г. Казань |
|
25 сентября 2018 г. |
Дело N А65-9481/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ак Барс Капитал" - Билалова И.Ш. - представителя по доверенности от 17.05.2018,
от Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национальный Банк по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации - Ашаевой Е.Н. - представителя по доверенности от 03.09.2018, Булякова Д.С. - представителя по доверенности от 03.09.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ак Барс Капитал"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.04.2018 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Рогалева Е.М., Засыпкина Т.С.)
по делу N А65-9481/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ак Барс Капитал" (ИНН 1435126890, ОГРН 1021401047799) к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения - Национальный Банк по Республике Татарстан ВолгоВятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) об отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ак Барс Капитал" (далее - ООО УК "Ак Барс Капитал", общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Центральному банку Российской Федерации в лице отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - Центральный банк Российской Федерации, административный орган) об отмене постановления N 18-2168/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N ЦА-54-ЮЛ-182168 от 12.03.2018 по части 12 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.04.2018 в удовлетворении заявления отказано, постановление Центрального банка Российской Федерации по делу об административном правонарушении N 18-2168/3110-1 от 12.03.2018 о привлечении ООО УК "Ак Барс Капитал" к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ, в части наложения административного взыскания в виде штрафа в размере 300 000 руб. изменено, размер административного штрафа снижен до 150 000 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ. Суд счел возможным изменить оспариваемое постановление в части наложения административного взыскания в виде штрафа в размере 300 000 руб., снизив размер административного штрафа до 150 000 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.04.2018 оставлено без изменения. Апелляционный суд согласился с выводами, которые были сделаны судом первой инстанции.
ООО Управляющая компания "Ак Барс Капитал", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, судебные акты вынесены при недоказанности имеющихся в деле обстоятельствах; судами неправомерно не применены нормы статьи 2.9 КоАП РФ, обстоятельства совершения правонарушения и собранные по делу доказательства свидетельствуют об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в силу чего вменяемое ему правонарушение является малозначительным.
В отзыве на кассационную жалобу Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения - Национальный Банк по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Центрального банка Российской Федерации отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО УК "АК БАРС КАПИТАЛ" является организацией, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов АО "НПФ "Волга-Капитал" на основании лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами от 12.11.2002 N 21-000-1- 00088.
ООО УК "АК БАРС КАПИТАЛ" осуществляет доверительное управление средствами пенсионных накоплений АО "НПФ "Волга-Капитал" на основании договора доверительного управления от 22.12.2017 N 32-НПФ/ДУ/РОПС.
Установлено, что 22.01.2018 в портфель пенсионных накоплений (резерва по обязательному пенсионному страхованию) АО "НПФ "Волга-Капитал", находящихся под управлением ООО УК "АК БАРС КАПИТАЛ" (далее - общество) на основании договора N 32 - НПФ/ДУ/РОПС от 22.12.2017, были приобретены 170 облигаций АО "ВЭБ-лизинг" (гос.рег.номер 4В02-07-43801-Н; далее - облигации), не имевшие на момент приобретения рейтинга выпуска, рейтинга эмитента или рейтинга поручителя (гаранта) на уровне "гиВВ+" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации АО "Эксперт РА" либо на уровне "BB+(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации АКРА (АО). Данный факт является нарушением требований п. 1.1.2 Главы 1 Положения Банка России от 01.03.2017 N 580-П. Общество уведомило Центральный банк Российской Федерации о данном нарушении письмом N 01/02/06-1 от 06.02.2018.
Административный орган пришел к выводу о том, что ООО УК "АК БАРС КАПИТАЛ" нарушило установленные законодательством Российской Федерации требования к осуществляемому виду деятельности, тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ.
По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении N АП-ПР-54-18/16 от 15.02.2018, на основании материалов проверки было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 18-2168/3110-1 от 12.03.2018 о привлечении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ак Барс Капитал", г. Казань (ОГРН 1021401047799, ИНН 1435126890) к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, исходит из следующего.
В части 12 статьи 15.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за иное нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг при осуществлении соответствующего вида деятельности установленных законодательством требований к этим видам деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 11 данной статьи, статьями 13.25, 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Поднадзорными Банку России некредитными финансовыми организациями, согласно статье 76.1 Закона о Банке России, являются в числе прочих управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда.
Согласно статье 76.5 Закона о Банке России Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно пункту 2 Информации Банка России от 03.07.2017 "Об установлении уровня рейтинга долгосрочной кредитоспособности для целей инвестирования средств пенсионных накоплений и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих" в целях применения абзаца третьего подпункта 1.1.2 пункта 1.1 Положения N 580-П установлены следующие значения уровня кредитного рейтинга выпуска облигаций (за исключением облигаций кредитных организаций), приобретенных за счет пенсионных накоплений после 13.07.2017 (при отсутствии рейтинга выпуска - уровня кредитного рейтинга эмитента таких облигаций либо поручителя (гаранта) по таким облигациям): для российских объектов рейтинга - "шВВ+" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации АО "Эксперт РА" либо "BB+(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации АКРА (АО).
Судом установлено, что в нарушение требований пункта 1.1.2 Положения N 580-П Управляющая компания 22.01.2018 за счет средств пенсионных накоплений АО "НПФ "Волга-Капитал" приобрела облигации АО "ВЭБ-лизинг" (170 облигаций, 4В02-07-43801- Н), не удовлетворяющие требованиям к активам, в которые инвестируются пенсионные накопления, что подтверждается уведомлениями о выявлении нарушения (несоответствия) АО "Специализированный депозитарий "ИНФИНИТУМ" от 24.01.2018 N ПН/259/563/УВНР/1/18 и N ПР/259/УВНР/1/18. Облигации АО "ВЭБ-лизинг" (4В02-07- 43801-Н) соответствующего рейтинга не имели.
Учитывая вышеизложенное, суды пришли к выводу о том, что Управляющей компанией было совершено административное правонарушение, выразившееся в приобретении за счет средств пенсионных накоплений облигаций, не удовлетворяющих требованиям к активам, в которые инвестируются пенсионные накопления.
Суды сочли, что ООО УК "АК БАРС КАПИТАЛ" имело возможность выполнить требования законодательства, что сделано не было. Вина ООО УК "АК БАРС КАПИТАЛ" в совершении административного правонарушения установлена, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 15.02.2018 N АП-ПР-54-18/16 и другими материалами дела.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административных правонарушений, ответственность за которые установлена в частях 12 статьи 15.29 КоАП РФ.
В заявлении об отмене постановления управляющая компания не оспаривает факт наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ, вместе с тем просило признать совершенное ООО УК "АК БАРС КАПИТАЛ" правонарушение малозначительным.
В статье 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив представленные доказательства и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания данного правонарушения малозначительным.
Кроме того, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда РФ в пункте 18.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода суда арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Суд первой инстанции счёл возможным изменить оспариваемое постановление в части наложения административного взыскания в виде штрафа в размере 300 000 руб., снизив размер административного штрафа до 150 000 руб. по следующим основаниям: нарушение длилось 1 день, было обнаружено и устранено самим обществом. Апелляционный суд согласился с данным выводом.
Суды пришли к выводу о том, что наложение административного штрафа в размере 150 000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения и обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой законодательства запретов.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны аргументам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка в оспариваемых судебных актах.
Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.04.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 по делу N А65-9481/2018 2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В заявлении об отмене постановления управляющая компания не оспаривает факт наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ, вместе с тем просило признать совершенное ООО УК "АК БАРС КАПИТАЛ" правонарушение малозначительным.
В статье 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2018 г. N Ф06-36710/18 по делу N А65-9481/2018