г. Казань |
|
19 сентября 2018 г. |
Дело N А55-1616/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Сабирова М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Князевой А.В.,
при участии в Арбитражном суде Самарской области:
от Министерства управления финансами Самарской области - Медведкиной М.В., доверенность от 29.01.2018 N 40/07,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства управления финансами Самарской области и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.03.2018 (судья Шаруева Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2018 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-1616/2018
по исковому заявлению Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, г. Тольятти, к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области (ОГРН 1126316005628, ИНН 6316176298), г. Самара, о взыскании убытков в размере 3 816 000 руб. 00 коп.,
при участии третьего лица: Министерство управления финансами Самарской области (ОГРН 1026300972444, ИНН 6315802231), г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального района Ставропольский Самарской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 3 816 000 руб., возникших в результате внеочередного предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с тяжелым заболеванием, входящим в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ 21.12.2004 N 817, во исполнение вступивших в законную силу судебных актов.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство управления финансами Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.03.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2018, иск удовлетворен.
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерство управления финансами Самарской области, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационным жалобами.
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в своей жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить и прекратить производство по делу либо принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Министерство управления финансами Самарской области в своей жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационных жалоб ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, решениями Ставропольского районного суда Самарской области от 22.12.2014, 21.01.2016, 14.03.2016, администрацию обязали предоставить Пинемасовой И.А., Заяриной И.А., Клименко С.М. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке с учетом права на дополнительную площадь.
Во исполнение данных решений на основании Постановлений администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 21.07.2017 N 6164, от 16.03.2016 N 1437, от 26.07.2017 N 6304 указанным лицам были предоставлены по договорам социального найма квартиры.
Впоследствии были заключены договоры передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, квартиры были приватизированы и выбыли из владения муниципального района Ставропольский Самарской области.
Поскольку расходы на приобретение квартиры ответчик не компенсировал, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды двух инстанций, руководствуясь положениями статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 158, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание обстоятельства дела, пришли к выводу, что неисполнение субъектом Российской Федерации обязательств по компенсации затрат, произведенных администрацией по предоставлению жилых помещений, повлекло причинение истцу убытков.
При этом суды исходили из следующего.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет, что инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (части 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 5 статьи 2 Закона N 87-ГД, частью 1 статьи 1, пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установлено, что обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16) относится к вопросам местного значения, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
При этом в соответствии с положениями статей 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, суды пришли к выводу, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2015, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Отклоняя доводы заявителей о том, что обеспечение жилыми помещениями малоимущего нуждающегося гражданина относится к прямой компетенции органов местного самоуправления в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, суды указали, что согласно судебным актам судов общей юрисдикции об обязании истца предоставить жилые помещения, обоснованы обязанностью обеспечения жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, а не по имущественному признаку.
Кроме того, судами установлено, что доказательств выделения финансовых средств в спорные периоды субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, а также выплаты взыскиваемой суммы на день судебного разбирательства ответчиком в материалы дела не представлено.
Установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, суды двух инстанций удовлетворили заявленные исковые требования.
Суд округа считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационных жалоб изучены судом, однако подлежат отклонению, поскольку указанные в кассационных жалобах доводы не опровергают законность и обоснованность принятых судами по делу судебных актов и правильности выводов судов, а свидетельствуют о несогласии заявителей с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.
Иных доводов, которые не являлись бы предметом исследования нижестоящих судов и влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, кассационные жалобы не содержат.
Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Нарушений судом положений части 4 статьи 288 АПК РФ, при наличии которых судебный акт подлежит безусловной отмене, судом кассационной инстанции не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.03.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2018 по делу N А55-1616/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.А. Вильданов |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
При этом в соответствии с положениями статей 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, суды пришли к выводу, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2015, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Отклоняя доводы заявителей о том, что обеспечение жилыми помещениями малоимущего нуждающегося гражданина относится к прямой компетенции органов местного самоуправления в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, суды указали, что согласно судебным актам судов общей юрисдикции об обязании истца предоставить жилые помещения, обоснованы обязанностью обеспечения жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, а не по имущественному признаку."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 сентября 2018 г. N Ф06-36750/18 по делу N А55-1616/2018