г. Казань |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А57-24857/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Васиной И.А. (доверенность от 09.01.2018 N 3), Рябцевой Е.М. (доверенность от 09.01.2018 N 2),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова - Требунского Е.А. (доверенность от 15.05.2018 N 04-08/006816),
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Соломахина Д.С. (доверенность от 04.09.2018 N 05-13/73), Требунского Е.А. (доверенность от 18.05.2018 N 05-13/31), Седовой С.В. (доверенность от 04.09.2018 N 05-13/74),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "НК Саратовнефтегеофизика"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.02.2018 (судья Михайлова А.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2018 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Землянникова В.В., Смирников А.В.)
по делу N А57-24857/2017
по заявлению акционерного общества "НК Саратовнефтегеофизика" (ОГРН 1026403339687, ИНН 6454042588) заинтересованные лица: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании незаконными ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "НК Саратовнефтегеофизика" (далее - заявитель, общество) с заявлением о признании незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова (далее - налоговый орган, инспекция) от 31.07.2017 N 26940 и требования N 1658 по состоянию на 10.10.2017.
Решением от 13.02.2018 Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Дополнительным решением от 07.05.2018 Арбитражный суд Саратовской области возвратил обществу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб., уплаченную платежным поручением от 13.10.2017 N 2282.
Постановлением от 18.05.2018 решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.02.2018 отменено в части отказа в удовлетворении общества о признании незаконным требования N 1658 об уплате налога, пени и штрафа по состоянию на 10.10.2017.
Заявление общества о признании незаконным требования инспекции N 1658 об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 10.10.2017 оставлено без рассмотрения. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым по делу постановлением суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его и принять по делу новый судебный акт.
Общество в обоснование кассационной жалобы указывает на правомерность применения нулевого значения показателя, характеризующего особенности добычи нефти (Дм).
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители инспекции и Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - управление) в судебном заседании отклонили кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве, просили оставить судебный акт без изменения.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, инспекцией в период с 27.02.2017 по 29.05.2017 проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее по тексту - НДПИ) за январь 2017 года, представленной Обществом в Инспекцию 27.02.2017.
По результатам проверки инспекцией принято решение от 31.07.2017 N 26940, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 88 979,80 руб.
Этим же решением обществу доначислен НДПИ в сумме 444 899 руб., пени в сумме 18 611,61 руб.
Решением управления от 05.10.2017 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Основанием для доначисления НДПИ стало применение обществом по лицензии СРТ N 13885 НЭ (Остролукское месторождение) нулевого значения показателя, характеризующего особенности добычи нефти (Дм), что привело к занижению ставки.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды предыдущих инстанций пришли к выводу, что в нарушение пункта 1 статьи 342.5, подпункта 9 пункта 2 статьи 342 и статьи 343 НК РФ обществом по лицензии СРТ N 13885 НЭ (Остролукское месторождение) занижен налог по нефти за январь 2017 года в сумме 444 899 руб.
При этом суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 919 руб. (на период с 1 января 2017 года) за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.
С 1 января 2017 года согласно пункту 1 статьи 342.5 НК РФ показатель, характеризующий особенности добычи нефти (ДМ), рассчитывается по следующей формуле:
Дм = Кндпи х Кц х (1 - Кв х Кз х Кд х Кдв х Ккан) - Кк,
где Кндпи с 1 января 2016 года равно 559;
Кц - коэффициент, который определяется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 342 НК РФ;
Кд и Кдв - коэффициенты, определяемые в соответствии со статьей 342.2 НК РФ;
Кв, Кз и Ккан - коэффициенты, которые определяются в порядке, установленном пунктами 2, 3 и 4 статьи 342 НК РФ;
Кк устанавливается равным 306 на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 401-ФЗ) в формулу расчета показателя Дм законодатель предусмотрел изменение порядка определения особенностей добычи нефти, в результате чего ставка НДПИ при добыче нефти в 2017 году увеличится на 306 рублей за тонну.
Материалами дела установлено, что обществом 27.02.2017 в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДПИ за январь 2017 года, в которой сумма налога, исчисленная к уплате, составила 21 695 419,00 руб., в том числе по нефти: по лицензии СРТ N 13885 НЭ (Остролукское месторождение) - 11 673 280,00 руб.
При этом обществом сумма налога по НДПИ за январь 2017 года исчислена с учетом коэффициента Дм, характеризующего особенности добычи нефти, равного нулю.
Налоговым органом произведен расчет показателя Дм согласно установленному порядку, который составил за январь 2017 года минус 306 (-306): Дм = 559х8,7365х(1-1 х 1 х 1 х 1 х 1)-306.
Ставка налога, определенная по установленной подпунктом 9 пункта 2 статьи 342 НК РФ формуле, составила 8334,8435 руб. за тонну нефти (919х8,7365)-(-306).
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что иной порядок определения ставки налога и показателя Дм, участвующего при ее определении, НК РФ не предусмотрен.
Положения статей 342, 342.5 НК РФ не содержат ограничений в применении отрицательного значения показателя Дм или указания на применение нулевого значения в случае получения отрицательного значения показателя.
Таким образом, с учетом предусмотренного подпунктом 9 пункта 2 статьи 342 НК РФ уменьшения произведения ставки НДПИ и коэффициента Кц, инспекцией при расчете ставки соблюдено необходимое условие: значение произведения (919хКц) уменьшено на значение показателя Дм (- 306).
Довод общества об использовании показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти, исключительно с целью снижения налоговой нагрузки на налогоплательщика апелляционный суд правомерно признал основанным на неверном толковании нормы права, поскольку указанный довод противоречит расчетной формуле, содержащейся в статье 342 НК РФ.
Кроме того, согласно пояснительной записке к проекту Закона N 401-ФЗ предполагаемые изменения увеличат ставку НДПИ при добыче нефти на 306 руб. за тонну в 2017 году. Таким образом, введение показателя Кк направлено именно на повышение ставки НДПИ.
Доводы общества о том, что в силу прямого указания НК РФ (подпункта 9 пункта 2 статьи 342 НК РФ) ставка НДПИ уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти, следовательно, при отрицательном значении Дм подлежит применению нулевое значение показателя, обоснованно не принят судом апелляционной инстанции.
Получив отрицательное значение показателя Дм (-306), общество использовало его при расчете ставки НДПИ арифметическим способом, ограничившись лишь умножением налоговой ставки 919 руб. за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной, на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Тем самым, налоговая нагрузка осталась неизменной с 2016 года и не увеличилась, как предусмотрено введенными с 01.01.2017 года изменениями.
Кроме того, показатель как соотношение налоговой ставки по НДПИ к мировой цене на нефть, не закреплен в главе 26 НК РФ.
При данных обстоятельствах ссылка общества на неправильное применение судом норм материального права подлежат отклонению, поскольку не нашла своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Несогласие общества с оценкой судом представленных доказательств и сделанных на ее основе выводов по фактическим обстоятельствам, их иная оценка с его стороны, не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Содержание на седьмой странице постановления ссылки на ООО "Стимул" является опечаткой, не являющейся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, тем более, данная опечатка касается возврата государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2018 по делу N А57-24857/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы общества о том, что в силу прямого указания НК РФ (подпункта 9 пункта 2 статьи 342 НК РФ) ставка НДПИ уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти, следовательно, при отрицательном значении Дм подлежит применению нулевое значение показателя, обоснованно не принят судом апелляционной инстанции.
Получив отрицательное значение показателя Дм (-306), общество использовало его при расчете ставки НДПИ арифметическим способом, ограничившись лишь умножением налоговой ставки 919 руб. за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной, на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Тем самым, налоговая нагрузка осталась неизменной с 2016 года и не увеличилась, как предусмотрено введенными с 01.01.2017 года изменениями.
Кроме того, показатель как соотношение налоговой ставки по НДПИ к мировой цене на нефть, не закреплен в главе 26 НК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 сентября 2018 г. N Ф06-36695/18 по делу N А57-24857/2017
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36695/18
18.05.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3103/18
13.02.2018 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-24857/17
18.10.2017 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-24857/17