г. Казань |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А49-1042/2018 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Пензы
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 02.04.2018 (судья Дудорова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2018 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Засыпкина Т.С., Рогалева Е.М.)
по делу N А49-1042/2018
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Флагман" к Администрации города Пензы об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Флагман" (далее - ООО "Флагман", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным решения администрации города Пензы (далее - администрация г. Пензы, администрация), выраженного в письме от 24.01.2018 N ОПР/А-4 об отказе в проведении аукциона, о возложении на администрацию обязанности по принятию решения о проведении аукциона на право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов (далее - НТО) по адресам: г. Пенза, ул. Калинина, 74, остановка "Чкалова"; г. Пенза, ул. Калинина, остановка "Фабрика игрушек"; г. Пенза, ул. Карпинского, 38А, остановка "Рембыттехника"; г. Пенза, ул. Кл. Цеткин, 15, остановка "ул. Клары Цеткин"; г. Пенза, ул. Кл. Цеткин, 42А, остановка "Универсам"; г. Пенза, ул. Кл. Цеткин, 23, остановка "Магазин"; г. Пенза, ул. Коннозаводская, 12, остановка "По требованию"; г. Пенза, ул. Красная, остановка "Больница".
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 02.04.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация г. Пензы, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы, обжалуя судебные акты, считает, что места размещения НТО, указанные в заявлении, не соответствуют Схеме, общество изменило позицию Схемы, вместо установленного периода размещения - неопределенный срок, указан- 5 лет, кроме того, заявление общества не соответствует утвержденному стандарту, а именно: адресовано не председателю аукционной комиссии, а администрации; не правильно поименована заявка.
В судебном заседании представитель администрации г. Пензы поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе,
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ООО "Флагман" обратилось в администрацию г. Пензы с заявлением от 17.01.2018 N 2 о проведении аукциона на право заключения договоров на размещение НТО по следующим адресам: г. Пенза, ул. Калинина, 74, остановка "Чкалова"; г. Пенза, ул. Калинина, остановка "Фабрика игрушек"; г. Пенза, ул. Карпинского, 38А, остановка "Рембыттехника"; г. Пенза, ул. Кл. Цеткин, 15, остановка "ул. Клары Цеткин"; г. Пенза, ул. Кл. Цеткин, 42А, остановка "Универсам"; г. Пенза, ул. Кл. Цеткин, 23, остановка "Магазин"; г. Пенза, ул. Коннозаводская, 12, остановка "По требованию"; г. Пенза, ул. Красная, остановка "Больница"., с указанием, в том числе номера пункта, которому соответствует данное место размещения в Схеме.
Письмом от 24.01.2018 N ОПР/А-4 администрация г. Пензы отказала в проведении аукциона в связи с тем, что указанные в заявлении места размещения НТО не соответствуют Схеме размещения, утвержденной постановлением администрации города Пензы от 09.04.2015 N 470, а также в связи с не соответствием заявки требованиям, указанным в приложении N 4 к постановлению администрации города Пензы от 29.04.2016 N 654.
ООО "Флагман", считая, что решение администрации противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схема размещения НТО на территории города Пензы утверждена постановлением администрации города Пензы от 09.04.2015 N 470.
Порядок размещения НТО на территории Пензенской области утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 N 32 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области" (далее - Порядок размещения от 02.03.2016 N 32).
В целях реализации положений Закона N 381-ФЗ и Порядка размещения от 02.03.2016 N 32 постановлением администрации города Пензы от 29.04.2016 N 654 утвержден Порядок проведения открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Пензы (далее - Порядок проведения от 29.04.2016 N 654).
В соответствии с пунктом 2.2. Порядка проведения от 29.04.2016 N 654 решение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение НТО принимается организатором аукциона на основании заявок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о проведении аукциона, в которых указываются место размещения, площадь, высота, вид, цель использования НТО и площадь, предназначенных для их размещения земельных участков.
В соответствии с подпунктом 2.3.1 пункта 2.3. Порядка проведения от 29.04.2016 N 654 организатор аукциона в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявок осуществляет их рассмотрение и принимает решение об отказе в проведении аукциона, если, в том числе, место размещения НТО, указанное в заявке о проведении аукциона не соответствует Схеме, утвержденной постановлением администрации города Пензы от 09.04.2015 N 470.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество обратилось с заявлением от 17.01.2018 N 2, в котором указало места размещения НТО, а именно:
- место размещения НТО по адресу г. Пенза, ул. Калинина, 74, остановка "Чкалова" полностью соответствует п. 16 подраздела "Ленинский район" раздела I Схемы размещения НТО на территории г. Пензы;
- место размещения НТО по адресу г. Пенза, ул. Калинина, остановка "Фабрика игрушек" полностью соответствует п. 62 подраздела "Первомайский район" раздела I Схемы размещения НТО на территории г. Пензы;
- место размещения НТО по адресу г. Пенза, ул. Карпинского, 38А, остановка "Рембыттехника" полностью соответствует п. 24 подраздела "Ленинский район" раздела I Схемы размещения НТО на территории г. Пензы;
- место размещения НТО по адресу г. Пенза, ул. Кл. Цеткин, 15, остановка "ул. Клары Цеткин" полностью соответствует п. 10 подраздела "Железнодорожный район" раздела I Схемы размещения НТО на территории г. Пензы;
- место размещения НТО по адресу г. Пенза, ул. Кл. Цеткин, 42А, остановка "Универсам" полностью соответствует п. 27 подраздела "Железнодорожный район" раздела I Схемы размещения НТО на территории г. Пензы;
- место размещения НТО по адресу г. Пенза, ул. Кл. Цеткин, 23, остановка "Магазин" полностью соответствует п. 12 подраздела "Железнодорожный район" раздела I Схемы размещения НТО на территории г. Пензы;
- место размещения НТО по адресу г. Пенза, ул. Коннозаводская, 12, остановка "По требованию" полностью соответствует п. 19 подраздела "Железнодорожный район" раздела I Схемы размещения НТО на территории г. Пензы;
- место размещения НТО по адресу г. Пенза, ул. Красная, остановка "Больница" полностью соответствует п. 69 подраздела "Первомайский район" раздела I Схемы размещения НТО на территории г. Пензы.
Таким образом, места размещения НТО обществом указаны в полном соответствии со Схемой размещения НТО на территории города Пензы, действующей на момент подачи заявления в орган местного самоуправления.
Эти обстоятельства подтверждены документально и администрацией в установленном порядке не опровергнуты, следовательно, места размещения НТО, указанные в заявлении, соответствуют Схеме, утвержденной постановлением администрации города Пензы от 09.04.2015 N 470.
Разрешая спор, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что указание обществом в заявлении предлагаемого периода (срока) для размещения НТО не может относиться к сведениям о месте размещения объекта, при этом срок размещения НТО должен определяться в соответствии с пунктом 3 Порядка размещения от 02.03.2016 N 32, согласно которому предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение НТО местах, определённых Схемой, осуществляется на основании договора на размещение НТО, заключаемого по результатам аукциона, либо в случаях, установленных настоящим Порядком, без проведения аукциона на срок, указанный в заявке хозяйствующего субъекта либо определённый уполномоченным органом местного самоуправления, при проведении аукциона по инициативе уполномоченного органа местного самоуправления, но не более чем на пять лет.
При таких обстоятельствах данный срок определяется либо заявителем в заявке о проведении аукциона либо уполномоченным органом местного самоуправления, но не может превышать пять лет.
В данном случае имеется обращение хозяйствующего субъекта о проведении аукциона и в его заявлении указан срок, на который подлежит заключению договор на размещение НТО, соответствующий пункту 3 Порядка размещения от 02.03.2016 N 32.
Принимая оспариваемое решение от 24.01.2018 N ОПР/А-4 об отказе в проведении аукциона администрация также исходила из того, что заявление от 17.01.2018 N 2 не соответствует требованиям, установленным Приложением N 4, утвержденным постановлением администрации города Пензы от 29.04.2016 N 654.
В заявлении общества о проведении аукциона указаны: место размещения, площадь, высота, вид и цели использования НТО, в связи с чем, принимая решения об отказе, администрация также ошибочно не учла, что заявление от 17.01.2018 N 2 соответствует и Порядку проведения от 29.04.2016 N 654 (Приложение N 4).
Согласно пункту 2.3 Порядка проведения от 29.04.2016 N 654 и пункту 4 Порядка размещения от 02.03.2016 N 32 рассмотрение заявок осуществляется, и решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом местного самоуправления, т.е. администрацией г. Пензы.
Постановлением администрации города Пензы от 29.04.2016 N 654 утверждено Положение о комиссии по проведению аукциона (Приложение N 1), согласно которому Комиссия по проведению аукциона создается с целью проведения аукциона, определения участников и победителя аукциона (пункт 1.2). Комиссия собирается по мере необходимости (пункт 1.4), в состав которой входят должностные лица администрации г. Пензы.
Таким образом, Комиссия по проведению аукциона не является постоянно действующим органом, местоположение ее не определено, она собирается по мере необходимости, для проведения аукциона и на период его проведения, а рассмотрение заявок и принятие решения о проведении аукциона осуществляется организатором аукциона, т.е. администрацией г. Пензы.
Исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в проведении аукциона по заявкам хозяйствующих субъектов установлен в пунктах 9.1 и 9.2 Порядка размещения от 02.03.2016 N 32.
Однако указанные в решении администрации об отказе в проведении аукциона основания не отвечают и Порядку проведения от 29.04.2016 N 654.
Судебные инстанции, учитывая пункты 2, 4 Порядка размещения от 02.03.2016 N 32, в соответствии с которым именно администрация г. Пензы принимает решение о проведении аукциона на право заключение договора и предоставляет право на размещение НТО, правомерно не приняли во внимание ссылки уполномоченного органа о том, что основанием для отказа в проведении аукциона может являться факт направления заявления в администрацию города Пензы, а не на имя Председателя аукционной комиссии.
В связи с этим все приведенные администрацией основания не могут быть признаны законными, следовательно, оснований для отказа в проведении аукциона не имелось.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 10 Закона N 381-ФЗ, пунктами 2.2, 2.3 Порядка проведения от 29.04.2016 N 654, пункта 3 Порядка размещения от 02.03.2016 N 32, установив, что отказ в проведении аукциона противоречит закону, правомерно удовлетворили заявленные требования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, что в силу положений главы 35 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 02.04.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2018 по делу N А49-1042/2018 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
...
В целях реализации положений Закона N 381-ФЗ и Порядка размещения от 02.03.2016 N 32 постановлением администрации города Пензы от 29.04.2016 N 654 утвержден Порядок проведения открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Пензы (далее - Порядок проведения от 29.04.2016 N 654).
...
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 10 Закона N 381-ФЗ, пунктами 2.2, 2.3 Порядка проведения от 29.04.2016 N 654, пункта 3 Порядка размещения от 02.03.2016 N 32, установив, что отказ в проведении аукциона противоречит закону, правомерно удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 сентября 2018 г. N Ф06-36742/18 по делу N А49-1042/2018