р.А.,
при участии представителей:
ответчика - Власкина А.И., доверенность от 12.09.2018 N 17, Шляхтун Н.И., доверенность от 12.09.2018 N 16,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Шемышейского района Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 11.04.2018 (судья Холькина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи Морозов В.А., Туркин К.К.)
по делу N А49-14801/2017
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-Проект Сервис" (ОГРН 1056404604816, ИНН 6446011723) к администрации Шемышейского района Пензенской области (ОГРН 1035801900001, ИНН 5833003510), о взыскании 679 051 руб. 96 коп., третье лицо - Федеральное автономное учреждение "Главгосэкспертиза России",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строй-Проект Сервис" (далее - истец, ООО "Строй-Проект Сервис") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к администрации Шемышейского района Пензенской области (далее - ответчик, Администрация) о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 28.04.2014 N 0355300008714000002-0098148-01 на разработку проектной документации по объекту: "Строительство автомобильной дороги подъезд к с. Каржимант Шемышейского района Пензенской области" в сумме 480 000 руб., процентов за пользование чужими денежным средствами в размере 124 051,96 руб., обеспечение исполнения контракта от 28.04.2014 N 0355300008714000002-0098148-01 в сумме 75 000 руб., неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату уплаты пени за период, начиная с 08.11.2017 на дату вынесения решения и до момента фактического исполнения, а также расходы на оплату услуг представителя в сумме 40 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Федеральное автономное учреждение "Главгосэкспертиза России".
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 11.04.2018 по делу N А49-14801/2017 исковые требования удовлетворены частично, с администрации в пользу ООО "Строй-Проект Сервис" взыскано 540 000 руб., в том числе, задолженность в сумме 480 000 руб., пени в сумме 60 000 руб., взыскание пени до полного исполнения обязательства по оплате долга в сумме 480 000 руб., начиная с 08.11.2017, исходя из размера 1/300 действующей на день уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки, а также расходы за оказание юридических услуг в сумме 10 000 руб. В остальной части заявленные требования оставлены без рассмотрения, требование о взыскании судебных расходов без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 решение Арбитражного суда Пензенской области от 11.04.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей ответчика, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что по результатам электронного аукциона 28.04.2014 между администрацией (заказчик) и ООО "Строй-Проект Сервис" (Генпроектировщик) заключен муниципальный контракт N 0355300008714000002-0098148-01.
Согласно разделу 1 предметом контракта являлся: разработка проектной документации по объекту: "Строительство автомобильной дороги подъезд с. Каржимант Шемышейского района Пензенской области" (800 м).
В качестве приложения N 1 к муниципальному контракту стороны согласовали задание на проектирование.
Стороны определили, что цена контракта является твердой и составляет 480 000 руб. (пункты 2.1, 2.2). Цена контракта сформирована с учетом расходов на выполнение работ, согласование с ФАУ "Главгосэкспертиза России" и оплату получения положительного заключения экспертизы и индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ в условиях рынка к базовым ценам 2001 года, согласование с другими заинтересованными организациями, доставку проектной документации, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 2.3 муниципального контракта расчет производится по факту выполнения работ, на основании оформленного акта приемки не позднее 31.12.2014.
Сроки выполнения работ определены календарным планом и установлены: начало работ - дата заключения контракта 28.04.2014, окончание работ 15.09.2014.
Пунктом 7.1 контракта предусмотрена ответственность заказчика за просрочку исполнения обязательств в виде уплаты пени в размере 1/300, действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
Генпроектировщиком по муниципальному контракту была разработана проектная документация и по акту приема-передачи 14.08.2014, комплект проектно-сметной документации передан муниципальному заказчику.
Для получения заключения государственной экспертизы 08.10.2014 между ФАУ "Главгосэкспертиза России" - Саратовский филиал и администрацией Шемышейского района Пензенской области (заказчик) в лице ООО "Строй-Проект Сервис" директора Голиковой Е.Ю., действующей на основании доверенности от 24.07.2014 N 2245 заключены договор N 0754Д-14/СГЭ-3996/02/СГ, договор N 0755Д-14/СГЭ-3996/05-СГ на проведение государственной экспертизы сметной стоимости объекта строительства по проектной документации, а также проектной документации и результатов инженерных изысканий на объекте "Строительство автомобильной дороги подъезд с. Каржимант Шемышейского района Пензенской области". По результатам проведенной экспертизы выданы положительные заключения от 10.12.2014 N 0902-14/СГЭ-3996, 0903-14/СГЭ-3996/05.
После получения положительных заключений истец направил в адрес ответчика акт о приемке выполненных работ от 10.12.2014 N 7 и справку о стоимости работ и затрат от 10.12.2014 N 8 (КС-2, КС-3). Указанные документы ответчик не подписал и не произвел оплату проектной документации.
В претензионном порядке спор между сторонами не урегулирован, в связи с чем, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что проектная документация имеет недостатки (несогласованность проекта со службами энергетического, газового комплекса, УГИБДД УВД по Пензенской области), в связи с чем, обязательства по спорному муниципальному контракту являются неисполненными, а заявленное требование не подлежащим удовлетворению.
Кроме того ответчиком было заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы о соответствии проектной документации требованиям нормативных документов в области строительства автомобильных дорог.
Указанное ходатайство судом первой инстанции оставлено без удовлетворения, при этом суд указал, что в материалы дела представлены результаты положительной государственной экспертизы.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, арбитражные суды не учли следующие обстоятельства.
Суды правомерно пришли к выводу, что заключенный сторонами муниципальный контракт регулируется нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ проектировщик (изыскатель) обязан по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательные работы, а Заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В соответствии со статьей 763 ГК РФ подрядные работы, в том числе проектные могут выполняться для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие, связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работ и оплатить их.
Материалами дела подтвержден факт выполнения проектных работ генпроектировщиком, получение положительного заключения государственной экспертизы, передача проектной документации по акту приема-передачи её Заказчику.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленного требования, указал на неполучение 5-ти экземпляров проектных работ на бумажном носителе, что истцом до настоящего времени не устранены недостатки, которые не позволяют ответчику использовать результат работ по назначению, интерес к таким работам не утрачен.
О том, что работы выполнены некачественно свидетельствуют претензии, направленные ответчиком в адрес истца (от 23.09.2014 N 3016, от 23.01.2015 N 189, от 21.01.2016 N 184).
В частности, ответчик указывал, что в проектной документации отсутствовали технические условия на переустройство и устройства газопровода, электрических сетей, водопровода, примыкания второстепенной дороги к автомобильной дороге.
Также ответчик указывал, что истец не получил технические условия у энергоснабжающих организаций, иных организаций.
Такие обязательства контрактом возложены непосредственно на истца.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ истцом указанные доводы не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, при наличии недостатков в выполненных работах, которые лишают ответчика использовать результат таких работ по назначению и не имеет для него потребительской ценности, наличие положительного заключения государственной экспертизы не может являться достаточным основанием для отказа судом ответчику в проведении по делу судебной экспертизы и удовлетворении иска.
Исходя из положений статьи 2 АПК РФ участники арбитражного процесса вправе рассчитывать на защиту и восстановление своих нарушенных прав, состязательность процесса, на соблюдение принципа правовой определенности и процессуальных гарантий.
Судам следует соблюдать баланс между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения.
Согласно части 4 и части 5 статьи 71 АПК РФ никакие доказательства, в том числе положительное заключение внесудебной государственной экспертизы, не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Каждое доказательство оценивается наряду с другими.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего арбитражного спора не дали надлежащей правовой оценки доводам ответчика в части ненадлежащего выполнения истцом своих обязательств по контракту, сославшись на наличие в материалах арбитражного дела положительного заключения государственной экспертизы.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального и материального права, не устраненные судом апелляционной инстанции, не могут быть самостоятельно устранены судом кассационной инстанции, поскольку в силу части 2 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по установлению обстоятельств, исследованию и оценке доказательств.
В связи с чем, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую оценку всем имеющимся в деле доказательствам и доводам сторон, при необходимости разрешить вопрос о проведении по делу судебной экспертизы, с учетом установленных обстоятельств, разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 11.04.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 по делу N А49-14801/2017- отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Мельникова |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 решение Арбитражного суда Пензенской области от 11.04.2018 оставлено без изменения.
...
Суды правомерно пришли к выводу, что заключенный сторонами муниципальный контракт регулируется нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ проектировщик (изыскатель) обязан по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательные работы, а Заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В соответствии со статьей 763 ГК РФ подрядные работы, в том числе проектные могут выполняться для государственных или муниципальных нужд.
...
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ истцом указанные доводы не опровергнуты.
...
Исходя из положений статьи 2 АПК РФ участники арбитражного процесса вправе рассчитывать на защиту и восстановление своих нарушенных прав, состязательность процесса, на соблюдение принципа правовой определенности и процессуальных гарантий."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 сентября 2018 г. N Ф06-37458/18 по делу N А49-14801/2017