г. Самара |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А65-31/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от ГУ -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан - не явился, извещен,
от Крестьянского хозяйства "Земляки" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2018 года по делу N А65-31/2018 (судья Ситдиков Б.Ш.),
по заявлению Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан,
к Крестьянскому хозяйству "Земляки",
о взыскании 12 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Крестьянскому хозяйству "Земляки" о взыскании штрафа за представление неполных и недостоверных, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за июнь 2016 г. по требованию от 05.05.2017 г. N 013S01170262032 в сумме 12 000 руб. по КБК 39211620010066000140.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2018 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан в ходе проверки правильности, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" ( далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) было установлено, что 01.02.2017 Крестьянским хозяйством "Земляки" были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" за отчетный период - июнь 2016 в отношении 24 застрахованных лиц, в связи с отсутствием которых в ранее представленных сведениях по типу "исходная" был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.03.2017 N013S18170006628.
12.04.2017 Управлением Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан по результатам рассмотрения материалов проверки и акта от 02.03.2017 N 013S18170006628 вынесено решение N 013S19170011042 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 12 000 руб.
Решением установлено, что страхователем нарушены нормы пункта 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за представление неполных и (или) недостоверных сведений в отношении 24 застрахованных лиц за июнь 2016 предложено уплатить штрафные санкции в размере 12000 руб.
05.05.2017 пенсионным органом страхователю выставлено требование N 013S01170262032 о необходимости уплаты штрафных санкций в срок до 30.05.2017. Неисполнение страхователем требования об уплате штрафа в установленный срок явилось основанием для предъявления пенсионным органом в арбитражный суд заявления о выдаче судебного приказа.
29.11.2017 Арбитражным судом Республики Татарстан выдан судебный приказ по делу N А65-38529/2017 о взыскании с ответчика 12 000 штрафа за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
14.12.2017 Арбитражным судом Республики Татарстан судебный приказ от 29.11.2017 по делу N А65-38529/2017 отменен в связи с поступлением возражений от ответчика, что явилось основанием для предъявления требований пенсионным органом в порядке искового производства.
Истец также заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу искового заявления.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Отношения, связанные с государственным регулированием обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования, регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" определяются правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ, статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах"" (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142 и опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 24.02.2016) утверждена соответствующая форма отчетности - СЗВ-М.
В силу статьи 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом, а также обязаны осуществлять контроль за правильностью представления указанных сведений.
Обязанность предоставления сведений по форме СЗВ-М считается исполненной при предоставлении страхователем таких сведений в соответствии с утвержденным Распоряжением Правления ПФР от 31.08.2016 N 432р форматом данных сведений о застрахованных лицах, при наличии положительного протокола проверки со статусом "Документ принят".
Согласно Постановлению Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п сведения по форме СЗВ-М представляются по трем типам форм: исходная, дополняющая, отменяющая.
При этом "исходная" - форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "дополняющая" - форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отменяющая" - форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии с абзацем 3 статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда.
Аналогичные положения предусмотрены действовавшей в спорный период Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2010 N 16440).
Для представления корректирующих сведений в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган пенсионного фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем согласно пункту 34 вышеуказанной Инструкции либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений в соответствии с пунктом 41 вышеуказанной Инструкции.
Скорректированная форма должна быть направлена с указанием типа формы "дополняющая" и может быть подана лишь с целью дополнения ранее принятых органами пенсионного фонда сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период, то есть к "исходной" форме.
Пенсионным органом не оспаривается, материалами дела подтверждается, что сведения за июнь 2016 года по форме СВЗ-М тип "исходная" представлены страхователем своевременно 02.01.2017.
01.02.2017 страхователем по телекоммуникационным каналам связи в пенсионный орган представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за июнь 2016 в связи с дополнением ранее представленных сведений.
Принятие пенсионным органом дополняющих сведений по форме СЗВ-М подтверждается представленным в материалы дела протоколом от 02.02.2017 проверки отчетности страхователя со статусом "документ принят", что не оспаривается сторонами дела.
Дополняющие сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М направлены страхователем в связи с самостоятельным выявлением неполноты ранее представленной отчетности по форме СЗВ-М тип "исходная".
При этом пенсионным органом не представлены доказательства направления страхователю в порядке, предусмотренном абзацем 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, уведомления об устранении имеющихся расхождений при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.
В действовавшем в спорный период Письме Пенсионного Фонда РФ от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" даны разъяснения территориальным органам Пенсионного Фонда РФ по вопросу применения штрафных санкций в ситуации, при которых страхователь самостоятельно выявил ошибку в представленных сведениях по персонифицированному учету и сообщил об этом территориальным органам ПФР.
Пенсионным Фондом Российской Федерации со ссылкой на положения пункта 2.2. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П о необходимости при рассмотрении дел исследовать по существу фактические обстоятельств и не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы, указано, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ответчиком сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете по форме СЗВ-М за июнь 2016 по типу "дополняющая" были представлены в пенсионный орган в порядке устранения самостоятельно выявленной ошибки, что исключает применение финансовой санкции по статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция получила свое отражение в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 г. по делу N А65-9070/2017, от 26.01.2018 г. по делу N А65-24508/2017, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2017 г. по делу N А65-11043/2017.
Суд первой инстанции также обоснованно посчитал не подлежащим удовлетворению ходатайство истца о восстановлении срока на подачу иска о взыскании штрафных санкций по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", с 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании с налогоплательщика - организации суммы санкции пенсионный орган вправе был обратиться в арбитражный суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате.
Пенсионный орган обратился в арбитражный суд с исковым заявлением 09.01.2018 г., что подтверждается штемпелем суда на исковом заявлении, то есть с пропуском установленного шестимесячного срока для обращения с заявлением после истечения срока исполнения требования об уплате.
Согласно требованию от 05.03.2017 N 013S01170262032 срок для добровольный уплаты штрафа был установлен до 30.05.2017. Требование пенсионного органа направлено ответчику 10 мая 2017 г., что подтверждается списком почтовых отправлений.
Следовательно, о получении страхователем требования и неисполнении его в добровольном порядке, на дату истечения срока добровольного исполнения пенсионному органу было известно.
С заявлением о выдаче судебного приказа пенсионный орган обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан только 24.11.2017, т.е. за 6 дней до истечения установленного законом срока предъявления требований в судебном порядке, что подтверждается сведениями карточки дела N А65-38529/2017 в Картотеке арбитражных дел официального сайта суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом истечения срока для обращения в суд 30.11.2017 и непредставлением пенсионным органом доказательств наличия исключительных и непреодолимых обстоятельств, препятствовавших обращению пенсионного органа в суд в период с 31.05.2017 по 24.11.2017, принимая во внимание пресекательный характер срока, суд первой инстанции правомерно посчитал, что оснований для его восстановления не имеется.
Отказ в восстановлении срока на подачу заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2018 года по делу N А65-31/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.