г. Казань |
|
25 сентября 2018 г. |
Дело N А12-45605/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Галант" - Трофимова Ю.В. - представителя по доверенности от 28.11.2017,
от администрации Волгограда - Мололкиной Ю.Д. - представителя по доверенности от 02.08.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Галант"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.03.2018 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Землянникова В.В., Смирников А.В.)
по делу N А12-45605/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Галант" о признании недействительными пунктов 2.10., 2.12. распоряжения Департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 13.11.2017 N 720-р "Об отмене актов Комитета транспорта промышленности и связи администрации Волгограда и прекращении свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок" в части прекращения действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 29С "ТРЦ "АКВАРЕЛЬ" - ул. им. композитора Танеева" (свидетельство серии 342701 N 000164), N 5а "Красноармейский мясокомбинат - магазин "Радеж"" (свидетельство серии 342701 N 000162),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Галант" (далее - ООО "Галант", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2.10., 2.12. распоряжения Департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 13.11.2017 N 720-р "Об отмене актов Комитета транспорта промышленности и связи администрации Волгограда и прекращении свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок" в части прекращения действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 29С "ТРЦ "АКВАРЕЛЬ" - ул. им. композитора Танеева" (свидетельство серии 342701 N 000164), N 5а "Красноармейский мясокомбинат - магазин "Радеж"" (свидетельство серии 342701 N 000162).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.03.2018 по требование общества с ограниченной ответственностью "Галант" о признании недействительными пунктов 2.10., 2.12. распоряжения Департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 13.11.2017 N 720-р "Об отмене актов Комитета транспорта промышленности и связи администрации Волгограда" и прекращении свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок" в части прекращения действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 29С "ТРЦ "АКВАРЕЛЬ" - ул. им. композитора Танеева" (свидетельство серии 342701 N 000164), N 5а "Красноармейский мясокомбинат - магазин "Радеж"" (свидетельство серии 342701 N 000162) оставлено без удовлетворения.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отменяя распоряжение комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда от 13.04.2017 N 31-р и прекращая действие свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 5а, 29с, руководитель департамента городского хозяйства администрации Волгограда действовал в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства. В рассматриваемом случае права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены, поскольку оспариваемое решение является законным.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.03.2018 оставлено без изменения. Апелляционный суд поддержал выводы, сделанные судом первой инстанции.
ООО "Галант", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, судебные акты вынесены при недоказанности имеющихся в деле обстоятельствах; распоряжение является произвольным и ничем не обоснованным; суды неверно руководствовались только общими положениями законодательства о пассажирских перевозках.
В отзыве на кассационную жалобу администрация Волгограда просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель администрации отклонила доводы, изложенные в кассационной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, 13.11.2017 распоряжением департамента городского хозяйства администрации Волгограда N 720-р "Об отмене актов комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда и прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту 5а регулярных перевозок (далее- распоряжение департамента от 13.11.2017 N 720-р) отменено распоряжение комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда 31-р от 13.04.2017 "О внесении изменении в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок" в связи несоответствием Федеральному закону от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ), постановлению администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016-2020 годы"; прекращено действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 29с "ТРЦ "Акварель" ул. им. композитора Танеева", по маршруту N "Красноармейский мясокомбинат - магазин "Радеж".
Не согласившись с отдельными положениями вынесенного распоряжения ООО "Галант" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Кассационная инстанция, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
В силу пункта 27 части 1 статьи 3 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ документом планирования регулярных перевозок является нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
На основании части 1 статьи 12 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений данного закона.
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 данного закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах (часть 2 статьи 12 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
Как установлено судами обеих инстанций, постановлением администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610 утвержден документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016 - 2020 годы, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 1).
Согласно пункту 1.3 вышеназванного Положения (в редакции до 29.06.2016) уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок в границах городского округа город-герой Волгоград является администрация Волгограда в лице Департамента городского хозяйства администрации Волгограда.
Согласно пункту 2.1 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах в границах городского округа город-герой Волгоград основанием для установления, изменения или отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок являются данные пассажиропотоков, полученные при обследовании, введении в эксплуатацию новых жилых зон и массивов или их сносе, изменении дорожной и градостроительной ситуации, создании либо ликвидации крупных предприятий торговли, медицинских учреждений, спортивных объектов, баз отдыха и иных социально значимых объектов, а также на основании решения, предусмотренного документом планирования регулярных перевозок.
В пункте 2.3 Положения указано, что инициатором внесения изменений в муниципальные маршруты выступают юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, инициатор представляет в уполномоченный орган заявление в письменной форме об установлении или изменении данного маршрута, которое включает в себя сведения, предусмотренные пунктами 2.4 и 2.5 Положения от 23.12.2015 N 38/1195.
Согласно пункту 2.10 Положения от 23.12.2015 N 38/1195 уполномоченный орган проводит проверку представленных документов на их соответствие документу планирования регулярных перевозок, полноты и достоверности сведений, содержащихся в них, а также проводит оценку соответствия муниципального маршрута регулярных перевозок требованиям безопасности дорожного движения.
В постановление администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610 и распоряжение комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда от 26.09.2016 N 99-р изменения в части исключения из числа отмененных муниципальных маршрутов N 5 а, 29 с не вносились.
В нарушение порядка, установленного частями 2 и 4 статьи 19, статьей 21 - 24 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, без проведения открытого конкурса ООО "Галант" выданы свидетельства об организации регулярных перевозок по отмененным муниципальным маршрутам N 5а, 29с со сроком действия до апреля 2022 года.
Учитывая, что Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016 - 2020 годы, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610, распоряжение комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда от 26.09.2016 N 99-р "Об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок" не отменены и не оспорены в установленном законом порядке, департамент городского хозяйства администрации Волгограда правомерно отменил распоряжение комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда от 13.04.2017 N 31 - р "О внесении изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок" и прекратил действие свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 5а и N 29с.
Основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо, установив нарушение действующего законодательства, свидетельствующее о незаконности ранее принятого решения, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды пришли к выводу, что распоряжение Департамента от 13.11.2017 N 720-р в оспариваемой части соответствует требованиям Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, Положению от 23.12.2015 N 38/1195, Документу планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016 - 2020 годы, утвержденному постановлением администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом округа в полном объеме и отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм права, направлены на иную оценку исследованных апелляционным судом доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационной инстанции не входит.
Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.03.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018 по делу N А12-45605/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
...
В нарушение порядка, установленного частями 2 и 4 статьи 19, статьей 21 - 24 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, без проведения открытого конкурса ООО "Галант" выданы свидетельства об организации регулярных перевозок по отмененным муниципальным маршрутам N 5а, 29с со сроком действия до апреля 2022 года.
...
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды пришли к выводу, что распоряжение Департамента от 13.11.2017 N 720-р в оспариваемой части соответствует требованиям Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, Положению от 23.12.2015 N 38/1195, Документу планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016 - 2020 годы, утвержденному постановлением администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2018 г. N Ф06-37321/18 по делу N А12-45605/2017
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-37321/18
01.06.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4534/18
06.03.2018 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-45605/17
26.12.2017 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-45605/17