г. Казань |
|
27 сентября 2018 г. |
Дело N А65-31/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2018.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
Крестьянского хозяйства "Земляки"- Аппакова В.И., (лично по паспорту),
в отсутствие:
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2018 (судья Ситдиков Б.Ш.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-31/2018
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан к Крестьянскому хозяйству "Земляки", о взыскании 12 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе (далее - заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Крестьянскому хозяйству "Земляки", Нижнекамский район (далее - ответчик) о взыскании штрафа за предоставление неполных и недостоверных, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного учета) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за июнь 2016 года по требованию от 05.05.2017 N 013S01170262032 в сумме 12 000 руб. по КБК 39211620010066000140.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2018 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 решение суда первой инстанции было оставлено без изменений.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Представитель ответчика в судебном заседании отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве.
Заявитель в судебное заседание своих представителей не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия заявителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела, Пенсионным фондом в ходе проверки правильности, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) было установлено, что 01.02.2017 ответчиком представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" за отчетный период - июнь 2016 в отношении 24 застрахованных лиц, в связи с отсутствием которых в ранее представленных сведениях по типу "исходная" был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.03.2017 N 013S18170006628.
По результатам рассмотрения материалов проверки заявителем было принято решение от 12.04.2017 N 013S19170011042 о привлечении ответчика к ответственности в виде штрафа в размере 12 000 руб.
05.05.2017 пенсионным фондом страхователю выставлено требование N 013S01170262032 о необходимости уплаты штрафных санкций в срок до 30.05.2017.
Неисполнение страхователем требования об уплате штрафа в установленный срок явилось основанием для предъявления пенсионным органом в арбитражный суд заявления о выдаче судебного приказа.
29.11.2017 Арбитражным судом Республики Татарстан выдан судебный приказ по делу N А65-38529/2017 о взыскании с ответчика 12 000 штрафа за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
14.12.2017 Арбитражным судом Республики Татарстан судебный приказ от 29.11.2017 отменен в связи с поступлением возражений от ответчика, что явилось основанием для предъявления требований пенсионным органом в порядке искового производства.
Заявитель также заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу искового заявления.
Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства и заявления, при этом суды правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ, статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах"" (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142 и опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 24.02.2016) утверждена соответствующая форма отчетности - СЗВ-М.
Согласно Постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п сведения по форме СЗВ-М представляются по трем типам форм: исходная, дополняющая, отменяющая.
При этом "исходная" - форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "дополняющая" - форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отменяющая" - форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии с абзацем 3 статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда.
Аналогичные положения предусмотрены действовавшей в спорный период инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2010 N 16440).
Для представления корректирующих сведений в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган пенсионного фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем согласно пункту 34 вышеуказанной Инструкции либо со дня получения уведомления территориального органа пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений в соответствии с пунктом 41 вышеуказанной инструкции.
02.01.2017. ответчиком представлены сведения за июнь 2016 года по форме СВЗ-М тип "исходная", что подтверждается материалами дела и не оспаривается пенсионным фондом.
01.02.2017 ответчиком по телекоммуникационным каналам связи в пенсионный орган представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за июнь 2016 в связи с дополнением ранее представленных сведений.
Дополняющие сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М направлены страхователем в связи с самостоятельным выявлением неполноты ранее представленной отчетности по форме СЗВ-М тип "исходная".
Как верно указано судами, пенсионным органом не представлены доказательства направления страхователю в порядке, предусмотренном абзацем 5 статьи 17 Федерального закона N 27- ФЗ, уведомления об устранении имеющихся расхождений при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пенсионным Фондом Российской Федерации в действовавшем в спорный период Письме Пенсионного Фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" со ссылкой на положения пункта 2.2. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П о необходимости при рассмотрении дел исследовать по существу фактические обстоятельств и не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы, указано, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что ответчиком сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете по форме СЗВ-М за июнь 2016 по типу "дополняющая" были представлены в пенсионный орган в порядке устранения самостоятельно выявленной ошибки, что исключает применение финансовой санкции по статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с позицией судов предыдущих инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока на подачу иска о взыскании штрафных санкций по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", с 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании с налогоплательщика - организации суммы санкции пенсионный орган вправе был обратиться в арбитражный суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате.
Согласно требованию от 05.03.2017 N 013S01170262032 срок для добровольный уплаты штрафа был установлен до 30.05.2017. Требование пенсионного органа направлено ответчику 10.05.2017.
Таким образом, о получении страхователем требования и неисполнении его в добровольном порядке, на дату истечения срока добровольного исполнения пенсионному органу было известно.
С заявлением о выдаче судебного приказа пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан только 24.11.2017, то есть за 6 дней до истечения установленного законом срока предъявления требований в судебном порядке, что подтверждается сведениями картотеки арбитражных дел официального сайта суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом истечения срока для обращения в суд 30.11.2017 и непредставлением пенсионным органом доказательств наличия исключительных и непреодолимых обстоятельств, препятствовавших обращению пенсионного органа в суд в период с 31.05.2017 по 24.11.2017, принимая во внимание пресекательный характер срока, суды правомерно посчитали, что оснований для его восстановления не имеется.
Отказ в восстановлении срока на подачу заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу кассационной жалобы заявителя доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 по делу N А65-31/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", с 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании с налогоплательщика - организации суммы санкции пенсионный орган вправе был обратиться в арбитражный суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 сентября 2018 г. N Ф06-36852/18 по делу N А65-31/2018