г. Казань |
|
20 сентября 2018 г. |
Дело N А12-46288/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Баширова Э.Г., Савкиной М.А.,
при участии представителя закрытого акционерного общества "Волгограднефтедобыча" - Макарова С.А. - представителя по доверенности от 29.11.2017,
в отсутствие иного лица, участвующего в деле, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2018 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Степура С.М.)
по делу N А12-46288/2017
по заявлению закрытого акционерного общества "Волгограднефтедобыча" (ОГРН 1023403848016, ИНН 3445046196) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (ИНН 3445070230, ОГРН 1043400433240) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Волгограднефтедобыча" (далее - ЗАО "Волгограднефтедобыча", общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, Управление, административный орган) от 23.11.2017 N 4/016-2017-ВН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением арбитражного суд Волгоградской области от 09.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2018 решение арбитражного суда Волгоградской области от 09.02.2018 по делу N А12-46288/2017 отменено, принят по делу новый судебный акт, которым признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области от 23.11.2017 N 4/016-2017-ВН.
Управление, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, судебный акт вынесен при недоказанности имеющихся в деле обстоятельствах; выводы судов о том, что обществом не осуществляется фактическое пользование недрами, являются несостоятельными; обществом привлечено к ответственности за отсутствие проектной документации.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Волгограднефтедобыча" просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ЗАО "Волгограднефтедобыча" в судебном заседании отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещено, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Волгограднефтедобыча" имеет лицензию ВЛГ 02177 НП на осуществление пользования недрами по геологическому изучению, включающему в себя поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на Дубовском участке, зарегистрированную 25.12.2015 сроком до 25.12.2020.
01.03.2017 в адрес Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от Отдела геологии и лицензирования по Волгоградской области Югнедра поступил протокол заседания Комиссии по заслушиванию пользователей недр о результатах геологоразведочных работ в 2016 году и планах на 2017 год по Волгоградской области от 30.01.2017 N 17, в котором указано, что ЗАО "Волгограднефтедобыча" не выполняются условия лицензии ВЛГ 02177 НП в части подготовки проектной документации.
По информации Отдела геологии и лицензирования по Волгоградской области Югнедра от 16.10.2017 N ВО-ЮФО-10-23/682 сведения о наличии у общества утвержденной в установленном порядке проектной документации на проведение работ по геологическому изучению недр на Дубовском лицензионном участке в Югнедрах отсутствуют.
По факту выявленного нарушения Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области в отношении ЗАО "Волгограднефтедобыча" составлен протокол от 26.10.2017 N 4/016-2017-ВН об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 23.11.2017 N 4/016-2017-ВН общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Посчитав, что постановление Управления является незаконным и подлежит отмене, ЗАО "Волгограднефтедобыча" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у Управления Росприроднадзора по Волгоградской области отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, следовательно, постановление Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от 23.11.2017 N 4/016-2017-ВН о привлечении ЗАО "Волгограднефтедобыча" к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ является незаконным и подлежит отмене. Суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия доказательств события правонарушения, поскольку не доказан факт пользования недрами, определенный условиями лицензии.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемое постановление, исходит из следующего и отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем условий лицензии.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исходя из буквального толкования приведенной нормы следует, что объективной стороной названного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии и привлечение к административной ответственности по данной норме возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Указанные нарушения, выразившиеся в несоблюдении условий предоставленной лицензии, по мнению административного органа образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Вместе с тем для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса необходимо наличие одновременно двух условий - это непосредственное пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и указанных в лицензии и совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
По смыслу приведенной нормы указанное правонарушение подразумевает активное поведение лица и может быть совершено только в форме действий.
Бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензионного соглашения, без факта непосредственного пользования обладателем лицензии недрами, не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В ходе проверки, а также при рассмотрения дела об административном правонарушении, административным органом не установлен факт непосредственного пользования обществом недрами. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие фактическое осуществление обществом деятельности по пользованию недрами посредством их геологического изучения, поиск и оценку месторождений полезных ископаемых на Дубовском участке.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами КоАП РФ, Закона о недрах, суд апелляционной инстанции обосновано не установил наличия в бездействии общества объективной стороны, сформулированной Управлением в оспариваемом постановлении, и, следовательно, совокупности элементов состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Данное обстоятельство в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении и влечет необходимость признания незаконным и отмены постановления административного органа.
Доводы Управления о доказанности события и состава вмененного обществу административного правонарушения не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельствах дела и исследованных доказательств.
Доводы заявителя выводы судов не опровергают.
Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2018 по делу N А12-46288/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенной нормы указанное правонарушение подразумевает активное поведение лица и может быть совершено только в форме действий.
Бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензионного соглашения, без факта непосредственного пользования обладателем лицензии недрами, не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами КоАП РФ, Закона о недрах, суд апелляционной инстанции обосновано не установил наличия в бездействии общества объективной стороны, сформулированной Управлением в оспариваемом постановлении, и, следовательно, совокупности элементов состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Данное обстоятельство в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении и влечет необходимость признания незаконным и отмены постановления административного органа."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 сентября 2018 г. N Ф06-36930/18 по делу N А12-46288/2017