г. Казань |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А65-31179/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинов О.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
ответчика - Яфизова А.А. (доверенность от 15.01.2018 N АГ-02/434),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.03.2018 (судья Ситдиков Б.Ш.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-31179/2017
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (далее - ИКМО г. Н.Челны, заявитель) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган), третьи лица: ООО "АГП-проект", НО "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан", ООО "СК "Твой дом", ООО УК "Ремжилстрой", ООО "УК "Домико", ООО "УО "Челныстройремонт", о признании незаконным решения от 23.06.2017 по делу N Т04-149/2017,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (далее - ИКМО г. Н.Челны, заявитель, исполком) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконным решения от 23.06.2017 по делу N Т04-149/2017.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "АГП-проект", НО "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан", ООО "СК "Твой дом", ООО УК "Ремжилстрой", ООО "УК "Домико", ООО "УО "Челныстройремонт"
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.03.2018 оставлено без изменения.
Антимонопольный орган, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы антимонопольный орган ссылается на противоречие действий организатора порядку привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном) доме и порядку осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнение функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющее деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Заявитель и третьи лица своих представителей для участия в судебном заседании не направили, извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия заявителя и третьих лиц.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя ответчика, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в адрес антимонопольного органа поступила жалоба от ООО "АГП-проект" на действия исполкома при проведении 12.10.2016 процедуры квалификационного отбора подрядчиков на выполнение работ по капитальному ремонту жилого фонда в городе Набережные Челны в 2017 году.
Исполкомом 12.10.2016 была проведена процедура квалификационного отбора подрядчиков на выполнение работ по капитальному ремонту жилого фонда в г.Наб.Челны в 2017 году.
Комиссией УФАС по РТ на основании представленных исполкомом материалов, установлено, что в качестве генеральных подрядчиков на капитальный ремонт по квалификационному отбору выбраны следующие организации: Волгожилстрой, Волгопромстрой, Трансхолдинг, Ихлас, Татремстрой, ООО "СК "Твой дом", ООО "ТД "Цем.ко".
Между НО "Фонд жилищно-коммунального хозяйства РТ" и ООО "СК "Твой дом" был заключен договор от 13.10.2016 N 1744061001. на общую стоимость 4 517 050 руб. на ремонт фасада МКЖД 18 г.Наб.Челны бульвар Шишкинский.
По результатам рассмотрения жалобы на действия организатора торгов, антимонопольный орган принял решение, в соответствии с которым жалоба ООО "АГП-проект" на действия исполкома при проведении 12.10.2016 процедуры квалификационного отбора подрядчиков на выполнение работ по капитальному ремонту жилого фонда в городе Набережные Челны в 2017 году, признана обоснованной, в части не размещения извещения о проведении предварительного отбора (квалификационного отбора), которое состоялось 12.10.2016 на официальном сайте (http://www.zakupki.gov.ru) и сайте оператора электронной площадки не менее чем за 20 календарных дней до первоначальной даты окончания подачи заявок на участие в предварительном отборе.
Решено передать материалы дела в структурное подразделение Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии/отсутствии признаков нарушения статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения и исполнения соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарные рынки по проведению капитального ремонта многоквартирных домов г. Набережные Челны.
Основанием для принятия решения антимонопольного органа стало отсутствие публикации информационного сообщения по проведению аукциона по ремонту многоквартирных домов в городе Набережные Челны на официальном сайте (http://www.zakupki.gov.ru) и сайте оператора электронной площадки, что не соответствует пункту 128 Положения о привлечений специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирное доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества и многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Постановление N615).
Согласно данному положению извещение о проведении предварительного отбора должно было быть размещено на официальном сайте (http://www.zakupki.gov.ru) и сайте оператора электронной площадки не менее чем за 20 календарных дней до первоначальной даты окончания подачи заявок на участие предварительном отборе.
Антимонопольным органом установлено, что публикация информационных сообщений по проведению аукциона по ремонту многоквартирных домов г.Наб.Челны производилась только в печатном издании, подтверждения публикации на официальном сайте (http://www.zakupki.gov.ru) и сайте оператора электронной площадки не представлены.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд.
При принятии судебного акта, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу части 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 29.06.2015) порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме устанавливался субъектом Российской Федерации. Согласно редакции указанной нормы, действующей с 30.06.2015, такой порядок устанавливается Правительством Российской Федерации.
Между тем, Правительство Российской Федерации соответствующий порядок утвердило лишь в июле 2016 года, при этом пункт 2 Постановления и раздел III Положения применяются по истечении 90 дней после дня вступления в силу настоящего Постановления (с 14.10.2016).
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в апелляционном определении от 29.06.2016 N 44-АПГ16-13, при отсутствии на момент объявления конкурса по отбору подрядных организаций порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации, порядок проведения такого конкурса определяется субъектом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что во исполнение вышеприведенных правоположений, конкурсный отбор подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах проведен в соответствии с Распоряжением Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 14.03.2014 N 10/р, которым утвержден порядок привлечения организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Заказчиком на проведение работ по капитальному ремонту выступил региональный оператор - Некоммерческая организация "Фонд жилищно-коммунального хозяйства РТ".
Соответственно фонд заключает договоры с генеральным подрядчиком, перечисляет аванс и оплату денежных средств.
Согласно п.8.1 Распоряжения Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 14.03.2014 N 10/р (далее - Распоряжение), управляющая организация публикует в официальных источниках средств массовой информации, определенных органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Республики Татарстан, и на сайте Системы извещение о проведении отбора подрядной организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту по форме согласно Приложению N 2 к настоящему Порядку не позднее чем за три рабочих дня до даты проведения отбора. При этом извещение о проведении отбора подрядных организаций опубликовывается в средствах массовой информации после утверждения краткосрочного (ежегодного) плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
В соответствии с Распоряжением управляющей организацией произведена публикация извещения о проведении отбора в газете "Шахри Чаллы" от 07.10.2016 N 75.
В соответствии с Распоряжением комиссия по отбору подрядных организаций создается Региональным оператором. В состав данной комиссии по отбору подрядных организаций входят представители Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, представители НО "Фонд ЖКХ" Республики Татарстан, представители государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, представители органов местного самоуправления, представители управляющих организаций.
Исполнительный комитет муниципального образования г.Набережные Челны являлся одним из членов комиссии, организатором конкурса не являлся, извещение не публиковал, договор на проведение капитального ремонта не заключал.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильные выводы о том, что положения Постановления N 615, регламентирующие порядок определения подрядчика для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на момент проведения отбора, в силу не вступили и применению не подлежали.
При проведении отбора надлежало руководствоваться порядком, установленным Распоряжением, которым утвержден порядок привлечения организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.03.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 29.06.2015) порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме устанавливался субъектом Российской Федерации. Согласно редакции указанной нормы, действующей с 30.06.2015, такой порядок устанавливается Правительством Российской Федерации.
...
Исполнительный комитет муниципального образования г.Набережные Челны являлся одним из членов комиссии, организатором конкурса не являлся, извещение не публиковал, договор на проведение капитального ремонта не заключал.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильные выводы о том, что положения Постановления N 615, регламентирующие порядок определения подрядчика для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на момент проведения отбора, в силу не вступили и применению не подлежали."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 сентября 2018 г. N Ф06-36839/18 по делу N А65-31179/2017